§ 3. Правовые акты государственного управления
Акт государственного управления — это официальное предписание, которое основано на законе, принято субъектом управления на любом уровне государственной иерархии в порядке одностороннего волеизъявления и в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры и формы и влечет за собой определенные юридические последствия.
Акты управления являются разновидностью управленческих решений, с помощью которых осуществляется управление народнохозяйственным комплексом, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью государства.
Акт государственного управления — это подзаконный акт. Подзаконный характер актов государственной исполнительной власти состоит в их точном соответствии закону. Издание актов управления является частью управленческой деятельности и одним из видов правовых актов государства.
Акты управления направлены на достижение конкретного, оперативного руководства. С их помощью осуществляется реализация норм права в процессе управленческой деятельности, обеспечивается необходимое поведение участников административных правоотношений. Акты управления служат основой возникновения соответствующих правовых отношений.
Акты управления устанавливают определенные правила поведения — предписания, разрешения, запрещения. Они защищают права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных организаций, охраняют государственную безопасность и общественный порядок и т. п. В актах государственного управления содержатся обязательные для выполнения предписания, которыми на граждан, государственные и негосударственные организации и
>>> 143 >>>
должностных лиц возлагаются определенные правила поведения: их права, обязанности, ответственность.
Акты управления являются односторонне волевыми актами. Властность этих актов состоит в том, что согласие на их выполнение со стороны тех или иных лиц либо организаций, которым они адресованы, не нужно. Но это не означает, что все акты управления носят императивный характер. Во многом административные правоотношения характеризуются тем, что праву одной стороны отвечает обязанность другой, и наоборот. В современных условиях существует значительное количество актов исполнительной власти, которые содержат предписания научно обоснованных рекомендаций.
Акты государственного управления принимаются субъектами управления только в пределах их компетенции и в определенной форме.
Акты управления в зависимости от их внешнего проявления могут быть устными, письменными и конклюдентными. Акты, рассчитанные на многоразовое применение, имеют письменную форму.
Акты управления имеют юридическую природу и обязательны для тех, кому они адресованы. Выполнение актов управления гарантируется авторитетом исполнительной власти, а в случае необходимости обеспечивается принудительной силой государства.
Акты управления независимо от содержания должны носить творческий характер, направленный на развитие Украины как суверенного, независимого, демократического, социального и правового государства.
Акты органов исполнительной власти действуют в системе юридических актов Украины. Поэтому возникает необходимость выяснить отличие актов государственного управления от других юридических актов — законов, актов правосудия, прокурорских актов, актов, которые действуют в сфере гражданско-правовых отношений, актов общественных объединений и др.
Отличие актов государственного управления от иных указанных актов определяется спецификой назначения органов исполнительной власти в общей системе управленческой деятельности. Согласно ст. 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Следовательно, акт государственного управления отличается от закона тем, что:
>>> 144 >>>
а) в системе правовых актов закон имеет высшую юридическую силу;
б) любой акт государственного управления должен быть издан на основе закона (непосредственно или опосредованно);
в) никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон;
г) закон может отменить или приостановить действие акта управления;
д) в случае, если акт государственного управления противоречит закону, действует закон.
Акты управления по смыслу, юридическим свойствам, порядку принятия, отмены, обжалования, исполнения отличаются от судебных актов (решений, приговоров, постановлений). Судебные акты — это правовая форма проявления правосудия. Суд применяет нормы права относительно отдельных фактов нарушения права или споров. Судебные акты всегда индивидуальны. Это акты применения норм права в отношении отдельных лиц, которые являются участниками процесса. Такие акты не содержат в себе норм права. Акты же управления включают не только конкретные предписания, но и новые правовые нормы, например, Кабинетом Министров Украины 14 августа 1996 г. утверждено Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти48, содержащее нормы, которые регулируют аттестацию всех государственных служащих за некоторыми исключениями. Судебные акты принимаются только на основании закона, а судьи при осуществлении ими правосудия независимы и подчиняются только закону. Акты управления принимаются на основании как закона, так и указаний вышестоящих органов управления.
Акты управления отличаются от гражданско-правовых актов по юридической природе и основаниям принятия. Гражданско-правовые акты (двусторонние или односторонние) всегда являются результатом взаимного волеизъявления участников правоотношений, тогда как акты управления — это односторонние властные волеизъявления, которые не требуют согласия другой стороны. В случае незаконного соглашения ответственность перед государством несут обе стороны, а за незаконное принятие акта государственного управления ответственность несет тот, кто его принял.
>>> 145 >>>
Акты государственного управления отличаются также от актов прокурорского надзора (протеста, представления, предписания, постановления). Акты прокурорского надзора — это форма реагирования прокурора на нарушение законности. Они не содержат ни указаний управленческого характера, ни норм права.
От актов общественных организаций, объединений граждан (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и др.) акты государственного управления отличаются по своей юридической природе.
Объединение граждан — негосударственные организации, действие их актов распространяется только на членов этой организации, а их выполнение обеспечивается возможностями самой организации. Акты общественных организаций не имеют государственно-властного характера. Если же нарушаются акты управления, то применяются меры государственного принуждения. Но когда выполнение государственных функций возлагается на общественную организацию (например, на общество защиты прав потребителей), то акты общественных организаций по своей юридической природе аналогичны актам органов государственной исполнительной власти.
Акты управления существенным образом отличаются от документов, которые имеют юридическое значение, и от служебных документов. Документы, которые имеют юридическое значение (паспорт, удостоверение, аттестат, диплом об окончании высшего учебного заведения и др.), не устанавливают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Составленные по установленной форме, они свидетельствуют об определенных фактах или состояниях. Акт государственного управления всегда направлен на выполнение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Служебные документы (справки, акты обследований, рапорты, докладные записки, характеристики и др.) не имеют юридического значения, но они являются источниками информации. На основании служебных документов, как и документов, которые имеют юридическое значение, могут быть приняты акты государственного управления. Например, на основании характеристики, составленной на государственного служащего, всестороннего рассмотрения выполнения основных обязанностей, профессионального уровня работника и его деловых качеств аттестационная комиссия принимает одно из таких решений: отвечает занимаемой должности; отвечает занимаемой должности в случае выполнения определенных условий (получение образования, прохождение переподготовки, стажировка на
>>> 146 >>>
соответствующей должности, изучение иностранного языка и т. п.); не отвечает занимаемой должности.
Юридическое значение актов государственного управления носит разнообразный характер в зависимости от цели и содержания актов. Они существенным образом влияют на реализацию задач и функций Украинского государства, что является одной из самых больших по объему частей государственной деятельности. Акты государственного управления принимаются органами исполнительной власти для осуществления непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Они играют важную роль в практическом осуществлении организационных мероприятий, которые разрабатываются органами управления, поскольку содержат обязанности выполнять их предписания. Примером таких мероприятий на общегосударственном уровне являются «Основные положения Концепции создания Единой государственной автоматизированной паспортной системы», которые определяют пути, методы и способы создания Единой государственной автоматизированной паспортной системы как важнейшей составной части Государственного реестра населения, построенного не по существующему разрешительному принципу -прописке, а по принципу регистрации граждан по избранным по желанию местом постоянного проживания и их документирования с внедрением единых документов, которые удостоверяют личность гражданина Украины — паспортов, а также организации разнообразной аналитике-справочной работы. Целью создания этой системы является:
реализация государственной политики относительно использования каждым гражданином всех конституционных возможностей по участию в жизнедеятельности государства и общества;
совершенствование механизма выполнения Конституции Украины, законов Украины «О гражданстве Украины», «Об органах регистрации актов гражданского состояния», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» и «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», постановлений Верховной Рады Украины, указов, распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины по вопросам паспортизации и т. п.
Акты государственного управления могут выступать как определенные юридические факты, на основании которых возникают,
>>> 147 >>>
изменяются и прекращаются административные правоотношения, например, Указ Президента о назначении первым заместителем Министра информации Украины, распоряжение Президента о назначении первым зампредом областной государственной администрации или об увольнении с должности директора Национального института стратегических исследований.
Акты управления могут быть основой для принятия иных актов. Например, решение комиссии по распределению молодых специалистов и направлению их на работу непосредственно связано с изданием приказа о назначении на должность, что в свою очередь ведет к возникновению как служебных, административных, так и трудовых правовых отношений. Факт регистрации брака как административно-правовой акт влечет за собой возникновение семейных и гражданско-правовых отношений. Поэтому акты государственного управления порождают не только административно-правовые, но и трудовые, семейные, гражданско-правовые отношения и др. Акты государственного управления могут выступать как условие действительности гражданско-правовых, земельных, трудовых и иных актов. Так, решение районной государственной администрации об отводе земельного участка порождает гражданско-правовые отношения, связанные с арендой участка. Другой пример: разрешение органов внутренних дел на приобретение охотничьего ружья является условием действительности договора между гражданином и организацией торговли оружием и боеприпасами на приобретение этого оружия. Акты государственного управления могут служить законными доказательствами для судов общей юрисдикции, быть основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, например, протокол о нарушении правил разрешительной системы или общественного порядка. Акты управления могут быть юридическим основанием для приобретения гражданином субъективного права или освобождения его от конкретной обязанности. Так, от уплаты за пользование землей освобождаются пенсионеры и инвалиды первой и второй групп.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура