§ 3. Административное правонарушение, его состав
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КоАП).
В законе одновременно приводятся два термина: «административное правонарушение» и «административный проступок», но последний не является разновидностью административных правонарушений.
Административное правонарушение (проступок) характеризуется рядом признаков. Это прежде всего деяние, поведение, поступок человека, действие либо бездействие, а также акт внешнего выражения отношения лица к реальной действительности, другим людям, обществу, государству. Закону неподвластны убеждения, мысли людей, если они не нашли внешнего выражения.
Деяния признаются административным правонарушением при наличии таких признаков: общественная вредность, противоправность, вина и административная наказуемость.
>>> 182 >>>
Общественная вредность действия либо бездействия означает, что оно причиняет или создает угрозу причинения вреда объектам административно-правовой охраны, которые предусмотрены ст. 9 КоАП.
Противоправность означает, что действие либо бездействие прямо запрещено административно-правовыми нормами. Признак противоправности указывает также на недопустимость применения аналогии закона, что содействует укреплению законности, исключает возможность привлечения к административной ответственности за деяния, не предусмотренные законом об административных правонарушениях.
Административное правонарушение (проступок) может быть только виновным деянием.
Вина состоит в психическом отношении лица к деянию и его вредным последствиям, может быть умышленной или неосторожной. Степень вины учитывается при наложении административного взыскания, при освобождении от административной ответственности либо передаче материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива.
Административная наказуемость означает, что административным проступком признается только такое противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрено применение административных взысканий. Реализация административного взыскания не всегда сопровождает административный проступок, но возможность применения взысканий составляет его неотъемлемое свойство.
Рассмотренные признаки являются наиболее характерными и существенными, присущими любому административному правонарушению (проступку), характеризуют его как фактическое основание административной ответственности и составляют ее материальное понятие. Последнее конкретизируется в законодательстве об административных правонарушениях в форме конкретных составов проступка, в которых законом предусмотрены необходимые и специфические признаки того или иного конкретного деяния.
Административные правонарушения (проступки) различаются по специфическим признакам, которые характеризуют их объективные и субъективные стороны.
Состав административного правонарушения — это установленная законом совокупность признаков,
>>> 183 >>>
при наличии которых деяние считается административным проступком. Состав административного правонарушения образуют признаки, характеризующие объект, объективную и субъективную стороны, субъекта правонарушения.
Объект административного правонарушения — это то, на что оно посягает. Административный проступок причиняет вред либо создает угрозу его причинения общественным отношениям, которые и образуют объекты проступка. В зависимости от степени обобщения, уровня абстрактности различают общий, родовой и непосредственный объекты проступка.
Общий объект составляет вся совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях.
Родовой объект — это группа однородных или тождественных общественных отношений, охраняемых комплексом административно-правовых норм. Административно-правовыми средствами охраняются общественные отношения, регулируемые нормами разных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового, экологического и др. Поэтому родовые объекты проступков могут быть, например, в гражданских, трудовых и других правонарушениях. В зависимости от родового объекта административные правонарушения сгруппированы в главах Особенной части раздела II КоАП.
Разновидностью родового выступает видовой объект, т. е. обособленная группа общественных отношений, общих для ряда проступков. Так, природоохранительные отношения, являющиеся объектом экологических правонарушений, включают группы отношений, направленных на охрану земель, недр, вод, лесов, воздуха, животного мира.
Под непосредственным объектом понимают поставленные под охрану закона конкретные общественные отношения, которым причиняется вред правонарушением, подпадающим под признаки конкретного состава.
Объективную сторону административного правонарушения характеризуют признаки, определяющие акт внешнего поведения правонарушителя. К ним относятся деяния (действие либо бездействие), их вредные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка.
>>> 184 >>>
Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное деяние; отсутствие этого признака исключает состав любого административного правонарушения. Все другие признаки носят факультативный характер. Так, вредные последствия и причинная связь обязательны лишь в так называемых материальных составах проступков (например, мелкое хищение, повреждение телефонов-автоматов, уничтожение посевов и т.п.). Большинство же административных правонарушений характеризуются несоблюдением различных правил, когда деяние образует состав проступка независимо от наступления вредных последствий, — это формальные составы (например, нарушение правил санитарных, таможенных, торговли и т.д.). Эти составы формулируются в диспозициях статей Особенной части раздела II КоАП лишь указанием на противоправное действие либо бездействие. В некоторых случаях в диспозициях называются только вредные последствия («повреждение», «уничтожение», «порча» и т.п.), деяние же подразумевается само по себе.
Место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка могут быть обязательными признаками, если они включены в конкретный состав проступка (например, отдельные деяния признаются административными правонарушениями лишь в случае совершения их в общественном месте, часто в диспозициях указывается способ совершения проступка — грубое, злостное нарушение, скрытая передача и т.п.). В других случаях они могут признаваться обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность (например, совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах отягчает административную ответственность).
Субъективную сторону административного правонарушения .составляет связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам, характеризующим субъективную сторону, относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения.
Вина — основной и обязательный признак субъективной стороны административного проступка. Это психическое отношение лица к совершенному им общественно вредному деянию и его последствиям, которое проявляется в форме умысла или неосторожности.
В общих чертах понятие этих форм вины раскрывается в ст. ст. 10 и 11 КоАП. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознава-
>>> 185 >>>
ло противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Осознание противоправного характера деяния и предвидение его вредных последствий составляют интеллектуальные признаки умысла, а желание или сознательное допущение последствий — волевой признак.
Административное правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самоуверенность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (халатность). Если понятие умысла связано с психическим отношением лица к своему деянию и его последствиям, то при определении неосторожности во внимание принимается отношение лишь к вредным последствиям.
Мотив и цель совершения административного правонарушения — факультативные признаки субъективной стороны состава проступка. Под мотивом понимается осознанное лицом внутреннее побуждение, которым оно руководствуется при совершении правонарушения. Цель — это следствие, результат, которого хочет достичь лицо, совершая административное правонарушение.
Субъектом административного правонарушения признается физическое лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста, с которого наступает административная ответственность. Признаки, характеризующие субъекта проступка, делятся на общие и специальные. В приведенном определении названы признаки общие, т. е. присущие любому субъекту.
Субъектом проступка, во-первых, может быть физическое лицо, человек. Во-вторых, им может быть не любое физическое лицо, а только вменяемое. В законодательстве об административных правонарушениях не раскрывается понятие вменяемости, оно вытекает из определения невменяемости. Как указано в ст. 20 КоАП, под невменяемостью понимается состояние, в котором лицо во время совершения противоправного действия или бездействия не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Исходя из этого можно сделать вывод, что вменяемость — это способность лица осознавать свои действия и управлять ими, а значит, и нести за них
>>> 186 >>>
ответственность. В-третьих, субъектом проступка может быть лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Кроме общих признаков в конкретных составах административных правонарушений субъект может характеризоваться еще и дополнительными специфическими особенностями. Такие субъекты называются специальными. К ним можно отнести, например, должностных лиц, водителей, руководителей, капитанов судов, родителей, военнослужащих и т.д. В некоторых статьях Особенной части КоАП специальный субъект не называется, хотя и подразумевается.
Отдельные свойства лица не входят в состав проступка, но являются важными для определения характера и пределов ответственности за совершенное правонарушение. Это несовершеннолетние; военнослужащие и другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов; иностранцы и лица без гражданства; лица, для которых охота является единственным средством существования, и т.п.
В ст. ст. 13-15 КоАП установлены особенности административной ответственности некоторых из перечисленных лиц. Так, к несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет за совершение административных правонарушений применяются меры, предусмотренные ст. 24-1 КоАП. В отдельных случаях несовершеннолетние согласно ч. 2 ст. 13 КоАП могут нести административную ответственность на общих основаниях (в случае совершения мелкого хищения, нарушения отдельных правил дорожного движения, мелкого хулиганства, стрельбы из огнестрельного, холодного метательного или пневматического оружия в населенных пунктах, злостного неповиновения, нарушения правил поведения с огнестрельным, холодным или пневматическим оружием и боевыми припасами). Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных ст. 24-1 КоАП. Исключение составляют дела о злостном неповиновении (ст. 185 КоАП). К несовершеннолетним не может быть применен административный арест.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности (ст. 14 КоАП), т.е. они подлежат ответственности не
>>> 187 >>>
столько за нарушение определенных правил собственными действиями, сколько за нераспорядительность, необеспечение выполнения этих правил другими лицами, в частности подчиненными.
Статья 15 КоАП предусматривает особенности ответственности за административные правонарушения военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти лица несут ответственность за административные проступки по дисциплинарным уставам, т. е. дисциплинарную ответственность. За нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершения коррупционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, неправомерное использование государственного имущества, непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи относительно представления органа дознания, следователя или постановления прокурора, уклонение от выполнения законных требований прокурора, нарушения законодательства о государственной тайне эти лица несут административную ответственность на общих основаниях, однако за эти проступки к ним не могут быть применены такие взыскания, как исправительные работы и административный арест.
При нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований военнослужащими срочной службы штраф как административное взыскание к ним не применяется. К указанным лицам в качестве меры административного взыскания применяется предупреждение.
Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Украины иностранцами, которые в соответствии с действующими законами и международными договорами Украины пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, решается дипломатическим путем. К ним может быть применено такое специфическое взыскание, как выдворение за пределы Украины.
>>> 188 >>>
Признаки, характеризующие объект, объективную и субъективную стороны, субъекта административного правонарушения, являются основными. Кроме них, законом установлены дополнительные признаки, которые повышают степень общественной вредности основного состава и называются квалифицирующими. К таким признакам относятся, например, повторное совершение однородного правонарушения, наличие вредных последствий, совершение правонарушения определенным субъектом, грубость или систематичность нарушения и др. В нормах Особенной части раздела II КоАП составы с квалифицирующими признаками сформулированы вслед за основными, причем основные в них, как правило, не называются, а дается ссылка на соответствующую статью или часть статьи, в которой сформулирован основной состав. Наличие квалифицирующих признаков повышает ответственность за административное правонарушение.
Статьи 18—20 КоАП устанавливают обстоятельства, исключающие противоправность и общественную вредность деяния (крайняя необходимость и необходимая оборона) или виновность (невменяемость) лица. Тем самым исключается административная ответственность за его совершение.
Совершенным в состоянии крайней необходимости признается действие, направленное на устранение опасности, угрожающей общественному порядку, собственности, другим объектам, которые охраняются законом, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Например, в состоянии крайней необходимости может быть совершено нарушение правил дорожного движения водителем, который доставляет травмированного человека в больницу.
В отличие от крайней необходимости при необходимой обороне вред причиняется не постороннему охраняемому законом объекту, а посягающему на него. При этом защита должна соответствовать характеру и общественной вредности посягательства. Следует отметить, что административное правонарушение в состоянии необходимой обороны может быть совершено очень редко. Закреплением в законодательстве нормы о необходимой обороне скорее подчеркивается активная роль граждан в борьбе с правонарушениями, укреплении правопорядка.
>>> 189 >>>
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура