§ 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
К специализированным контролирующим органам относятся различные государственные инспекции и службы, основная задача которых — осуществление государственного контроля в той
>>> 260 >>>
или иной достаточно узкой сфере деятельности. Наиболее известными среди инспекций являются автомобильная, пожарная, инспекция по контролю за ценами, среди служб — санитарная, налоговая, таможенная, контрольно-ревизионная и др. Все они — органы государственного управления или их самостоятельные структурные подразделения, имеющие юрисдикционные полномочия. Будучи контролирующими органами иной ведомственной принадлежности (относительно подконтрольных им структур), они осуществляют межведомственный контроль.
Контроль со стороны специализированных контролирующих органов вместе с прокурорским надзором и обращениями граждан в компетентные органы (к должностным лицам) за защитой своих прав выступает важным способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Особенность такого контроля (по сравнению с ведомственным) состоит в узкоспециализированном предмете контроля, а также в отсутствии ведомственной заинтересованности контролеров в его результатах. Довольно высокая результативность этого вида контроля предопределяется и тем, что его осуществляют высококвалифицированные специалисты, хорошо знающие все проблемные стороны подконтрольных им структур.
Так, Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Украины (далее — Госавтоинспекция,) в соответствии с возложенными на нее задачами89 участвует в разработке проектов законов и других нормативных актов и документов, в том числе правил, норм и стандартов, государственных и региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения и его участников; осуществляет контроль за соблюдением собственниками (владельцами) транспортных средств, а также гражданами, должностными лицами требований Закона Украины от 30 июня 1993 г. «О дорожном движении»90 (с изменениями); правил норм и стандартов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; выявляет и предпринимает меры по предупреждению и пресечению административных правонарушений, соблюдению правил дорожного движения; обеспечивает
>>> 261 >>>
рассмотрение дел, отнесенных к ведению Госавтоинспекции; осуществляет профилактику правонарушений в сфере безопасности дорожного движения; регулирует дорожное движение; в соответствии с установленными правилами осуществляет государственную регистрацию и учет транспортных средств; контролирует внесение обязательных платежей собственниками транспортных средств и т. п. Госавтоинспекция по результатам проведенных ею контрольных действий отстраняет от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, или не имеющих прав на управление этим видом транспортного средства, или же грубо нарушающих правила дорожного движения; рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенных к ее ведению, применяет иные, предусмотренные нормативно-правовыми актами меры воздействия. Государственный пожарный надзор Министерства внутренних дел Украины (далее — Госпожнадзор,) — один из основных специализированных контролирующих органов государственной пожарной охраны. В соответствии с возложенными на него задачами инспекторы Госпожнадзора разрабатывают при участии заинтересованных министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти и утверждают общегосударственные правила пожарной безопасности обязательные для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан; устанавливают порядок разработки и утверждения положений, инструкций и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности; осуществляют контроль за соблюдением руководителями различных звеньев власти и гражданами требований актов законодательства по вопросам пожарной безопасности; проводят проверки и дознание по сообщениям и заявлениям о преступлениях, связанных с пожарами и нарушением правил пожарной безопасности. Инспекторы Госпожнадзора проводят пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности; дают руководителям различных звеньев власти, а также гражданам обязательные для исполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недоработок в вопросах пожарной безопасности; в случае выявления ряда серьезных нарушений правил пожарной безопасности приостанавливают или запрещают работу предприятий, отдельных его подразделений, агрегатов, эксплуатацию сооружений, отдельных помещений, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, действие
>>> 262 >>>
выданных разрешений на право проведения работ; осуществляют контроль за выполнением противопожарных требований на строительстве и др.
По результатам контроля, в случае выявления нарушений, инспекторы Госпожнадзора запрещают (до устранения недостатков) выпуск и реализацию проектов, приостанавливают строительно-монтажные работы, привлекают к административной ответственности должностных ли ц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности; применяют штрафные санкции к предприятиям, учреждениям, организациям за нарушения правил пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов Госпожнадзора91.
Государственная инспекция по контролю за ценами в соответствии с возложенными на нее задачами и предоставленными ей полномочиями, закрепленными в Положении о Государственной инспекции по контролю за ценами92, осуществляет государственный контроль за соблюдением установленного порядка утверждения и применения цен и тарифов в министерствах и ведомствах, на государственных (и других форм собственности) предприятиях, в организациях и учреждениях; проверяет обоснованность утверждаемых министерствами и ведомствами Украины, объединениями, предприятиями и организациями в пределах их компетенции, независимо от форм собственности и хозяйствования, цен и тарифов, состояние организации и эффективности работы ведомственного контроля за ценами; координирует работу единой системы органов государственного контроля за ценам с другими контролирующими органами и общественными объединениями.
Для этого Государственная инспекция по контролю за ценами имеет право проводить у любых субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории Украины, проверки бухгалтерских документов, книг, отчетов, калькуляций и др., связанных с применением цен, а также получать необходимые разъяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время проверок;
>>> 263 >>>
при осуществлении своих полномочий обследовать с соблюдением соответствующих правил производственные, складские, торговые и другие помещения объединений, предприятий и организаций, которые используются для изготовления, хранения и реализации товаров и сырья, предоставления различных услуг и др. По результатам контроля Государственная инспекция по контролю за ценами, в случае наличия для того оснований, требует от руководителей и других должностных лиц проверяемых субъектов предпринимательства устранения выявленных нарушений законодательства о порядке установления и применения цен; принимает решения о применении к субъектам предпринимательства предусмотренных действующим законодательством экономических санкций и др. Начальники государственных инспекций по контролю за ценами и их заместители от имени органов государственного контроля за ценами имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на виновных должностных лиц, а также принимать решения о применении экономических санкций и прекращении операций по счетам субъектов предпринимательства в учреждениях банка и т. д.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Украины, полномочия которой регулируются Законом Украины от 24 февраля 1994 г. «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»93, осуществляет контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства с целью предупреждения, выявления, снижения или устранения вредного влияния опасных факторов на здоровье людей, а также применяет меры правового характера по отношению к правонарушителям.
Основным задачами этой службы являются: надзор за организацией и проведением всеми юридическими и физическими лицами санитарных и противоэпидемических мероприятий; надзор за реализацией государственной политики по вопросам профилактики заболеваний населения; участие в разработке и контроле за выполнением программ, обеспечивающих предупреждение вредного влияния Факторов окружающей среды на здоровье населения; надзор за соблюдением санитарного законодательства и т. п. В случае выявления нарушений установленных правил государственные санитарные вра-
>>> 264 >>>
чи ограничивают, временно запрещают или прекращают деятельность предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнение отдельных технологических операций, пользование плавсредствами, передвижным составом и самолетами в случае несоответствия их требованиям санитарных норм; ограничивают, временно запрещают или прекращают строительство, реконструкцию и расширение объектов по проектам, не имеющим положительного заключения по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, а также в случае отступления от утвержденного проекта; изымают из реализации опасные для здоровья продукты питания, химические и радиоактивные вещества, биологические материалы; в порядке, установленном законодательством, осуществляют другие действия. Государственные санитарные врачи также привлекают виновных лиц к административной ответственности, а к юридическим лицам применяют финансовые санкции.
Государственная таможенная служба Украины осуществляет таможенный контроль. Его целью является обеспечение соблюдения государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами порядка перемещения через государственную границу товаров и других предметов.
Таможенный контроль непосредственно осуществляют компетентные должностные лица таможен путем проверки документов; таможенного досмотра (досмотра транспортных средств, товаров и других предметов, личного досмотра); передосмотра; таможенных обследований и применения других форм таможенного контроля.
Таможенный контроль осуществляется в специальных зонах — зонах таможенного контроля. При этом используются технические и специальные средства, безопасные для жизни и здоровья людей, животных и растений, которые не причиняют вреда предприятиям и юридическим лицам. При необходимости к участию в осуществлении таможенного контроля привлекаются специалисты и эксперты.
Уполномоченные лица таможенных органов при выявлении ими нарушений таможенных правил и при наличии других указанных в законодательстве оснований могут осуществлять административное задержание, изъятие вещей и документов, применять специальные средства предупреждения и пресечения правонарушений. Начальник таможенного органа, его заместитель или должностное лицо, которое осуществляет производство по делу об административном
>>> 265 >>>
правонарушении, имеют право соответствующим постановлением назначить проверку деятельности предприятия, допустившего нарушение таможенных правил. Начальники таможен и их заместители привлекают виновных лиц к административной ответственности. Согласно законодательству таможенные органы являются также органами дознания по делам о контрабанде.
Контрольные полномочия таможенных органов и их должностных лиц закреплены в Таможенном кодексе Украины, положениях о таможенной службе и ее подразделениях, других нормативных актах.
Функции контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет осуществляет Государственная налоговая служба Украины. Она контролирует своевременное представление налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяет достоверность этих документов относительно правильности определения прибыли и дохода; контролирует соблюдение гражданами законодательства об индивидуальной трудовой деятельности, обеспечивает правильность применения и своевременное взыскание сумм финансовых санкций, а также взыскание административных штрафов за нарушения налогового законодательства, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами; передает правоохранительным органам материалы о фактах нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и т.п.
Для реализации указанных функций подразделениям государственной налоговой службы предоставляется право проводить у любых субъектов предпринимательской деятельности проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; получать необходимые пояснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; обследовать любые помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, которые используются ими для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения.
По результатам контроля в случаях, предусмотренных законодательством, государственные налоговые инспекторы имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным, другим счетам в банках; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие об утаи-
>>> 266 >>>
вании (занижении) прибыли (дохода); применять к предприятиям, учреждениям, организациям финансовые санкции, а граждан привлекать к административной ответственности94.
Несколько схожие контрольные функции и полномочия имеет Контрольно-ревизионная служба Украины Министерства финансов Украины. Она проводит ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния сохранности средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах и других органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов; осуществляет контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками; разрабатывает инструкции и другие нормативные акты о проведении ревизий и проверок; разрабатывает предложения об усовершенствовании контроля; координирует работу котрольно-ревизионных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти и т.д.
Должностным лицам Главного контрольно-ревизионного управления и его подразделений на местах предоставлено право беспрепятственно входить на подконтрольные объекты для выяснения вопросов, связанных с ревизией или проверкой; приостанавливать на расчетных и других счетах в банках, иных финансово-кредитных учреждениях операции в случаях, когда руководство объекта, на котором необходимо провести ревизию или проверку, препятствует работнику государственной контрольно-ревизионной службы выполнять свои обязанности; получать от должностных и материально ответственных лиц ревизуемых или проверяемых объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и т. п.
По результатам контроля (в случаях, предусмотренных законодательством, и при необходимости) должностные лица контрольно-ревизионной службы налагают на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания, взимают в доход государства средства, полученные министерствами, ведомствами, государственными комитетами, го-
>>> 267 >>>
сударственными фондами, предприятиями, учреждениями и организациями по незаконным соглашениям или без иных установленных законодательством оснований либо с нарушением действующего законодательства, и т. п.95
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура