§ 5. Действие актов государственного управления
Акты исполнительной власти действуют в измерениях пространства и времени, но им предшествуют обработка, издание, вступление в силу и действие с определенными обязательными требованиями. Положение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ст. 19 Конституции Украины), является основополагающим и исходным для актов государственного управления.
Действие актов государственного управления в пространственно-временной действительности — это определенное движение от начала инициативы и подготовки актов управления до их воплощения в жизнь. Оно состоит из следующих стадий: 1) постановка вопроса об издании акта управления; 2) подготовка проектов актов управления; 3) издание актов управления; 4) доведение актов управления до сведения адресатов — субъектов административно-правовых отношений; 5) вступление в силу актов управления; 6) действие актов управления.
Процедуры подготовки проектов, принятия, вступления в силу и действия актов управления регулируются нормативными актами.
Инициатором издания акта управления может быть любой субъект государственного управления. Это такие субъекты, как органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения, государственные служащие, общественные объединения, а также граждане.
Процесс подготовки акта управления устанавливается, как правило, самым органом и закрепляется в его соответствующем акте. Примером такого порядка прохождения и подготовки документа в структурных подразделениях Администрации Президента может быть извлечение из текста Положения об Администрации Президента Украины от 19 февраля 1997 г.52, в котором в соответствии с п. 5 на
>>> 153 >>>
выполнение своих задач Администрация «обеспечивает подготовку проектов указов и распоряжений Президента Украины, а также проектов законов Украины, которые вносятся Президентом в Верховную Раду .... в порядке законодательной инициативы». Положение предусматривает единый порядок прохождения и подготовки документации, обеспечивает обнародование законов Украины, указов и распоряжений Президента. Для осуществления своих функций Администрация имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для выполнения своих задач материалы от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и должностных лиц; пользоваться банками данных других государственных органов; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникаций; привлекать к выполнению отдельных работ и задач, участию в изучении отдельных вопросов ученых и специалистов, в том числе на договорных началах, работников центральных и местных органов исполнительной власти.
Порядок внесения проектов решений Кабинета Министров предусмотрен Положением о подготовке проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, утвержденным 8 июля 1993 г. В пределах своей компетенции подготавливают проекты своих решений также министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы местной государственной администрации, исполнительные органы местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений. Проекты актов управления должны быть согласованы с другими заинтересованными субъектами управленческих отношений. Важная роль в подготовке и согласовании проектов отведена юридической службе органов управления. После подготовки проекта и его обсуждения принимается решение, которое подписывается соответствующими должностными лицами: Премьер-министром, министром, директором и др.
Следующая стадия — издание актов управления. Акты исполнительной власти издаются в определенном порядке, с соблюдением соответствующих процессуальных правил. На этой стадии акт управления становится официальным документом. Одни акты издаются коллегиальными органами, другие — единоначальными.
Доведение актов управления до сведения адресатов— субъектов исполнительной власти осуществляется разными способами: одни публикуются в прессе, другие просто доводятся до сведения исполнителей.
>>> 154 >>>
Первый способ — это обнародование актов законодательства Украины, например, в информационном бюллетене «Официальный вестник Украины», в котором публикуются: законы Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжение Кабинета Министров Украины, носящие нормативный характер, акты Конституционного Суда Украины, нормативно-правовые акты Национального банка Украины, вступившие в силу международные договоры Украины, нормативные акты министерств, других центральных органов исполнительной власти, зарегистрированные Министерством юстиции Украины. Акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления публикуются в местных печатных изданиях, вывешиваются в общественных местах, передаются по радио и телевидению.
Второй способ доведения правовых актов до сведения адресатов — рассылка текстов заинтересованным участникам управленческих отношений. В случае принятия актов индивидуального характера заинтересованным лицам высылаются их копии или они знакомятся с ними под расписку.
Вступление в силу актов управления — момент, когда акты управления приобретают юридическую силу. Вопрос о времени вступления акта в силу решается различно:
а) акт управления вступает в силу со времени его опубликования или подписания акта єдиноначального органа компетентным должностным лицом;
б) акт управления вступает в силу с момента, указанного в самом его тексте;
в) в иных случаях — с момента доведения его до исполнителей.
Сроки введения в действие постановлений Кабинета Министров определены в их тексте. В случае, если в постановлениях срок не указан, они вступают в силу со времени их принятия. Распоряжения Кабинета Министров вступают в силу с момента их подписания. Акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных администраций, их отделов и управлений, органов местного самоуправления вступают в силу, как правило, в срок, указанный в их тексте, а когда срок не указан, то с момента получения акта исполнителем.
Действие актов управления различают в пространстве, времени и по кругу лиц. По территории действия акты исполнительной власти разделяют на акты, которые действуют в масштабе всего госу-
>>> 155 >>>
дарства, и акты, которые действуют в границах административно-территориальных единиц. Как правило, действие актов управления в пространстве и времени осуществляется в соответствии с компетенцией определенного органа исполнительной власти. Так, акты Кабинета Министров Украины действуют на всей территории Украины, если иное не предусмотрено в самом акте. Аналогично решаются вопросы действия актов управления соответствующих государственных администраций и актов исполнительной власти АРК. Что касается актов управления министерств и других центральных органов исполнительной власти, то их действие по признакам ведомственной принадлежности распространяется на соответствующие органы управления, учреждения, предприятия.
Некоторые министерства и другие центральные органы управления принимают акты, которые являются обязательными для выполнения учреждениями, предприятиями, организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Такие акты принимают, например, министерства здравоохранения, образования и науки, финансов, внутренних дел и Служба безопасности Украины. Действие актов управления по кругу лиц предусматривает цель конкретно определить перечень уполномоченных или обязанных органов управления, общественных объединений, государственных служащих, граждан. В таких актах управления указывается перечень субъектов, на которых распространяется их действие (например, на несовершеннолетних, железнодорожников, работников авиалиний Украины и др.).
Действие актов управления во времени является более сложным, поскольку оно предусматривает неодинаковые правила действия для актов управления. В измерениях времени акты управления действуют с момента вступления их в силу до их прекращения, а именно:
1) окончания срока, на который был принят акт (нормативные акты);
2) прекращения действия акта в связи с выполнением его предписаний (преимущественно индивидуальные акты);
3) принятия нового акта по данному вопросу (например, Указ Президента Украины от 14 декабря 1996 г. «Об Администрации Президента Украины», в п. 7 которого сказано, что утратил силу Указ Президента Украины от 21 июля 1994 г. «О реорганизации Администрации Президента Украины»);
4) со времени отмены нормативного акта.
>>> 156 >>>
Условием для отмены акта управления могут быть различные обстоятельства, но чаще всего это устарелость акта или его незаконность. Аннулирует правовой акт как орган, который принял его, так и вышестоящий орган.
Изменения, приостановление и отмена актов управления осуществляются по различным основаниям.
Изменения имеют цель обеспечить эффективность актов управления, внести в них необходимые дополнения, изменения, осуществить дополнительные меры или издать их в новой редакции. Примером этому может быть постановление Кабинета Министров Украины от 11 декабря 1996 г. «О дополнении порядка исчисления стажа государственной службы»53.
Приостановление действия актов управления (как временная мера) направлено, как правило, на обеспечение законности или целесообразности в государственном управлении. Это мера применяется для защиты как государственных и общественных интересов, так и граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, их должностных лиц. Действие актов останавливается, например, в связи с подачей жалобы, принесением протеста прокурором в делах об административных правонарушениях и др.
Отмена актов управления — это признание недействительности акта в целом или отдельных его положений. Согласно Конституции Украины отменять неправомерные акты может Президент Украины. Он отменяет акты Кабинета Министров Украины и Совета министров АРК. Решения глав местных государственных администраций, которые противоречат Конституции и законам Украины, другим актам законодательства, могут быть отменены Президентом или главой местной государственной администрации высшего уровня.
Особое место в системе признания актов недействительными (правовые акты или их отдельные положения) занимает Конституционный Суд Украины. К его полномочиям относится"решение вопросов о соответствии Конституции Украины: законов и других правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Украины; актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Верховного Совета АРК (ст. 150 Конституции Украины). По решению Конституционного Суда Украины законы и иные правовые акты признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они
>>> 157 >>>
не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу, и теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности (ст. 152 Конституции Украины).
К действующим актам управления предъявляются определенные требования. Акты управления должны обслуживать сферу социальных, духовных, политических и экономических потребностей. Они должны быть оптимальными, целесообразными, социально справедливыми и эффективными. Эффективность управленческих решений — результат, сопоставимый с затратами на реализацию этих решений. Она зависит от различных факторов: организации, мотивации, квалификации кадров, обеспечения финансовыми и материальными ресурсами и др. Акты должны предусматривать как непосредственные, так и социальные последствия в перспективе. В отношении конкретной ситуации акты управления должны обеспечивать реализацию норм Конституции, постоянно пересматривать предыдущие решения в свете возникновения новых проблем и нового подхода к ним с учетом современных обстоятельств.
Акты управления должны отвечать определенным обязательным юридическим требованиям:
1) нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей;
2) органы исполнительной власти могут принимать акты только по вопросам, отнесенным к их компетенции, и в пределах своих полномочий;
3) акты должны соответствовать цели, предписаниям и требованиям законодательного акта, по поводу выполнения которого они приняты;
4) акты должны приниматься в установленных порядке и форме. Это свидетельствует об основном требовании — законности акта управления, т. е. соответствии его предписаний, формы и порядка издания обязательным требованиям Конституции и норм действующего законодательства Украины.
Письменные акты должны отвечать определенным организационно-техническим требованиям, а именно: ставить перед исполнителями задачи, сформулированные не в общих фразах, а конкретно. Это передача подчиненным возможных установок, которые касаются способа выполнения задачи, создание исполнителям мотивационных ситуаций, а также условий для выполнения задачи.
>>> 158 >>>
Правовые акты должны быть изданы в формах, предусмотренных действующим законодательством. Такие формы являются обязательными, если они определены в Конституции Украины, положениях, кодексах, уставах, правилах, инструкциях. К организационно-техническим относятся требования относительно реквизитов актов управления. Они должны содержать указания на исполнителей (адресатов) и авторов акта (адресантов), дату принятия акта и сроки его выполнения, соответствующие подписи, штампы, печати.
Требования конституционного и лингвистического характера состоят в том, что акты должны быть изложены на государственном языке (ст. 10 Конституции Украины), грамотно, четко, конкретно, ясно, понятно для исполнителей.
Акты обязательны для выполнения всеми, кому они адресованы, с момента вступления их в силу. Акты управления, изданные с нарушением требований, которые предъявляются к ним, являются дефектными. Дефектные акты могут быть ничтожными или оспоримыми.
Ничтожные акты управления — это незаконные акты. Они не порождают никаких юридических последствий, не должны выполняться, их юридическая несостоятельность является явной. Это подтверждается конституционным положением о том, что никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы. За дачу и выполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность (ст. 60).
Оспоримые акты — это акты, которые содержат определенные недостатки, тем не менее последние не лишают их юридической силы, но могут быть обжалованы заинтересованными субъектами права.
После обжалования или опротестования акт может быть признан или правомерным, законным (после устранения недостатков), или ничтожным. При такой ситуации оспоримые акты подлежат выполнению в отличие от ничтожных актов.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура