logo
Битяк Ю

Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание

Отраслевое управление относится прежде всего к компетенции министерств, а в областях, районах, городах — соответствующих региональных органов исполнительной власти.

Для отраслевого управления характерны вертикальные (линейные) правовые отношения, иначе говоря, отношения прямой подчиненности, складывающиеся между органами управления и управляемыми ими объектами.

Объекты отраслевого управления — это определенная совокупность субъектов хозяйственной, социально-культурной или административно-политической деятельности, которые выполняют функции однородного назначения. Приведенное определение основывается на понятии предприятия и учреждения как важных объектов отраслевого управления, созданных для производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг с целью удовлетворения общественных потребностей. При этом форма собственности, на которой основано предприятие (учреждение), имеет значение лишь для выявления степени и формы отраслевого (управляющего) воздействия. Для отнесения предприятия (учреждения) к соответствующей отрасли главным является однородность (однотипность) производственной или иной деятельности.

Другими объектами отраслевого управления могут быть различные структурные подразделения данной отрасли (хозяйственные, культурные, медицинские) в определенных административно-территориальных единицах, подчиненные соответствующему министерству.

Содержание отраслевого управления состоит в организации эффективного функционирования подчиненных систем. Оно охватывает

>>> 305 >>>

комплекс централизованных и оперативных форм деятельности органов исполнительной власти специальной компетенции, их технической политики, финансирования, научно-технического обеспечения, работы с кадрами, осуществления контроля и учета.

Отраслевое управление формируется в соответствии с особенностями конкретных секторов экономики, сфер культурной и административно-политической деятельности. Это положение имеет определенную правовую регламентацию. Оно определяется в соответствующих законах, комплексно регулирующих отношения отраслевого характера, положениях о конкретных органах государственного управления. Так, в социально-культурной сфере Законом Украины «Об образовании», основами законодательства Украины о здравоохранении, о культуре устанавливаются основы управления в этих отраслях, направленные на удовлетворение социальных и духовных потребностей населения. Функции государственного управления в названных отраслях осуществляют министерства в соответствии с положениями о них. Положения о министерствах и других центральных органах исполнительной власти утверждаются Президентом Украины. В положениях закрепляются задачи, функции и компетенция министерств, а также другие главные направления деятельности центральных органов управления, осуществляющих руководство определенными отраслями на территории Украины.

Положения о территориальных и региональных органах утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

Указанные функции в областях, районах, городах министерства осуществляют через их региональные управления, отделы, учреждения и т.п., а также отраслевые структурные подразделения местных государственных администраций. Такая структура организации отраслевого (линейного) управления присуща промышленности, сельскому хозяйству, а также сферам обороны, безопасности, правоохранительной деятельности и др.

Территориальные органы министерств и ведомств Украины являются важной составной частью единой системы центральной исполнительной власти. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителями центральных органов исполнительной власти. Подчиненность территориальных органов непосредственно центральным министерствам и ведомствам — важное условие ихуспеш-:ой деятельности, хотя некоторые вопросы (например, о назначении

>>> 306 >>>

на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов) решаются министерствами и ведомствами по согласованию с соответствующими местными органами исполнительной власти. Необходимо учитывать, что ряд центральных органов исполнительной власти не имеет подчиненных им региональных органов (Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства). В некоторых центральных органах исполнительной власти предусмотрено образование региональных органов, но их правовой статус отличается от правового статуса территориальных органов.

Важным является то, что отраслевое управление тесно связано с межотраслевым и региональным управлением. Это позволяет сочетать централизованное управление с самостоятельностью и инициативой. Вместе с тем отраслевой принцип управления наиболее полно отвечает требованиям переходного периода развития Украинского государства. В Концепции административной реформы в Украине обращается внимание на то, что надлежащая концентрация сил в руководстве развитием общества возможна лишь при применении отраслевого принципа управления.