§ 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
В ст. 213 КоАП приведен перечень органов (должностных лиц), Уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Но он не исчерпывающий и дополняется указаниями Других нормативных актов. Так, 10 октября 1985 г. было принято
>>> 236 >>>
Положение о комиссиях по борьбе с пьянством в Украине70, которые создавались на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях и также наделялись правом рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, а по материалам в отношении членов своих трудовых коллективов применять к виновным меры общественного воздействия или штраф.
В соответствии с законодательством (ст. 213 КоАП) дела об административных правонарушениях рассматриваются:
1) административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов;
2) исполнительными комитетами поселковых, сельских советов;
3) районными (городскими) судами (судьями) — ныне местные суды;
4) органами внутренних дел (милиции), органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами Украины.
Компетенция и порядок создания этих коллегиальных органов урегулированы законодательством Украины.
Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 217 КоАП действуют в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.
Наиболее широкую компетенцию в сфере применения административных взысканий имеют административные комиссии. Порядок их создания, состав, задачи и компетенция определены Положением об административных комиссиях Украины, утвержденным Указом Президиума Верховной Рады УССР от 9 марта 1988г.71
Административные комиссии являются коллегиальными органами. Они создаются соответствующими советами на первой организационной сессии очередного созыва при исполнительных комитетах районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах советов. В случае необходимости административные комиссии создаются при исполнительных комитетах поселковых,
>>> 237 >>>
сельских советов. Административные комиссии создаются на срок полномочий этих советов.
Комиссию возглавляет председатель, который является заместителем председателя или членом исполнительного комитета соответствующего совета. В состав комиссии входят: заместитель председателя, ответственный секретарь и не менее шести членов комиссии, количество которых устанавливается соответствующим советом в зависимости от объема работы комиссии. В ее состав входят также депутаты советов, представители профсоюзов и других общественных организаций, трудовых коллективов. Вместе с тем не могут входить в состав комиссии должностные лица, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, а также работники прокуратуры, суда, адвокатуры. Текущую работу и контроль за исполнением постановлений административных комиссий осуществляет ответственный секретарь комиссии.
Административные комиссии — это не только основные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, но и органы, призванные воспитывать граждан в духе точного и неуклонного соблюдения законов, добросовестного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, а также предупреждать правонарушения.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена КоАП, другими нормативно-правовыми актами, а также общеобязательными решениями — решениями с административными санкциями (ст. 5 КоАП).
Административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные в ст. 218 КоАП. Заседания проводятся не реже двух раз в месяц и являются правомочными при наличии не менее половины общего состава административной комиссии. Дела рассматриваются по месту жительства нарушителя в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, кроме дел о нарушениях, связанных с использованием газа (ст. 101 КоАП), эксплуатацией газоиспользующих установок без учета расхода газа (ст. 102) и неподготовленностью к работе резервного топливного
>>> 238 >>>
хозяйства (ст. 103), которые рассматриваются комиссией в семидневный срок.
К лицу, совершившему административное правонарушение, административная комиссия может применить: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Вместо наложения административного взыскания комиссия может передать материалы о нарушителе на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия.
Руководство и контроль за деятельностью административных комиссий осуществляют исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских советов. В своей деятельности комиссии ответственны перед соответствующими советами и их исполкомами и подотчетны им.
Дела об административных правонарушениях могут рассматривать и непосредственно исполнительные комитеты поселковых, сельских советов. При этом на заседании должны присутствовать не менее двух третей общего состава исполнительного комитета.
В ст. 219 КоАП перечислены административные правонарушения, дела о которых имеют право рассматривать исполнительные комитеты поселковых, сельских советов.
Комиссии по борьбе с пьянством при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах советов правомочны рассматривать две категории дел: о нарушении правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (ст. 156 КоАП) и о распитии спиртных напитков на производстве (ст. 179 КоАП).
Главными задачами этих комиссий являются координация деятельности государственных органов и общественных организаций, направленная на борьбу с пьянством, а также разработка и осуществление мер по предотвращению пьянства.
Перечень административных правонарушений, дела о которых рассматриваются районными (городскими) судами (судьями), приведен в ст. 221 КоАП. Это административные правонарушения, посягающие на здоровье населения, государ-
>>> 239 >>>
ственную и коллективную собственность, некоторые нарушения правил движения и безопасности на транспорте, в области связи, торговли и финансов, общественного порядка и общественной безопасности, установленного порядка управления. Судьям подведомственны также дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. Все эти дела районные (городские) суды (судьи) рассматривают в соответствии с предписаниями раздела IV КоАП «Производство по делам об административных правонарушениях».
Значительное количество дел об административных правонарушениях в соответствии со ст. 222 КоАП относится к ведению органов внутренних дел (милиции). Они рассматривают дела о нарушении общественного порядка, нарушение правил паспортной системы, правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины иностранцев и лиц без гражданства, правил дорожного движения, правил пользования средствами транспорта, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, а также дела о незаконном отпуске и незаконном приобретении бензина или иных горючесмазочных материалов.
От имени органов внутренних дел (милиции) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право: начальники или заместители начальников районных, городских, районных в городах отделов (управлений) внутренних дел; начальники линейных пунктов милиции; иные работники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил; начальники или заместители начальников органов внутренних дел на транспорте, иных органов внутренних дел, приравненных к районным, городским, районным в городах отделов (управлений) внутренних дел, начальники отделений милиции, имеющиеся в системе органов внутренних дел, а также участковые инспекторы (старшие участковые инспекторы) милиции и другие работники органов внутренних дел.
Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в Украине создана система государственных инспекций, служб и администраций (пожарногонадзора, контрольно-ревизионная служба, надзора за охраной труда, санитарного надзора, архитектурно-строительного контроля, налоговая служба и др.). В настоящее время таких органов насчитывается приблизительно 35, их количество постоянно растет. Свои полномочия государственные инспекции и службы осуществляют в соответствии с законами Украины, КоАП и соответствующими положениями о
>>> 240 >>>
них. Они наделены правом на получение по их требованию необходимых сведений, беспрепятственное посещение объектов и осуществление проверки на месте, выдачу разрешений, проведение экспертизы и получение ее выводов. При осуществлении своих полномочий государственные инспекции и службы наряду с другими мерами административного принуждения в пределах, предусмотренных КоАП, могут налагать на лиц, совершивших административные правонарушения, административные взыскания. Наиболее распространенным из них является штраф.
Правом рассматривать дела об административных правонарушениях могут наделяться и другие органы, если они будут уполномочены на то законодательными актами Украины.
>>> 241 >>>
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура