§ 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
Субъектами, осуществляющими правоприменительную деятельность, выступают либо органы (государственные или местного самоуправления), либо должностные лица. При этом должностное лицо является первичным субъектом, осуществляющим правоприменительную деятельность. В случаях, когда правоприменение осуществляется государственным органом, его материальным субстратом все равно выступают «живые люди, которые вырабатывают волю общественного образования и через которых осуществляется деятельность этого общественного образования как единого целого»58.
Таким образом, как решение, принимаемое должностным лицом, так и решение, исходящее от органа государства, принимается должностными лицами с той лишь разницей, что в первом случае оно принимается единолично, а во втором – коллегиально. Поэтому успех правоприменительной деятельности зависит прежде всего от людей, которые по своим профессиональным качествам, ценностным ориентациям и иным морально‑этическим качествам, психологическим характеристикам способны осуществлять властные полномочия должностного лица, готовить и принимать законные, обоснованные и справедливые правоприменительные акты.
Современная наука и практика сформулировали перечень качеств, наличие которых является необходимым условием успешной, плодотворной деятельности должностного лица в сфере правоприменения. В числе этих качеств чаще всего называются: профессионализм, высокая степень ответственности, увлеченность и удовлетворенность работой, престиж закона и законности, дисциплинированность и аккуратность.
Профессионализм представляет собой совокупность глубоких специальных, в том числе и юридических знаний, навыков и умений, позволяющих должностному лицу обеспечивать успешную реализацию всех целей правоприменения, то есть достоверно и полно устанавливать необходимые по делу жизненные обстоятельства; соблюдать законность и уважать права и свободы граждан, иных лиц, а также принимать решения, удовлетворяющие требованиям законности, целесообразности и справедливости. В связи с тем, что правоприменение носит творческий характер, требует оперативного принятия решений порой в самых неожиданных, экстремальных ситуациях, правоприменитель должен обладать соответствующими качествами: умением логически мыслить, интуицией, хорошей памятью.
Плодотворное влияние профессионализма на результаты работы наиболее ярко проявляется в сочетании с таким качеством правоприменителя, как высокая ответственность за порученную работу. Должностное лицо при осуществлении государственно‑властных полномочий должно в полной мере осознавать значимость этих полномочий и с полной отдачей сил и энергии воплощать их в своих действиях, не допускать фактов упрощенного подхода к осуществлению тех или иных предусмотренных законом процедур, не принимать решения на основе неполных или не до конца проверенных фактов.
Правоприменитель, как и любой иной работник, тем успешнее достигает положительных результатов по работе, преодолевает возникающие трудности, чем больше он увлечен работой и удовлетворен ее результатами. Поэтому увлеченность и удовлетворенность работой являются необходимыми условиями успешной работы правоприменителя.
Особое значение в деятельности правоприменителя имеет стремление поддерживать престиж закона и законности, что является выражением важной ценностной ориентации. Правоприменение, призванное конкретизировать всеобщую норму с учетом реальных жизненных ситуаций, достигает своей цели лишь в случае, когда правоприменительные акты являются законными как по форме, так и по своему содержанию, то есть соответствуют примененной в деле норме права. Должностное лицо не только признает закон и законность в качестве особой социально‑юридической ценности, но и неукоснительно руководствуется ими в своей деятельности. Так, он не предоставляет лицам права и льготы, не предусмотренные законом, не освобождает виновных лиц от юридической ответственности, не берет взяток.
Для того чтобы правоприменитель мог успешно справляться с огромным потоком документов, юридических дел, которые постоянно проходят через его руки, он должен обладать дисциплинированностью и аккуратностью. Ясно, что всякие факты волокиты, пропуска установленных законом сроков проведения тех или иных правоприменительных действий, утраты дел или отдельных документов являются серьезными дисциплинарными проступками, негативно влияющими на эффективность деятельности правоприменительного органа в целом. Дисциплинированность особенно важна для правоприменителей, деятельность которых строго регламентирована процессуальными нормами уголовного, гражданского или административного судопроизводства.
Социологические исследования кадрового состава правоприменительных органов, проводимые в последние годы, показывают, что значительная часть правоприменителей не в полной мере обладают рассмотренными качествами. Только 8–9 % респондентов убеждены в том, что среди государственных служащих достаточно широко развиты такие качества, как справедливость и объективность, бескорыстие и неподкупность, честность и порядочность. Одновременно 77,5 % граждан, обращавшихся с заявлениями в государственные органы исполнительной власти, считают, что к ним отнеслись плохо, бюрократически, формально, ограничились отписками. Такое положение, полагают авторы исследования, возникло «не из‑за дефицита власти или возможностей, а скорее из‑за дефицита у чиновников сердечности, сочувствия, доброжелательности и умения обращаться с рядовыми гражданами»59.
Понятно, что государство не может мириться с таким положением в деятельности государственных органов. На решение задачи формирования кадрового состава должностных лиц, способных надлежащим образом осуществлять правоприменительную деятельность, искоренить недостатки, которые наблюдаются в их работе в настоящее время, направлена сложная, многоплановая и кадровая политика государства. Основы такой политики закрепляются в законах, нормативно‑правовых актах органов исполнительной власти. Среди них особое значение имеет концепция кадровой политики, которая принимается президентом страны или правительством и определяет научные основы решения кадровых проблем государства, структуру и принципы государственной кадровой политики на длительный период, рациональные методы подбора и расстановки кадров, приоритетные направления работы с ними.
В процессе подбора и расстановки кадров правоприменителей, повышения их квалификации и развития необходимых профессиональных способностей используются следующие приемы:
1) особый усложненный порядок замещения должностей правоприменителей: а) конкурсный отбор, б) назначение по решению федеральных органов Российской Федерации, в) избрание населением в ходе прямых, всеобщих, равных выборов при тайном голосовании. Так, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» главные, ведущие и старшие государственные должности государственной службы могут замещаться только по конкурсу. Решение федеральных органов Российской Федерации требуется при назначении на должности правоприменителей, связанных с осуществлением широкого круга государственно‑властных полномочий. Президент Российской Федерации назначает судей федеральных судов, а Федеральное Собрание – судей Конституционного Суда Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает прокуроров субъектов Российской Федерации и территориальных прокуратур. В ходе прямых, всеобщих и равных выборов при тайном голосовании избираются главы органов местного самоуправления, главы администраций субъектов Российской Федерации, президенты республик и Президент Российской Федерации;
2) создание необходимых условий для повышения профессионального уровня путем самообразования, обучения в специальных образовательных учреждениях повышения квалификации либо получения послевузовского профессионального образования в аспирантуре и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора юридических наук;
3) установление нормативов правоприменительной деятельности и равномерное распределение служебной нагрузки между отдельными правоприменителями;
4) функциональное распределение труда. Правоприменение выступает формой реализации норм практически всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного, финансового и др. Поэтому в органе, осуществляющем правоприменительную деятельность по широкому кругу вопросов, практикуется специализация правоприменителей на отдельной, узкой категории дел, что положительно сказывается на результатах работы. Так, судьи, специализирующиеся на определенной категории дел, имеют отмененных приговоров на 6–7 % меньше, нежели судьи, работающие без специализации;
5) разделение труда между разными органами. Наиболее полно и последовательно данный принцип выдерживается в уголовном судопроизводстве, где предварительное следствие или дознание по уголовным делам проводят одни органы, надзор за их деятельностью возложен на прокуратуру, а осуществление уголовного правосудия составляет прерогативу общих судов;
6) обеспечение правоприменителю дополнительных гарантий права на самостоятельную и независимую от постороннего влияния деятельность. В частности, лица, избранные населением на ответственные государственные посты, подлежат досрочному освобождению от занимаемых должностей только за совершение противоправных деяний и в порядке, предусмотренном законом, а судьи федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации без ограничения срока их полномочий, т. е. пожизненно.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.