§ 4. Классификация актов государственного управления
В основу классификации актов государственного управления положены наиболее важные их признаки, которые дают возможность выяснить их правовую природу и значение в осуществлении задач государственного управления.
>>> 148 >>>
Классификация актов управления проводится по различным критериям. В науке административного права акты управления классифицируются: а) по юридическим свойствам; б) по действию в пространстве; в) по характеру компетенции органов, которые издают их; г) по органам, которые издают акты. Но наиболее распространенной является классификация актов в зависимости от их юридических свойств и субъектов права издания актов.
По юридическим свойствам акты государственного управления разделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Нормативные акты устанавливают общие правила поведения, нормы права. Они регламентируют однотипные общественные отношения в определенных областях. Эти акты, как правило, предназначены на долгосрочное и многоразовое их применение. Примером этого вида актов может быть Положение о Национальном агентстве Украины по вопросам развития и европейской интеграции, утвержденное Указом Президента Украины от 23 апреля 1998 г.49
Индивидуальные акты решают конкретные вопросы управления и не содержат в себе норм права. Поэтому их принято называть актами применения норм права. Издание индивидуальных актов направлено на их одноразовое применение относительно конкретных случаев, ситуаций, обстоятельств. Примером этого вида актов является распоряжение Кабинета Министров Украины от 20 сентября 1996 г. такого содержания: «Открыть пункт пропуска через государственную границу Украины в Скадовском морском торговом порту для международного морского сообщения с правом захождения в этот порт иностранных невоенных судов»50. С помощью индивидуальных актов управления осуществляется беспрерывное оперативное решение органами исполнительной власти многочисленных дел.
Разновидностью актов управления являются смешанные акты, которые содержат как нормы права, так и решения относительно конкретных управленческих дел и ненормативные предписания. Например, постановление Кабинета Министров Украины «Об усилении контроля за режимами потребления электрической и тепловой энергии», которым утверждено Положение о государственном надзоре за режимом потребления электрической и тепловой энергии от 7 августа 1996 г.51, содержит в себе как определенные предписания
>>> 149 >>>
конкретным органам исполнительной власти (Министерству энергетики и электрификации и Государственному комитету по использованию ядерной энергии), так и общие правила.
По субъектам права издания актов они классифицируются на акты, которые издаются Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, центральными и местными органами исполнительной власти. Важной особенностью управленческих решений является их юридическое оформление. Это означает, что все решения исполнительной власти воплощаются в соответствующую форму, приобретают определенную юридическую силу и доводятся до исполнителей по установленным каналам информации. Форма актов исполнительной власти предусмотрена в нормах Конституции Украины и других принятых на ее основе актах.
На основании действующего законодательства можно выделить такие основные формы актов исполнительной власти: указы, постановления, распоряжения, решения, приказы, инструкции.
Указы — это акты Президента Украины, изданные в пределах его компетенции на основе и на выполнение Конституции и законов Украины. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными.
Постановления — это акты управления, как правило, нормативного характера, которые принимаются на высшем и центральном уровнях исполнительной власти в коллегиальном порядке по важным вопросам государственного строительства.
Распоряжения - это, как правило, индивидуальные акты управления, которые принимаются единолично на всех уровнях управленческой иерархии государства. Юридическая сила распоряжений зависит от характера решаемого вопроса и правового положения конкретного носителя распоряжения.
Решения — это акты управления, которые принимаются Советом министров АРК (ст. 135 Конституции Украины), местными государственными администрациями (ст. 118) и органами местного самоуправления (ст. 144) в пределах их полномочий. Они принимаются коллегиально, могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Решения принимаются по важным вопросам деятельности местных органов исполнительной власти. Разновидностью актов управления являются решения, за нарушение которых предусматривается административная ответственность согласно ст. 5 КоАП. Решения принимаются также на уровне центральных органов исполнительной власти (например, коллегиями министерств, ведомств).
>>> 150 >>>
Приказы - это акты управления, изданные в процессе осуществления единоначалия соответствующими должностными лицами органов исполнительной власти. Приказ — наиболее категорическая регламентирующая форма передачи решения. Он обязывает подчиненных точно выполнить предписанное решение в установленные сроки и может предусматривать санкции в случае его невыполнения. Приказ может указывать, как следует действовать и как не следует. Первый тип приказа можно назвать предписанием, второй — запретом. Предписание, изданное устно, в установленной форме и с немедленным сроком выполнения (например, в ситуации чрезвычайного положения, в армии, органах Службы безопасности), имеет характер команды. Приказы издаются руководителями едино-начальных органов управления: министрами, председателями государственных комитетов, председателями государственных департаментов, государственных служб, начальниками главных управлений, заведующими отделами и управлениями государственных администраций, руководителями государственных (негосударственных) предприятий и учреждений и др. Приказы в зависимости от характера регулируемых вопросов могут быть как нормативными, так и индивидуальными.
Инструкции — это акты управления, которые устанавливают порядок осуществления определенных действий, работ и др. Они издаются и действуют в связи с изданием закона или акта управления, которые нуждаются в установления порядка их выполнения. Инструкции могут быть более или менее подробными. Они должны не ограничиваться установлением мероприятий и способов действий, а определять конечные цели таким образом, чтобы исполнители могли в случае необходимости творчески их интерпретировать в соответствии с замыслом издавшего инструкцию. Необходимая степень детализации инструкции зависит главным образом от степени квалификации тех, кому она адресована. Инструкции издают министры и руководители многих единоначальных органов управления.
Указы, постановления, распоряжения, решения, приказы могут быть нормативными и индивидуальными. Инструкции же всегда нормативные.
Акты управления по субъектам, которые их издали, разделяются на такие виды.
Президент Украины издает указы и распоряжения. Некоторые акты Президента, изданные в пределах полномочий, предусмотрен-
>>> 151 >>>
ных ст. 106 Конституции, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выполнение. Указы Президента вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено ими. Аналогично вступают в силу также распоряжения Президента. Официальным изданием, в котором публикуются на государственном языке акты Президента нормативного характера, является еженедельный информационный бюллетень «Официальный вестник Украины», выпускаемый Министерством юстиции Украины.
Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Акты Кабинета Министров подписывает Премьер-министр. Официальным изданием, в котором публикуются на государственном языке постановления и распоряжения нормативного характера, является «Официальный вестник Украины». В случае неотложности и срочности проведения мероприятий постановления объявляются по радио и телевидению и вступают в силу немедленно.
Министры издают приказы, инструкции, распоряжения в пределах своей компетенции. Приказами министров министерств и руководителей других центральных органов исполнительной власти могут вводиться в действие положения, правила, постановления.
Государственные комитеты принимают постановления. Председатели государственных комитетов издают приказы и распоряжения.
Ведомства издают приказы, постановления, инструкции, правила, положения. Инструкции, правила, положения утверждаются приказами.
Местные государственные администрации принимают решения и издают распоряжения.
Руководители отделов, управлений и других подразделений местных государственных администраций издают приказы и распоряжения, а также инструкции.
Руководители государственных предприятий и учреждений издают приказы и распоряжения. Кроме того, они могут утверждать такие нормативные акты, как положения и правила.
Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации, установленной законом.
Нормативные акты министерств, других центральных органов исполнительной власти, зарегистрированные Министерством юстиции Украины, публикуются в «Официальном вестнике Украины» с
>>> 152 >>>
-7 Т-~Л--------
целью оперативного и полного обеспечения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций правовой информацией, доведения актов законодательства Украины до сведения граждан. Издание «Собрание постановлений Правительства Украины» прекращено с 1 января 1997 г.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура