§ 3. Правовой режим чрезвычайного положения
Правовую основу введения режима чрезвычайного положения, кроме норм Конституции Украины (ст. ст. 92, 106), составляют Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения», а также законы, которые регулируют деятельность отдельных органов государственного управления в условиях чрезвычайного положения, например, «О милиции», «О Службе безопасности», Закон Украины и Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины.
Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан или при попытке захвата государственной власти либо изменения конституционного порядка Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам власти, военному командованию и органам местного самоуправления в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» полномочий, необходимых для устранения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного порядка, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
>>> 281 >>>
Целью введения чрезвычайного положения являются устранение угрозы и скорейшая ликвидация особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, нормализация обстановки, восстановление правопорядка при попытках захвата государственной власти или изменения конституционного порядка путем насилия, восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создание условий для нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, других институтов гражданского общества.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному порядку, устранение которой иными способами невозможно.
В Законе Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» выделяются два вида такого положения: 1) возникновение особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийных бедствий, катастроф, больших пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотии и т. п.), создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения; 2) вызванный противоправными действиями людей: осуществление массовых террористических актов, которые сопровождаются гибелью людей или разорением особо важных объектов жизнеобеспечения; возникновение межнациональных и межконфессионных конфликтов; блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления; возникновение массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием над гражданами, ущемлением их прав и свобод; попытки захвата государственной власти или изменения конституционного порядка Украины путем насилия; массовый переход государственной границы с территории смежных государств; необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Первый вид режима чрезвычайного положения вводится в Украине или в отдельных ее местностях Указом Президента Украины по предложению Кабинета Министров Украины с утверждением Верховной Радой Украины.
Второй вид режима чрезвычайного положения вводится Указом Президента Украины по предложению Совета национальной безо-
>>> 282 >>>
пасности и обороны Украины с утверждением Верховной Радой Украины после предыдущего обращения Президента Украины через средства массовой информации или иным способом к группам лиц, организаций, учреждений, являющихся инициаторами или участниками действий, которые могут быть основанием для введения чрезвычайного положения, кроме случаев, когда для спасения населения или недопущения гибели людей нужны неотложные меры.
Введение чрезвычайного положения на территории АРК или в отдельных ее местностях может инициировать Верховный Совет АРК.
В Указе Президента Украины о ведении чрезвычайного положения отмечаются: 1) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; 2) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; 3) время, с которого вводится чрезвычайное положение, и срок, на который оно вводится; 4) перечень и пределы конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением такого положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений; 5) органы государственной власти, органы военного командования и органы местного самоуправления, которым поручается осуществление мероприятий чрезвычайного положения, и пределы их дополнительных полномочий; 6) иные вопросы, которые вытекают из указанного Закона.
Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно оглашается через средства массовой информации или иным способом.
Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлено Президентом Украины, но не более чем на 30 суток. Такой Указ Президента Украины вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.
Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях может быть отменено Указом Президента Украины ранее срока, на который оно вводится, в случае устранения обстоятельств, вызвавших его введение.
В условиях чрезвычайного положения Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, Вер-
>>> 283 >>>
ховный Совет АРК, Совет министров АРК, органы местного самоуправления, а также военное командование и его представители, предприятия, учреждения и организации соответственно осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией и законами Украины, и обеспечивают выполнение мероприятий, осуществляемых в связи с введением чрезвычайного положения.
Военным командованием, которому в определенных пределах предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, Советом министров АРК и органами местного самоуправления осуществлять мероприятия правового режима чрезвычайного положения, являются: Главное управление внутренних войск МВД Украины; Служба безопасности Украины; Главное управление сил гражданской обороны Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам зашиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. В период чрезвычайного положения не могут быть соответственно прекращены или ограничены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховного Совета АРК, Совета министров АРК, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов дознания и следствия.
При введении чрезвычайного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины принимает решение о продолжении сессии или ее роботы в пленарных заседаниях на протяжении всего периода действия чрезвычайного положения.
Координацию деятельности органов исполнительной власти, Совета министров АРК, военного командования, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций осуществляют Совет национальной безопасности и обороны Украины, а в части полномочий, которые к нему не относятся, — Кабинет Министров Украины. Для координации действий названных органов, предприятий, учреждений и организаций в условиях, когда чрезвычайное положение введено для поддержания правопорядка и обеспечения безопасности граждан на соответствующей территории, согласно Указу Президента Украины о введении чрезвычайного положения на местах могут создаваться оперативные штабы, в состав которых могут включаться представители Службы безопасности
>>> 284 >>>
Украины, МВД Украины, Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления во главе с комендантами территорий.
Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в интересах национальной безопасности и общественного порядка, с целью предотвращения волнений или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут быть приняты такие меры: 1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение; 2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр; 3) усиление охраны общественного порядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и народного хозяйства; 4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом; 5) запрет забастовок.
В случае введения чрезвычайного положения в связи с возникновением особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, кроме указанных мероприятий, дополнительно могут также осуществляться такие мероприятия, как временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений, введение карантина и проведение иных обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий, мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, для устранения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательной компенсацией понесенных потерь и др.
Если введение чрезвычайного положения вызвано массовыми нарушениями общественного порядка, кроме общих, дополнительно могут быть приняты еще и такие меры, как введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток); проверка документов у граждан, а в необходимых случаях — проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан; ограничение или временный запрет прода-
>>> 285 >>>
жи оружия, отравляющих и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, выработанных на спиртовой основе, и др.
Обеспечение общественного порядка, охрана жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях чрезвычайного положения осуществляются силами и средствами органов МВД Украины, в том числе Внутренних войск, войск гражданской обороны, Службы безопасности в соответствии с их полномочиями, установленными законом, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, могут привлекаться также воинские части Вооруженных Сил Украины и Пограничных войск Украины.
Нарушение требований или невыполнение мероприятий правового режима чрезвычайного положения влечет за собой ответственность, установленную законом.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура