Глава 15 Дисциплинарная ответственность
Под дисциплинарной ответственностью согласно действующему законодательству Украины следует понимать виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей. Такие нарушения могут быть выражены как в действиях, так и в бездействии, допускаться как сознательно, так и по неосторожности. Некоторые категории государственных служащих в связи с выполнением своих полномочий несут ответственность в дисциплинарном порядке и за проступки, которые порочат их как государственных служащих или дискредитируют органы, в которых они работают (руководители, государственные служащие — сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и др.).
Законодательством закреплены такие виды дисциплинарной ответственности государственных служащих: 1) в порядке, установленном законами Украины; 2) в порядке, установленном Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ); 3) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих65; 4) на основании дисциплинарных уставов и специальных положе-
>>> 198 >>>
ний66, действующих в ряде отраслей управления и некоторых сферах государственной деятельности.
Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, сущность которого состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении работником возложенных на него трудовых или служебных обязанностей (ст. 24 Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций67).
Нормами административного права устанавливаются дисциплинарная ответственность и порядок ее реализации, круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц), которые наделены «дисциплинарной» властью, категории служащих, ответственность которых регулируется административным правом. Для большинства работников дисциплинарная ответственность предусмотрена нормами трудового и административного права, а в отношении некоторых категорий лиц (военнослужащих срочной службы, работников органов внутренних дел, Службы безопасности Украины и др.) — полностью нормами административного права, что объясняется необходимостью наряду с общими правилами дисциплинарной ответственности учитывать особые требования дисциплины к ним, специфику их дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, независимо от того, на основании какого законодательного акта наступает дисциплинарная ответственность, она характеризуется такими общими признаками:
1) ее основанием является дисциплинарный проступок;
2) за такой проступок предусмотрено наложение дисциплинарного взыскания;
3) взыскание налагается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в порядке подчиненности;
4) рамки «дисциплинарной» власти этого органа (должностного лица) четко устанавливаются правовыми нормами;
5) служащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание, может обжаловать его в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
>>> 199 >>>
6) за один дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Большинство служащих за нарушение правил дисциплины несут ответственность согласно предписаниям трудового законодательства, а дисциплинарная ответственность служащих, которые реализуют свои полномочия вне рамок трудового договора или правил внутреннего трудового распорядка, регулируется законами, указами Президента Украины, уставами и положениями, утвержденными уполномоченными органами.
Значительное количество государственных служащих несут дисциплинарную ответственность не только за дисциплинарные проступки, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей, но и за превышение своих полномочий, несоблюдение ограничений, касающихся государственной службы, совершение действий, порочащих орган, где служащий работает, или его звание (нормы морали), присяги, обязанностей, предусмотренных контрактом, воинской чести и др.
В основу разграничения дисциплинарной ответственности на виды положены характер деятельности различных категорий служащих, условия их работы, система дисциплинарных взысканий, порядок их наложения и обжалования.
Законом Украины «О государственной службе» установлены особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих органов исполнительной власти и их аппарата. Их сущность состоит в том, что дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за проступок, который порочит его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает.
К служащим этих органов, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться такие меры дисциплинарного воздействия, как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.
В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных учреж-
>>> 200 >>>
дений Украины за нарушение трудовой дисциплины к работникам может быть применен выговор или увольнение.
Увольнение как дисциплинарное взыскание применяется в соответствии с п.п. 3,4, 7, 8 ст. 40, ст. 41 КЗоТ.
Служащие государственных предприятий, учреждений, организаций, а также государственных органов, на которых не распространяются положения Закона Украины «О государственной службе», соответствующих дисциплинарных уставов и положений о дисциплине, несут дисциплинарную ответственность согласно КЗоТ или Правилам внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарное взыскание применяется органом (должностным лицом), которому предоставлено право приема на работу (избрания, утверждения, назначения на должность) данного работника. До применения дисциплинарного взыскания собственник или уполномоченный им орган должен потребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменное объяснение. В случае отказа работника дать письменное объяснение составляется соответствующий акт. Дисциплинарные взыскания применяются собственником или уполномоченным им органом непосредственно после выявления проступка, но без учета времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание объявляется приказом (распоряжением) и сообщается работнику под расписку. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвержен новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины, проявил себя как добросовестный работник, взыскание может быть снято до окончания одного года. На протяжении срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются.
Собственник или уполномоченный им орган имеет право вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа. Работник может обжаловать наложенное взыскание в комиссию по трудовым спорам (где она образована), вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган или в суд.
>>> 201 >>>
Определенные особенности существуют относительно порядка применения и видов дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены дисциплинарными уставами или специальными положениями о дисциплине в отдельных сферах (отраслях) деятельности. Они связаны с характером тех функций и задач, которые решаются соответствующими органами, их служащими. В некоторых случаях дисциплинарная ответственность регулируется кодексами (например, Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и др.). Так, в соответствии с Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины дисциплинарные взыскания на прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры налагаются за невыполнение либо ненадлежащее выполнение служебных обязанностей или за проступок, порочащий их как работников прокуратуры.
Дисциплинарными взысканиями являются: выговор, понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагрудного знака «Почесний працівник прокуратури України», увольнение, увольнение с лишением классного чина.
Генеральный прокурор Украины имеет право накладывать дисциплинарные взыскания, указанные в названном уставе, в полном объеме, за исключением лишения или понижения в классном чине государственного советника юстиции 1,2,3 классов, которые производятся Президентом Украины по представлению Генерального прокурора.
Прокуроры АРК, областей, города Киева и приравненные к ним прокуроры имеют право накладывать такие дисциплинарные взыскания: выговор, понижение в должности, увольнение, кроме понижения в должности и увольнения работников, назначаемых Генеральным прокурором Украины. При необходимости применения меры дисциплинарного взыскания, превышающей полномочия указанных прокуроров, они вносят представление Генеральному прокурору Украины. Лица, награжденные знаком «Почесний працівник прокуратури України», могут быть уволены с работы лишь с предварительного согласия Генерального прокурора Украины.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести проступка. Прокурор, который решает вопрос о наложении взыскания, должен лично выяснить обстоятельства проступка и получить письменное объяснение от совершившего его лица. В случае необходимости может быть назначена служебная проверка.
Дисциплинарное взыскание применяется в течение одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени служебной провер-
>>> 202 >>>
ки, временной нетрудоспособности работника и нахождения его в отпуске, но не позднее одного года со дня совершения проступка. Срок проведения служебной проверки не может превышать двух месяцев.
За один и тот же проступок может быть наложено только одно взыскание.
В случае совершения работником деяния, не совместимого с пребыванием на работе в органах прокуратуры, его увольнение производится независимо от времени совершения проступка.
О наложении дисциплинарного взыскания издается приказ прокурора, который объявляется работнику под расписку.
Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть обжалован работником Генеральному прокурору Украины в месячный срок со дня ознакомления с приказом.
Генеральный прокурор принимает решение по жалобе в десятидневный срок, а в случае проведения проверки — не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. О принятом решении сообщается работнику, который обратился с жалобой.
Обжалование приказа не приостанавливает приведения дисциплинарного взыскания в исполнение.
Решение Президента Украины и Генерального прокурора Украины о применении одного из дисциплинарных взысканий или отказ в восстановлении на работе прокурорско-следственных работников, уволенных прокурорами АРК, областей, города Киева и приравненными к ним прокурорами, могут быть обжалованы в Верховный Суд Украины в месячный срок.
Работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался новому дисциплинарному взысканию.
Дисциплинарное взыскание может быть снято прокурором, издавшим приказ, или вышестоящим прокурором раньше года, если работник проявил дисциплинированность и добросовестность при выполнении служебных обязанностей. В таких случаях взыскание снимается приказом с оглашением его всем, кому был оглашен приказ о наложении взыскания.
Согласно Дисциплинарному уставу органов внутренних дел Украины лица рядового и начальствующего состава могут накладывать такие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, задержка в присвоении очередного специального звания или представлении к его присвоению на срок до одного года, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, понижение в специальном зва-
>>> 203 >>>
ний на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.
В учебных заведениях и учебных подразделениях Министерства внутренних дел Украины, кроме этих взысканий, могут применяться: лишение увольнения из расположения учебного заведения, подразделения на срок до одного месяца; внеочередное назначение в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению) либо на работу до пяти нарядов.
На лиц рядового и начальствующего состава, награжденных нагрудным знаком органов внутренних дел, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде лишения этого знака.
Дисциплинарные взыскания применяются начальниками в пределах предоставленных им прав. Перечень должностей начальников и их прав на наложение дисциплинарных взысканий определяется приложением к Уставу. Дисциплинарные права других начальников устанавливаются Министерством внутренних дел Украины в отношении дисциплинарных прав начальников, предусмотренных перечнем.
Старший начальник имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное подчиненным ему начальником, если служебной проверкой установлено, что оно не соответствует тяжести совершенного проступка и степени вины.
Налагать дисциплинарные взыскания на работников следственного аппарата органов внутренних дел (с учетом соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства) могут только начальники органов внутренних дел, которым предоставлено право назначать этих работников на должность, их заместители по следствию, а также начальники вышестоящих органов внутренних дел и их заместители.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим его, равным ему либо старшим прямым начальником.
Независимо от того, дисциплинарным уставом или специальным положением устанавливается ответственность, ими предусматриваются многочисленные дисциплинарные взыскания, которые применяются к определенной категории служащих за совершенные Дисциплинарные проступки. В этих актах устанавливаются также Дисциплинарные полномочия соответствующих органов (должностных лиц), которые в порядке подчиненности налагают взыскания, а также регламентируется процедура их применения. Вся эта деятельность регулируется нормами административного права.
>>> 204 >>>
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура