logo
Битяк Ю

§ 2. Источники административного права

В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы надлежащего поведения органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные служащие, граждане, общественные организации наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также гарантии реализации прав и соблюдения обязанностей. Следовательно, благодаря действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим управленческой деятельности.

Административно-правовые нормы содержатся непосредственно в Конституции Украины, законодательных актах, нормативных приказах, постановлениях правительства, других нормативных актах государственных органов, решениях местных советов. К источникам административного права относятся не только сами нормативные акты государственных органов, но и утвержденные этими актами кодексы, уставы, правила и т. п., регулирующие управленческую деятельность.

Таким образом, источник административного права — это акт правотворчества органов государственной власти, органов исполнительной власти, который состоит из административно-правовых норм или даже одного правила поведения, регулирующего исполнительно-распорядительную деятельность. Если акт охватывает наряду с нормами административного права нормы других отраслей права (финансового, гражданского и др.), то для административного права он

>>> 39 >>>

будет источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовым содержанием.

Каждый источник административного права отличается от других своими особенностями, обусловленными целевой направленностью и содержанием норм, которые его составляют, их юридической силой, масштабом функционирования (действия). Источник может быть общего и локального действия, обязательным к исполнению всеми органами управления и объектами, независимо от подчинения, или лишь только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, который издал акт. К системе источников административного права относятся нормативные акты, действующие в пределах Украины, а также такие, который регулируют работу украинских учреждений за границей. Могут существовать источники, действующие в пределах области, города, района и т. п.

Специфика источников административного права определяется также их соподчинением, которое в свою очередь отображает действие принципа централизма. Составной частью последнего является положение об обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих. Соподчинение источников выражается в следующем: а) все они основываются на нормах Конституции и законах Украины, имеющих высшую юридическую силу; б) источники — нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, которые принимаются низшими органами исполнительной власти; в) источники — нормативные акты вышестоящих органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов; г) источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общего характера.

Учитывая разнообразие источников административного права, их целесообразно разделить на такие виды.

1. Конституция Украины (Основный Закон).

2. Законодательные акты Украины:

законы Украины (например, Закон от 23 марта 1996 г. «Об образовании» и др.);

кодексы, положения, уставы и иные кодифицированные акты управленческого характера (например, КоАП и др.).

3. Постановления Верховной Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характе-

>>> 40 >>>

pa (например, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины Положение о паспорте гражданина Украины).

4. Указы и распоряжения Президента Украины (например, утвержденное Указом Президента Украины Положение о Министерстве юстиции Украины).

5. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины: нормативные постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

положения, уставы, правила, инструкции, иные акты, утвержденные Кабинетом Министров Украины (например, Положение о порядке легализации объединений граждан);

нормативные приказы министров, руководителей иных центральных органов исполнительной власти.

6. Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций.

7. Нормативные акты местных советов, их исполнительных органов (например, решения, устанавливающие правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность).

8. Распоряжения местных государственных администраций (их председателей).

9. Межправительственные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством.

10. Акты Конституционного Суда Украины (например, решение о соответствии Конституции Украины постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях»).

Особое место в системе источников административного права занимают нормативные акты, которые регулируют административную ответственность. Это — КоАП, законодательные акты Украины. Эти акты направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

>>> 41 >>>

В системе источников административного права ведущую роль играет Конституция Украины, которая является Основным Законом Украинского государства. В Конституции Украины определяются система органов исполнительной власти, их полномочия, организация деятельности, внешние формы правовых актов. Конституционные положения устанавливают административно-правовой статус граждан, закрепляют участие объединений граждан и трудовых коллективов в управлении государственными и общественными делами, обязанности и ответственность должностных лиц, важнейшие способы укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Тем не менее роль Конституции Украины как первостепенного источника административного права не может быть сведена лишь к прямому регулированию основных вопросов управленческой деятельности. Некоторые конституционные нормы предусматривают необходимость издания отдельных законов — источников административного права. Кроме того, многие положения конкретизируются в действующем законодательстве — различных законодательных актах, актах Президента Украины, нормативных постановлениях Кабинета Министров Украины, нормативных приказах министерств и иных актах управленческого характера.

Следовательно, значение Конституции Украины как ведущего источника административного права состоит в том, что она служит базой для появления иных источников административного права, закрепляет основные принципы осуществления исполнительной власти, права, свободы, обязанности граждан, их объединений, устанавливает статус органов, осуществляющих управленческие функции.