logo search
03080413

Право средневековой Англии

В литературе по истории английского средневекового права обычно выделяют три основных периода.

У англосаксов в донорманнскую эпоху (V–IX вв.) основным правовым источником были записи обычного права – так называемые «англосаксонские законы» или «правды». В отличие от других варварских правд, записанных на латинс­ком языке, англосаксонские правды были записаны на древ­неанглийском языке и носили имена королей, при правленнии которых составлялись; в них почти не обнаружи­вается римское влияние. Большинство положений ранних англосаксонских правд посвящено установ­лению композиционных штрафов за различные проступки, в том числе за неявку ответчика по вызову в местный суд. «Правды» символизировали первую попыт­ку под влиянием христианства перейти к мирному разрешению споров и возмещению причиненного ущерба фикси­рованными денежными санкциями вместо племенно­го обычая кровной мести.

За убийство, как у франков, так и у англосаксов платился вергельд – плата, отдаваемая частично родственникам убитого, частично – в королевскую казну. Величина вергельда напрямую зависела от статуса убитого: различие проводилось не только между рабом, полусвободным и свободным, но и в достаточно отчетливой форме между свободными главным образом по принципу «полезности» для общества и приближенности к королю. Сами вергельды зачастую были очень велики и превышали пределы воз­можностей одного лица по их выплате. Древнее право при этом руководствовалось принципом коллективной ответственности (выплата возмещения родом роду и семьей семье) и объективного вмене­ния (привлечения к ответственности невиновных); уплата вергельда возлагалась также на родственников преступника или на всю общину (поселение), на тер­ритории которой было совершено преступление. Так, вергельд за убийство чи­новника короля или его телохранителя втрое превы­шал вергельд за убийство простого свободного человека. Женщины детородного возраста также охранялись по­вышенным вергельдом.

Хотя родовые отношения и связи в эпоху англосаксонских правд еще были преобладающими для правового статуса личности, «Правды» отразили процесс разло­жения племенных общин и зарождения права индиви­дуальной (семейной) собственности на землю. Объем и содержание прав на различные угодья еще не имели четкого выражения и носили следы коллективистских отношений. Наибольшей защитой, как «свое» имуще­ство, пользовался дом с пристройками и вообще любое обнесенное изгородью место.

Множество положений англосаксонских правд относится к судопроизводству, ибо одной из основных целей запи­си обычаев было установление основ правопорядка. Порядок судопроизводства был единым и в гражданских, и в уголовных делах. Местный суд был в основном пле­менным собранием старейшин, «мудрых». Процесс был состязательным: потерпевший сам вызывал от­ветчика на суд, но злостное уклонение от явки могло повлечь за собой королевские санкции. Суд, как пра­вило, лишь наблюдал за состязанием сторон и уста­навливал, кем выигран спор, поэтому явка обоих тяжущихся предполагалась.

В ранних кентских «За­конах Этельберта» (начало VII в.) содержится детальная шкала ма­териальных возмещений (композиций) за различные повреждения (за четыре передних зуба, за различные пальцы и ногти, синяки на внешних местах и под одеждой и т.п.). В «Зако­нах Хлотаря и Эдрика» и «Законах Уитреда» (конец VII в.) отразилась диффе­ренциация общества на знать (эрлы, гезиты) и рядовых свободных соплеменни­ков (керлы). Уэссексские «Законы Инэ» (конец VII в.) свидетельствуют о росте зе­мельных владений короля, его служилых людей и церкви за счет части общинни­ков, попадающих в зависимость от аристократии; там же содержатся наказания в форме высокой композиции за религиозные составы преступлений. Повышенным штрафом охраняются священники, и ка­рается кража «имущества Бога и церкви» также в «Законах Этельберта» (в 12-кратном размере).

В поздних англосаксонских правдах, включая «Правду Альфреда» (конец IX в.) и «Законы Кнута» (XI век), римское вли­яние оставалось слабым и в основном проявлялось через канонические установления (о завещаниях и т.п.), зато сохранялось влияние племенного сканди­навского права. Влияние церкви сказывалось в основном на призывах к справедливости и гуманности, например, «Правда Альфреда» начинается с изложе­ния десяти заповедей и деяний апостолов. Вообще «Правда Альфреда», сохраняя в целом черты судебника, является уже грамотным сводом королевских и церковных постановлений.

Защита королевского дома первое время отличалась от других свободных разме­ром штрафа («Законы Этельберта»), однако впоследствии «злой умысел» против короля и целый ряд других преступлений начинают относиться к разряду государственных, и за них устанавливается смертная казнь с конфискацией имущества («Правда Альфреда»). Ко­ролевская власть постепенно начала выступать как «охранительница всеобщего мира и порядка», гарант мирного разрешения споров и наказания преступни­ков; она поддерживала принцип коллективной ответ­ственности (институт круговой по­руки). Но под влиянием отдельных принципов римского права, в основном через цер­ковь, усилился принцип индивидуальной ответствен­ности при наличии вины.

Во втором периоде после нормандского завоевания сначала продолжали действовать ста­рые англосаксонские обычаи. Но завоевание 1066 года – серьезнейшее событие в истории английского права, так как оно принесло в Англию вместе с иностранной оккупацией сильную централизованную власть, богатую опытом административного управления, испытанного в герцогстве Нормандия. Вильгельм Завоеватель и его пре­емники неоднократно подтверждали, что будут соблюдать старые «добрые» законы и обычаи (в 1265 году даже было постановлено, что к ста­ринным обычаям относятся те, которые существовали до 1189 года). Между тем с нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха кончилась: в Англии установился феодализм, требовавший нового права.

Дух военной организованности и дисциплины, характерный в отличие от европейского континента для английского феодализма, отразился и на становлении общего права. На нормандском жаргоне общее право называлось «comune ley» (с царствования Эдуарда I (1272 – 1307 гг.) вплоть до XVII века этот жаргон был разговорным языком для юристов Англии, тогда как письменным, как и в остальной Европе, была латынь). Зарождалось общее право постепенно. Большую роль в его становлении сыграл институт разъездных судей, получивший импульс к развитию после реформ Генриха II Плантагенента. При рассмотрении споров на местах разъездные королевские судьи руководствовались не толь­ко законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские судьи при рассмотрении дел, как в центре, так и во время выез­дов на места. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, применявшиеся по всей стране, так называемое «общее право».

Начиная с XIII века, в королевских судах стали составлять протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда. Эти протоколы назывались «свитками тяжб». С середины XIII века до середины XVI века отчеты о наиболее важных судебных делах печатались в «ежегодниках», затем их сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда, запи­санное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмот­рении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Позже принцип получил название судебного прецедента.

Как отмечалось, римское право не оказало заметного воздействия на английс­кое общее право, но все же оно повлиянло на английское законотворчество и юридическую практику. Некото­рые положения римского права были отражены в каноническом пра­ве, которым руководствовались английские церковные суды. Кроме того, в 1149 году в Англию был приглашен юрист из Ломбардии Вацарий, который подготовил и опуб­ликовал трактат с выдержками из Дигест и Кодекса Юстиниана. Труд Вацария использовался в административной и юридической практике во вре­мена Вильгельма Завоевателя.

Источ­ником английского общего права также послужили доктрины ученых юристов и су­дей, которые учитывали английскую судебную практику и положения римского права. Большим авторитетом пользовались в Англии трактаты «О законах и обычаях» Глэнвила (XII в.), «Комментарий к праву Англии» Блэкстона (XIII в.), «О поземельных держаниях» Литтльтона (XV в.), «Похвала английским законам» Фортескью (XV в.), более поздние «Институ­ции законов» Кока (XVII в.).

С XIV века в Англии начинается новый этап развития правовой системы - формируется так называемое «право справедливости». В тех случаях, когда то или иное лицо не находило защиты своих прав в судах общего права, оно обращалось к королю «за милостью» разрешить дело «по сове­сти». Дела, как правило, рассматривал помощник короля, лорд-канцлер. С возрастанием количества таких дел был учрежден суд канцлера («суд справедливости»). В отличие от королевских судов «общего права» суд канц­лера рассматривал дела без издания предварительного приказа и без участия присяжных. Ответчик должен был явиться на суд кан­цлера под страхом уплаты штрафа. В случае невыполнения ре­шения суда он мог быть заключен в тюрьму. Формально канцлер не был обязан руководствоваться закона­ми и прецедентами (лишь своей совестью, т.е. внутренним убеждением). Но вместе с тем при вынесении решений канцлеры использова­ли и прецеденты, и принципы римского и канонического права.

Право справедливости стало более гибким, подвижным и лишенным формализма, оно дополняло «общее право», восполняя его пробелы. Однако к XVI веку оно получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию общего права. В результате в начале XVII века, при правлении Якова I, было принято решение, что в случае конфликта между «общим правом» и «правом справедливости» последнее будет иметь преимущество, но оно не должно далее расширяться за счет «общего права» и должно соответствовать прецедентам.

Источником английского феодального права явились так­же статуты – законодательные акты центральной власти. Первоначально акты королевской власти назывались по-разному: статуты, ассизы, провизии, хартии. С оформлением законода­тельных полномочий парламента под статутами стали также понимать законодательные акты, принятые «королем и парла­ментом». Статуты стали высшим правом страны, способным изменять и допол­нять общее право, однако суды, в свою очередь, имели право толкования этих законов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила назва­ние «статутного права». Например, статут «О мерт­вой руке» 1279 года запретил владельцам феодов без согласия их сеньоров отчуждать землю церкви или духовным лицам, по­скольку отчуждение лишало сеньора права на повинности с этих феодов. Вестминстерский статут 1290 года разрешил держателям феода продавать землю, вместе с которой к покупателю переходили и повинности, которые он обязан был выполнять точно так же, как и прежний держатель феода. Вестминстерский статут 1330 года учреждал не реже 3 раз в год (допускалось и чаще) проводить ассизы во всех графствах. Требовалось присылать людей из других графств, которые бы с участием присяжных беспристрастно рассматривали иски. Этот же статут узаконивал сбор парламента ежегодно один раз, а по необхо­димости и чаще.

В становлении английского конституционного права огромную роль сыграла средневековая Вели­кая хартия вольностей 1215 года. В ней был сформулирован ряд важных юридических принципов: так называе­мые «конституционные» (ст. 12, 14, 61); судебно-административной си­стемы (ст. 12, 18, 39, 40); материальных интересов различных социальных групп (ст. 1, 2, 9, 13, 15, 18); реформирования госу­дарственного механизма английского королевства, деятельности судебно-административного аппарата (ст. 17, 20, 21, 39, 40). В 1225 году Великая хартия вольностей была подтверждена Генри­хом III и в 1297 году. Эдуардом I. В XIII веке из Хартии была удалена ст. 61 – о 25 баронах, блюстителях порядка и вольностей.

Феодальное право собственности на землю в Англии прин­ципиально ничем не отличалось от того, которое было в континетальной Европе. Оно также носило иерархический, условный и ограничен­ный характер, основанный на предоставлении сеньорами фео­дальных держаний своим вассалам. Различа­лись свободные держания непосредственно от короля – баронии, которые предоставлялись баронам, лордам, именовавшимся «головными держателями», и свободные рыцарские держания от этих «головных держателей». Правда, в отличие от Франции, независимо от ранга держате­ля все свободные держатели земли в Англии считались вассалами короля как верховного собственника земли.В общем праве, с точки зрения правомочий собственника сложилось три вида феодальных держаний: free simple, свободное держание (которым можно было свободно владеть и распоряжать­ся; только в случае отсутствия прямых и боковых наследников оно возвращалось сеньору как выморочное имущество); услов­ное земельное владение – земельное пожалование (дарение), которое в случае отсутствия потомства у человека, получившего землю, возвращалось к дарителю или его наследникам; «заповедное» держание (им нельзя было распоряжаться и оно переходило по наследству толь­ко нисходящему родственнику, обычно старшему сыну (принцип майората).

В XII–XIII веках в английском праве собственности оформился оригиналь­ный правовой институт, неизвестный другим правовым систе­мам, который позже получил название доверительной собствен­ности (траст).По трастовым отношениям одно лицо передавало другому имущество с тем, чтобы получатель, сделавшись формальным собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию в интересах третьего лица.

Согласно правовому положению крестьянского надела лично за­висимые (крепостные) крестьяне Англии получили наименова­ние вилланов. Виллан не мог иметь имущества, кото­рое не принадлежало бы господину. За право пользования наделом виллан обязан был отрабатывать барщину, натуральные и де­нежные повинности. Вилланы разделялись на «полных», или «чистых», и «неполных». Повинности «полных» вилланов не были определены и устанавливались по усмотрению собствен­ника поместья (лорда). Они должны были также платить особую пошлину (маркет) за разрешение выдать замуж свою дочь. Повинности «неполных» вилланов за владение землей были точно фиксированы, и лорды не могли согнать их с земли или увеличить повинности по собственному усмотрению. Такие вилланы могли свободно оставить свои наделы и даже судиться с лордом в королев­ских судах.

Заключение брака и отношения между супругами регулиро­вались каноническим правом, а имущественные отношения между ними – об­щим правом. Приданое, приносимое женой, поступало в распо­ряжение мужа. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после ее смерти, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела пра­ва заключать договоры, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа. Наследование феодальных держаний происходило на основе майората. Остальное имущество делилось на три части: треть шла жене, треть детям и треть церкви (так называемая «доля мертвого»). Господствующим видом наследования было насле­дование по закону.

Нормы права о преступлениях и наказаниях развивались как под воздействием статутов, так и под влиянием судебной практики королевских судов. Вильгельм I устано­вил коллективную ответственность общины за убийство нор­мандца: в случае обнаружения трупа на территории сотенного округа его жители коллективно платили штраф, если не был обнаружен убийца. В конце XI века в хартии Генриха I предусматривалась уплата штрафа за нарушение вассальной верности королю. Нортгемптонская ассиза Генриха II 1176 года уже рассматривала в качестве врагов короля тех, кто отказывался принести ему клятву верности. Ассиза содержала также перечисление наиболее тяжких преступлений: тайное убий­ство, грабеж, разбой, изготовление фальшивых денег, поджог и др.

В XIII веке преступления были разделены на три группы: касаю­щиеся короля; касающиеся частных лиц; касающиеся и короля, и частных лиц. Несколько позже сложилась трехчленная классификация преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное пре­ступление) и мисдиминор (проступки).

Статут 1352 года выделил два вида государственной измены: высшую и малую (которая, по существу не была государствен­ной изменой). К государственной измене относились: замышление убийства или же убийство короля, королевы, их стар­шего сына и наследника; изнасилование королевы, старшей не­замужней дочери короля или жены его старшего сына и наслед­ника; восстание против короля или оказание помощи врагам короля внутри или вне страны; подделка большой или малой королевской печати, подделка королевской монеты или ввоз в стра­ну фальшивых монет; убийство канцлера, казначея или любого королевского судьи. Малой изменой являлось: убийство слугой господина; убий­ство женой мужа; убийство мирянином или клириком выше­стоящего прелата. Безусловно, за измену предусматривалась смертная казнь.

Все остальные преступления, кроме измены и фелонии, классифицировались как мисдиминор. К ним относились преступления, касавшиеся интересов только частных лиц и не затрагивавшие интересы страны, короны. За мисдиминор смерт­ная казнь не назначалась. Вообще же наказания в английском феодальном праве были чрезвычайно жестокими: повешение, разрывание на части, сожжение и т.д.

После нормандского завоевания в сотенных судах, судах графств и судах феодальных сеньоров действовал обвинитель­ный процесс, основанный на тех же принципах, что и на конти­ненте. Он осуществлялся в строго установленной форме с соблюдением определенных обрядов, где основными видами доказательства являлись свидетельские показания, очистительная присяга совместно с соприсяжниками и ордалия. Завоеватели принесли с собой новый вид доказательства – судебный поединок. Очень скоро в английском процессе появился новый эле­мент, не известный континентальному феодальному праву – суд присяжных. Его начало положил опрос местных жителей под присягой, осуществлявшийся Вильгельмом I в 1086 году при проведении всеобщей переписи населения и имущества для со­ставления «Книги Страшного суда». Впоследствии в XII веке Кларендонская ассиза предусмотрела в уголовных делах институт обвини­тельного жюри в составе 12 полноправных граждан от сотни и 4 полноправных лиц от каждой деревни, дававших клятву, что они будут говорить только правду. А Великая ассиза Генриха II ввела новую форму судебного процесса (расследование дел через присяжных рыцарей) по делам о свободном земельном держании.