§ 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
Исполнительная власть не отождествляется с государственным управлением, которое характеризуется как вид государственно-властной деятельности. Вопрос об их соотношении возникает в связи с тем, что государственное управление рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельность, которая осуществляется системой органов исполнительной власти. Следует также отметить, что сейчас из практики государственного строительства, нормотворческой деятельности (содержания нормативно-правовых актов) практически исчезли термины «исполнительно-распорядительная деятельность» и даже «государственное управление».
При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория «исполнительная власть» является политико-правовой, а категория «государственное управление» — организационно-правовой. Главное, что их объединяет, — это исполнительная направленность.
Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется государственная власть. Это полностью отвечает системе деления власти, поскольку каждая ветвь единой государственной власти реализует полномочия через деятельность соответствующих субъектов.
Исполнительная власть получает свой реальный характер в деятельности соответствующих звеньев государственных органов и их аппарата, которые называются органами исполнительной власти, но продолжают осуществлять, как и раньше, управленческую деятельность и, по сути, являются органами государственного управления. Сейчас государственное управление осуществляется в рамках единой системы государственной власти на принципе разделения власти, поэтому государственное управление, элементами которого являются исполнительная и распорядительная деятельность, не может противопоставляться исполнительной власти, поскольку через него реализуются властные полномочия субъектов исполнительной власти. Следовательно, все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы государственного управления.
Таким образом, сущность проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления характеризуется рядом факторов, которые свидетельствуют о том, что в некоторых случаях они имеют как общие черты, так и различаются по некоторым важ-
>>> 14 >>>
ным характеристикам. Так, исполнительную власть и государственное управление осуществляют исполнительные органы. Однако к органам управления следует также отнести администрацию государственного предприятия или учреждения, которая не является исполнительным органом, так как иначе ее следовало бы включить в число субъектов исполнительной власти, и др. Вместе с тем понятия «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти» являются тождественными.
Исполнительная власть в Украине, известной мерой в ее государственно-управленческом понимании, отходит от функций непосредственного управления, характерных для большинства государств со строго централизованной системой управления и господством государственной формы собственности. Происходят процессы, которые свидетельствуют об уменьшении функций государственного управления некоторыми сферами жизни, в особенности экономикой. На этом основании проявляются тенденции к становлению системы государственного регулирования, когда непосредственное вмешательство аппарата управления в деятельность объектов уменьшается, а управленческое влияние связывается с самостоятельностью тех или иных структур. Об этом свидетельствует курс на обеспечение реальной оперативной и хозяйственной самостоятельности на региональном и местном уровнях, предприятий и учреждений. Внимание сосредоточивается на выработке экономической политики, развитии экономики, стимулировании предпринимательства, разгосударствлении имущества и др. Это нисколько не уменьшает роли исполнительной власти в государственном управлении, тем более, что между государственным управлением и государственным регулированием принципиальные отличия отсутствуют, поскольку цель их одна. Управляя, органы исполнительной власти осуществляют регулирование, а регулируя — управление. Отличие состоит в степени влияния управляющего на управляемого и уровне подчиненности или отсутствии подчиненности.
Известно, что ни одно государство еще не отказалось и не откажется от государственного управления с точки зрения как политических, экономических, так и социальных причин. Государственно-управленческая деятельность всегда была и будет необходимой, но ее формы и методы диктуются условиями общественной жизни. Сейчас происходят процессы, которые свидетельствуют об уменьшении прямого управленческого влияния на некоторые стороны обще-
>>> 15 >>>
ственной жизни, но в такой сфере, как административно-политическая деятельность, общий объем «прямого управленческого влияния» не уменьшается. Одновременно государство все больше и больше становится на путь формирования сильной исполнительной власти, способной обеспечить необходимый уровень управления общественными отношениями (создание в соответствии с Конституцией Украины централизованной системы исполнительной власти в государстве, закрепление отношений ответственности, подотчетности и подчиненности местных государственных администраций вышестоящим органам исполнительной власти согласно Закону Украины от 9 апреля 1999 г. «О местных государственных администрациях»1 и т. п.). Таким образом, создаются система исполнительной власти, которую составляют государственные органы — субъекты исполнительной власти, и организационный механизм осуществления исполнительной власти как государственного управления. При этом государственное управление следует рассматривать шире, чем систему исполнительной власти, поскольку оно осуществляется не только теми органами, которые входят в систему исполнительной власти, но и другими, которые не являются органами исполнительной власти (администрация государственных предприятий и учреждений, руководители предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления министерств, органы министерств и ведомств на местах и др.). Тесные взаимосвязи исполнительной власти и государственного управления как разновидности социального управления объединяет в одно целое и такое явление, как административное право, поскольку его формирование как самостоятельной отрасли права традиционно связывается с государственным управлением. Административное право выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Границы административно-правового регулирования связаны с деятельностью органов исполнительной власти, охватывают общественные отношения управленческого характера, которые складываются в этой сфере государственной деятельности по руководству экономикой, социальной сферой и культурой, административной деятельностью. В некоторых случаях административно-правовое регулирование распространяется на внутриорганизационную деятельность других государственных органов и внешнеорганизаци
>>> 16 >>>
онные отношения органов исполнительной власти с гражданами, негосударственными формированиями (общественными организациями, партиями).
Административное право рассматривается как совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Его основу составляет административное законодательство, которое является составной частью (элементом) всего законодательства Украины. Под административным законодательством понимается система правовых актов, в которых находят свое внешнее проявление административно-правовые нормы. Оно охватывает не все нормативно-правовые акты, а лишь те из них, которые относятся к управленческой деятельности (исполнительной и распорядительной).
Сейчас в системе административно-правового регулирования основное место принадлежит: охране и обеспечению прав и свобод граждан; разработке и реализации общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития; управлению объектами государственной собственности соответственно с законом; усовершенствованию форм и методов государственного управления; решению организационных проблем государственного строительства (координация и направление работы органов исполнительной власти, обеспечение внешнеэкономической деятельности, таможенного дела и т.п.); усовершенствованию мер поощрения и порядка применения ответственности в государственном управлении (в том числе относительно государственных служащих); установлению и эффективному воплощению в жизнь правовых и организационных основ хозяйствования (обеспечение равных условий развития всех форм собственности, стимулирование предпринимательства, защита прав собственника, охрана прав потребителей, недопущение недобросовестной конкуренции и др.); регулированию функционирования в рамках закона объектов негосударственной собственности; осуществлению мер по укреплению законности и порядка.
Итак, в соответствии с приведенным исполнительная власть представлена в механизме деления власти органами исполнительной власти. Государственное управление осуществляется в рамках этой системы и другими государственными органами, не названными в Конституции Украины исполнительными, и находит свое проявление в деятельности разных звеньев государственного аппарата, которые по своей сути являются органами государственного управления. Основное его назначе-
>>> 17 >>>
ниє — исполнительная и распорядительная деятельность в пределах, предусмотренных административным правом, предписаниями (нормами), которые составляют административное законодательство.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура