§ 6. Прохождение государственной службы
Прием на государственную службу осуществляется на конкурсной основе в соответствии с порядком, который устанавливается соответствующим Положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины27. Данные о вакансиях должностей государственных служащих подлежат публикации и распространению через средства массовой информации не позднее чем за месяц до проведения конкурса. Другие процедуры принятия на службу могут устанавливаться законами Украины, но при этом запрещается требовать от кандидатов на государственную службу сведения и документы, представление которых не предусмотрено законодательством Украины.
Продвижение по службе государственного служащего, зачисленного в кадровый резерв или прошедшего стажировку, а также прием на работу государственного служащего, который прекратил государственную службу в случае отставки, может осуществляться руководителем соответствующего государственного органа без конкурсного отбора.
В практику государственного строительства Украины законодательно введен институт патронатной службы. Содержание его сводится к тому, что вопреки общему правилу, когда не могут быть избранными или принятыми на должность в государственном органе
>>> 106 >>>
и его аппарате лица, которые будут непосредственно подчинены лицам, которые являются их близкими родственниками или свояками, руководители ряда государственных органов имеют право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников, секретарей согласно штатному расписанию и категории, соответствующей должности. На такие должности могут подбираться родственники, свояки, друзья и т.д. Правом подбирать себе на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников и секретарей согласно Закону «О государственной службе» наделены Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, члены Кабинета Министров Украины — так называемое «политическое» руководство страны, а также главы местных государственных администраций28.
Граждане Украины, которые впервые зачисляются на службу, при зачислении на государственную службу принимают присягу, о чем делается соответствующая запись в трудовой книжке. Текст присяги приводится в ст. 17 Закона «О государственной службе».
При приеме на государственную службу для лица, претендующего на должность государственного служащего, может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев, а зачисленные на службу могут проходить стажировку сроком до двух месяцев в целях приобретения практического опыта и проверки деловых качеств.
Государственные служащие могут быть отстранены от исполнения полномочий по должности без решения соответствующих правоохранительных органов. Отстранение может быть принято руководителем соответствующего государственного органа, в котором работает служащий, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей привело к человеческим жертвам, причинило значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению или объединению граждан. Продолжительность отстранения от исполнения полномочий по должности не должна превышать времени служебного расследования — двух месяцев. Если правомерность решения об отстранении от исполнения полномочий по должности не подтверждается результатами служебного расследования, то оно
>>> 107 >>>
отменяется. Отстранение не может быть основанием для увольнения лица с государственной службы, перевода на другую должность или в других случаях, которые бы привели к изменению правового статуса служащего.
Важное место при прохождении государственной службы отводится служебной карьере. Государственная служба как правовой институт составляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и исполнения государственными служащими возложенных на них задач. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной службы, являются разноплановыми и значительными по своему объему. Одни из них складываются в процессе организации государственной службы, другие — при практическом ее осуществлении.
Процесс организации государственной службы связан с установлением правового статуса конкретной должности, способов замещения должностей на государственной службе и условий поступления на службу, а также с подготовкой, подбором и расстановкой кадров государственных служащих, зачислением их на должности.
Законодательство предусматривает порядок приема и прохождения государственной службы, вводит категории должностей служащих и ранги, которые им присваиваются, ставя их в основу служебной карьеры.
Должности государственных служащих классифицируются с учетом организационно-правового уровня органа, объема и характера компетенции на конкретной должности, роли и места должности в структуре государственного органа. Законом «О государственной службе» установлено семь категорий должностей государственных служащих, которым отвечают 15 рангов. При принятии на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах конкретной категории должностей в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы. Очередной ранг в пределах соответствующей категории должностей государственному служащему присваивается через два года. Очередной ранг в пределах категории должностей может быть присвоен досрочно за выполнение особо ответственных задач. За добросовестный труд государственному служащему может быть присвоен ранг вне пределов соответствующей категории должностей. Присвоенный ранг сохраняется за государственным служащим и в
>>> 108 >>>
случаях, если он перешел на должность более низкой категории или оставил государственную службу, а потом возвратился к ней. Народным депутатам Украины, которые до избрания пребывали на государственной службе, время исполнения обязанностей народного депутата зачисляется в стаж государственной службы. Лишение ранга допускается только по приговору суда.
Установление категорий должностей и рангов государственных служащих имеет большое значение для обеспечения эффективности государственной службы, стабильности кадров, поскольку позволяет решать многие вопросы, связанные с подготовкой, подбором, расстановкой кадров, их переподготовкой, повышением квалификации, продвижением по службе, а также оплатой труда и пенсионным обеспечением.
Для эффективной и стабильной работы государственной службы, повышения профессионального уровня работников и подготовки их на руководящие должности важное значение имеет формирование кадрового резерва, который в соответствии со ст. 28 Закона «О государственной службе» формируется из специалистов местного и регионального самоуправления, производственной, социально-культурной, научной и иных сфер, выпускников учебных заведений соответствующего профиля путем повышения квалификации, стажировки. Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом регулируются Положением о формировании кадрового резерва руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций от 20 октября 1995 г., утвержденным Кабинетом Министров Украины29, другими нормативно-правовыми актами.
Неотъемлемая часть кадровой работы — обучение и повышение квалификации государственных служащих. Государство осуществляет меры по созданию условий для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (в институтах, на факультетах) и путем самообразования.
Важное значение для решения проблем комплектования органов исполнительной власти всех уровней высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить экономическое и социальное развитие государства, имеют утвержденные Указом Президента Украины «Программа кадрового обеспечения государственной службы»30
>>> 109 >>>
и «Программа работы с руководителями государственных предприятий, учреждений и организаций»31. Эти документы предусматривают создание единой централизованной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций. С этой целью формируется сеть отраслевых учебных заведений с широкой межотраслевой и региональной кооперацией. Консультационно-методические функции в этой работе возложены на Украинскую академию государственного управления при Президенте Украины и ее филиалы (институты).
С целью усовершенствования системы государственного управления, деятельности Кабинета Министров, министерств и других органов центральной исполнительной власти Указом Президента Украины от 29 мая 2001 г. «Об очередных мерах по дальнейшему осуществлению административной реформы в Украине»32 были введены в систему исполнительной власти должности Государственного секретаря Кабинета Министров Украины и государственных секретарей министерств.
В соответствии с этим Указом внесены изменения в Указ Президента Украины от 15 декабря 1999 г. «О системе центральных органов исполнительной власти», согласно которым должности Премьер-министра, первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министров, министров по характеру полномочий считаются политическими и не относятся к категориям должностей государственных служащих, определенных Законом Украины «О государственной службе». Указом на министров возложена ответственность за разработку и проведение в жизнь государственной политики, определение политических приоритетов и стратегических направлений работы министерств, путей их реализации. Организационное, экспертно-аналитическое, правовое, информационное, материально-техническое и другое обеспечение деятельности Кабинета Министров и министерств возлагается на Государственного секретаря Кабинета Министров Украины и государственных секретарей министерств, которые считаются государственными служащими, а их должности в установленном порядке относятся к соответствующим категориям должностей государственных служащих.
>>> 110 >>>
Полномочия государственного секретаря министерства детализируются в Примерном положении о государственном секретаре министерства, утвержденном Указом Президента Украины от 14 июля 2001 г.33 Их анализ свидетельствует о том, что большинство из них раскрывают статус государственного секретаря как руководителя государственной службы министерства, его полномочия по организации обеспечения выполнения задач, которые относятся к сфере деятельности министерства, обеспечение деятельности министра, как руководителя министерства и члена Кабинета Министров, осуществление текущей работы, связанной с выполнением возложенных на министерство функций, обеспечение стабильности и преемственности в работе министерства.
В структуре всех органов исполнительной власти создаются подразделения или назначаются отдельные должностные лица, которые занимаются вопросами кадрового обеспечения, осуществляют организационно-методическое руководство формированием кадрового резерва, контроль за повышением специалистами квалификации, обобщают практику формирования кадрового резерва и вносят руководству предложения по его улучшению.
Ответственность за состояние кадрового обеспечения центральных и местных органов исполнительной власти возлагается на их руководителей. Контроль за кадровым обеспечением государственной службы с целью проведения действенных мер по соблюдению требований Закона «О государственной службе» и других нормативных актов по указанным вопросам центральными и местными органами исполнительной власти, а также разработка практических рекомендаций, информационных и инструктивных материалов, направленных на дальнейшее усовершенствование работы с кадрами, осуществляются Главным управлением государственной службы Украины, органами исполнительной власти в подчиненных им структурах.
Результаты повышения квалификации являются одним из оснований для продвижения по службе.
Законом «О государственной службе» (раздел VI) предусмотрены основания прекращения государственной службы. Кроме общих оснований, установленных законодательством Украины о труде, государственная служба прекращается в случае нарушения условий реализации права на государственную службу, несоблюдения требований, связанных с прохождением государственной службы, дости-
>>> 111 >>>
жения государственным служащим предельного возраста прохождения службы, выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию на государственной службе, отказа от принятия присяги или ее нарушения, непредоставления или представления неправдивых сведений о доходах служащего, отставки служащих, занимающих должности первой или второй категории.
- Предисловие
- § 2. Государственное управление
- § 3. Сущность исполнительной власти
- § 4. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права
- § 5. Государственное управление в условиях проведения в Украине административной реформы
- Глава 2 Предмет и система административного права § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Глава 3 Административно-правовые нормы § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Глава 4 Административно-правовые отношения § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины Глава 5 граждане § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Глава 6 Органы исполнительной власти § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Глава 8 Государственные служащие § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Глава 9 Предприятия и учреждения § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Глава 10 Объединения граждан § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления Глава 11 Функции государственного управления § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Глава 13 Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву Глава 14 Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право Глава 16 Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 18 Законность в сфере государственного управления § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Глава 20 Административно-правовые режимы § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Глава 25 Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Глава 26 Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 28 Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Глава 30 Управление торговлей § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Глава 31 Управление финансами § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Глава 33 Управление таможенным делом § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Глава 35 Управление наукой § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Глава 36 Управление охраной здоровья населения § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Глава 37 Управление культурой § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Глава 42 Управление национальной безопасностью § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура