§ 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
При осуществлении исполнительной власти происходит реальное воплощение в жизнь законов и других нормативных актов, с помощью которых государство активно влияет на общественные процессы. Административное право органически связано с исполнительной властью как важный инструмент ее реализации и отрасль права, что создает правовые основы ее функционирования. Через отношения с органами государственного управления (их должностными лицами) граждане имеют возможность действительно воспользоваться конституционными положениями о приоритетности их прав и свобод. Административное право является отраслью публичного права, регулирует управленческие отношения в области публичной власти, а именно те из них, в которых участвуют граждане (их объединения), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Административно-правовые нормы применяются при реализации делегированных государством соответствующим субъектам функций и полномочий и во внутриорганизационной деятельности не только органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, но и всех государственных органов, администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Эффективность управленческой деятельности как раз и создает необходимые условия для надлежащей реализации и защиты прав и свобод граждан, обеспечивает выполнение возложенных на них обязанностей.
Новая система государственного управления, необходимость которой связана с комплексной перестройкой существующей в нашем государстве управленческой системы и развитием новых важных институтов, должна внедряться в рамках административной реформы. Концепция административной реформы, подготовленная Государственной комиссией по проведению в Украине административной реформы, ставит цель реально улучшить состояние организации исполнительной власти, сделать ее одним из важных факторов ускорения экономических, политических, социальных государственно-правовых преобразований. Следует отметить, что Концепция касается не только управленческих, но и других проблем, в ней также
>>> 18 >>>
ставится задача переосмысления организационных и правовых основ государственного управления, научно-методологической базы административного права как отрасли публичного прав.
На наш взгляд, необходимость проведения административной реформы в Украине не вызывает сомнений, но если говорить об административном праве и его реформировании, то это касается его как отрасли права, соответствующей системы законодательства и отнюдь не науки, поскольку общественное назначение административного права всегда связывалось с обеспечением и охраной прав и свобод граждан, выполнением ими обязанностей в сфере государственного управления, задачами по организации управления общественными делами. Конечно, на разных этапах развития общества и государства, правовой системы приоритеты были разными, как и приоритетность самой исполнительной власти и органов, которые ее осуществляют.
В Концепции определены пять направлений осуществления административной реформы: 1) создание новой правовой базы, которая будет регламентировать государственное управление в Украине; 2) формирование новых институтов, организационных структур и инструментов осуществления государственного управления; 3) кадровое обеспечение новой системы государственного управления; 4) укрепление и формирование новых финансово-экономических основ обеспечения системы государственного управления; 5) научное и информационное обеспечение системы государственного управления, формирование механизмов научного информационного мониторинга ее функционирования2.
Осуществление указанных направлений рассчитано на относительно продолжительный период и включает в себя три этапа. Первый, подготовительный этап имеет целью разработку и официальное одобрение Концепции и Программы осуществления административной реформы, решение первоочередных вопросов, связанных с текущим усовершенствованием элементов существующей системы государственного управления. Второй этап связывается с внедрением организационно-правовых основ реформирования ключевых элементов системы государственного управления. Третий этап предусматривает углубление трансформационных процессов, формирование новых институтов, организационных структур и инструментов государственного управления. Меры по законодательному, кадрово
>>> 19 >>>
му, научному и информационному обеспечению реформы, укреплению и обновлению финансово-экономических основ государственного управления предполагается провести на всех этапах.
Процесс реформирования касается системы органов исполнительной власти (Кабинета Министров Украины, центральных и иных подведомственных Кабинету Министров органов исполнительной власти, местных органов государственной исполнительной власти), системы местного самоуправления и административно-территориального устройства государства, вопросов организационного, кадрового, финансово-экономического, информационного, научного обеспечения. Предусмотрено создание комплексного механизма организационного обеспечения административной реформы, который бы охватывал главные составляющие административных преобразований. Создание такого механизма имеет важное значение, ибо известно, что через экономические, социальные, правовые реформы прошли все государства (в крайнем случае Европы) и эффективность их проведения обеспечивалась специально создаваемыми организациями. Отечественной практике известны неоднократные реформы, которые начинались, но так и не были доведены до завершения. Одной из причин этого было отсутствие политической воли и организационного механизма обеспечения реформ.
Указом Президента Украины от 22 июля 1998 г. «О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине» (с изменениями и дополнениями)3 предусмотрено, что Государственная комиссия по проведению в Украине административной реформы будет продолжать работу по разработке концептуальных положений проведения административной реформы.
Координация и организация мер по проведению административной реформы возложены на Уполномоченного Президента Украины по вопросам административной реформы. Он обеспечивает изучение и анализ деятельности Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, связанных с проведением административной реформы, осуществляет мониторинг по этим вопросам, вносит предложения по усовершенствованию деятельности по проведению административной реформы. Уполномоченный вправе участвовать в установленном порядке в заседаниях Кабинета Министров
>>> 20 >>>
Украины, его консультативно-совещательных и других органов во время рассмотрения вопросов, связанных с проведением административной реформы. В его обязанности входит информирование Президента Украины о проведении в Украине административной реформы и ее результатах. Уполномоченный по поручению Президента Украины выполняет и другие полномочия, касающиеся административной реформы.
Правовую основу административной реформы составляют Конституция и законы Украины, которые определяют статус центральных и местных органов исполнительной власти, систему административно-территориального устройства и организацию местного самоуправления. Для обеспечения реализации положений Концепции административной реформы в Украине предусмотрена подготовка других концепций и программ, законов Украины.
На выполнение положений Концепции Президентом Украины принят ряд нормативно-правовых актов. Среди них особое место занимают те, которые направлены на реформирование системы и структуры центральных органов исполнительной власти. Это указы Президента Украины от 15 декабря 1999 г. «О системе центральных органов исполнительной власти» и «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти»4.
Преобразования в системе местного самоуправления должны обеспечиваться Координационным советом по вопросам местного самоуправления при Президенте Украины и Фондом содействия местному самоуправлению Украины.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура