logo
Битяк Ю

§ 6. Режим государственной тайны

Для обеспечения информационного суверенитета Украины и общепризнанных принципов международных обычаев в сфере информации Украина принимает меры относительно засекречивания и охраны определенной информации в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних сношений, государственной безопасно-

>>> 290 >>>

сти и охраны правопорядка с целью защиты жизненно важных интересов Украины.

Такая информация признается в порядке, установленном Законом Украины «О государственной тайне» (в редакции Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной тайне»113), государственной тайной и подлежит охране со стороны государства. Перечень и содержание информации, которая может быть отнесена к государственной тайне, определяются в этом Законе и мотивированными решениями государственных экспертов по вопросам тайн. Сведения, которые являются государственной тайной, публикуются в официальных государственных изданиях.

Охрана государственной тайны включает в себя комплекс организационно-правовых, инженерно-технических, криптографических и оперативных мер, направленных на предотвращение разглашения информации, являющейся государственной тайной. Среди организационно-правовых мер по охране государственной тайны применяются такие: установление единых требований относительно изготовления, пользования, сохранения, передачи, транспортирования и оборота носителей информации, которые являются государственной тайной; лицензирование предприятий, учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с государственными тайнами; специальный порядок доступа граждан к государственной тайне; специальный порядок осуществления судебных, надзорных, контрольно-ревизионных и иных функций органов государственной власти относительно предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственными тайнами; ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне и др.

С целью технической защиты информации предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность, связанную с государственными тайнами, обязаны использовать защищенные способы обработки, передачи, сохранения информации и технические приспособления ее защиты, сертифицированные на соответствие этих способов и приспособлений нормативам технической защиты, применять криптографические меры охраны такой информации. Оперативные меры охраны государственной тайны применяются в ходе контрразведывательной, разведывательной и

>>> 291 >>>

оперативно-розыскной деятельности, которую осуществляют органы Службы безопасности Украины и другие государственные органы в соответствии с действующим законодательством.

Государственную политику в отношении государственной тайны обеспечивают Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, другие органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере обеспечения охраны государственной тайны является Служба безопасности Украины.

>>> 292 >>>

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ VII Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами

Глава 21 Характер и организация государственного управления

§ 1. Государственное управление и его особенности

В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного понятия государственного управления, что связано с разными подходами к решению этого важного вопроса. Государственное управление трактуется с точки зрения содержания, сущности, форм, которые оно приобретает и в которых функционирует, отграничения от других форм (видов) государственной деятельности (законодательной, судебной). Представители общесоциологических научных направлений при исследовании проблем управления выходят из его реального содержания как специфического вида общественной деятельности, направленной на систематическое осуществление определенного воздействия людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, на основе познания и использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций для обеспечения ее функционирования и достижения поставленных целей.

>>> 293 >>>

В административно-правовой науке наиболее распространенным является понятие государственного управления как самостоятельного вида государственной деятельности, которая имеет организующий, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер, особой группы государственных органов (должностных лиц) по практической реализации функций и задач государства в процессе повседневного и непосредственного руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Несмотря на некоторые отличия, все авторы подчеркивают организующий, исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности, направленный на выполнение задач и функций государства.

Особенности современного государственного управления, его эволюция связаны с процессами изменения социально-экономической и политической систем. Значение государства и управления с его стороны экономикой и социально-культурной сферой в нынешних условиях не только не ослабляются, но и усиливаются, о чем свидетельствует интенсивная правотворческая деятельность, направленная на урегулирование отношений в этих сферах. Конституция Украины предоставляет государству возможности активно воздействовать на экономические, социальные, культурные, политические процессы, на формирование рынка и рыночных отношений. Конечно, деятельность государства и его органов не всегда может положительно влиять на рыночные процессы, но органы исполнительной власти как раз и создаются для стимулирования государством рыночной экономики. Эта деятельность и должна оцениваться по результатам функционирования управленческой системы, изменениям в методах управления, его характере.

Изменения в социально-экономической системе и государственном строе, переход к рыночным отношениям, местному самоуправлению обусловили изменения в мотивации и методах государственного управления — оно не сводится лишь к прямому управлению экономикой и социально-культурной сферой, прямому управлению деятельностью отдельных предприятий и учреждений со стороны вышестоящих органов на основе принципа «власть — подчинение». Происходит процесс разработки мер, направленных на стимулирование самостоятельности в деятельности предприятий и учреждений, поиск направлений поощрения такой деятельности. Властная управленческая деятельность может проявляться по-разному, а государственное Регулирование имеет свои особенности не только в сферах экономи-

>>> 294 >>>

ки, социальной, культурной, административно-политической деятельности, но и в других отраслях.

В некоторых случаях управление связано с непосредственным распорядительством, носит «командный характер», основывается на императивных предписаниях, запретах, которые ограничивают самостоятельность. Тем не менее оно может и все больше осуществляется в форме нормативного регулирования, использования разрешений и рекомендаций, предоставления помощи, содействия и координации. Применение лишь жестких вариантов управления общественными процессами противоречит заданной модели развития общества, да и сама система уже не «разрешает» государству вмешиваться во все вопросы управления и практической деятельности, как это было до провозглашения Украиной независимости. Государственное управление и сейчас охватывает все те же отрасли и сферы общества, но его роль в них становится новой, принципиально изменяется воздействие на осуществляемые процессы. Превалирующее значение приобретает функция государственного регулирования, от которой государство не может отказаться (ни наше, ни другие), поскольку законодательство распространяется на все отрасли и сферы и является прерогативой государства. Однако законодательное регулирование само в определяющей мере зависит от того, государственными или негосударственными являются те или иные объекты и какие структуры осуществляют управление отраслью, сферой, объектом. От этого зависит и уровень государственного воздействия на решение вопросов управления и деятельности. Но в основе происходящего все-таки лежат особенности и значение отраслей и сфер, а также процессы приватизации, изменения форм собственности, либерализации цен, развития внешнеэкономической деятельности и др., которые воздействуют на соответствующие отрасли и сферы управления.

Объекты, не являющиеся государственными, находятся в управлении негосударственных структур, а поэтому действуют на началах внутреннего самоуправления. К ним относятся негосударственные предприятия, учреждения и организации, а государство лишь устанавливает соответствующие пределы их деятельности, которая не должна осуществляться во вред обществу. Это касается, как правило, порядка создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, уплаты налогов и выполнения общеобязательных правил.

Другой подход применяется в случаях, если объекты находятся в совместном управлении государственных и негосударственных

>>> 295 >>>

органов. Так, органам местного самоуправления могут передаваться объекты, которые находятся в государственной собственности, а соответственно и управление ими, а государственные органы контролируют использование переданных им средств и объектов. Представители государственных органов могут входить в состав органов управления негосударственных структур, если там имеется доля государственной собственности.

Разным уровень управленческого воздействия будет и в случаях, когда соответствующие объекты находятся в государственной и негосударственной собственности (государственное предприятие, фермерское хозяйство в сельском хозяйстве, предприятие в промышленности, связи, учреждения в сфере образования и др.).

В случаях, когда объекты находятся в собственности государства, управление ими непосредственно осуществляют государственные органы, и методы управления определяются именно этим, несмотря на то, что государство предоставляет их органам отдельные возможности по самоуправлению.

Следует обратить внимание и на то, что независимо от формы собственности, на которой основан объект и осуществляются его деятельность, внедрение рыночных отношений, государство не может полностью отказаться от управленческого воздействия на него, не устанавливать определенные правила, которым он обязан подчиняться, и гарантировать его права, в том числе собственности, при соблюдении этим объектом таких правил.

Особенности государственного управления заключаются также в тех функциях, на выполнение которых оно направлено. Эти функции составляют содержание государственного управления как самостоятельной формы деятельности, которая имеет определенную цель, однако запланированный результат может быть достигнут лишь в случае правильного установления задач управления, обеспечения его материальными, человеческими ресурсами, законодательной базой, объективной информацией.