logo
Адвокатура в России - Учебник для вузов (под ре

§ 6. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Возможность оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является важнейшей гарантией защиты прав взыскателя и должника в исполнительном производстве. К сожалению, современное исполнительное право не имеет собственного кодифицированного источника, и, как следствие этого, механизм защиты прав в случае их нарушения в области исполнительных правоотношений законодателем и юридической практикой недостаточно разработан. Между тем функция адвоката в процессе оспаривания состоит не только в составлении заявления об оспаривании в суд, но и в определении подсудности данного дела, обеспечении вынесения по нему законного и обоснованного судебного решения, а при незаконности или необоснованности решения - в его обжаловании в кассационном и надзорном порядках.

Потенциально возможным объектом оспаривания в сфере исполнительного производства является практически любое постановление, действия либо бездействие главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, как оформленное в виде постановления, резолюции, письма, так и нефиксированное. Однако в последнем случае жалобщик обязан как доказать само действие (бездействие), так и указать, в чем заключается нарушение его прав. Кроме того, обжалуемое постановление, действия или бездействие должно находиться в сфере правоотношений, регулируемых гражданским процессуальным или исполнительным правом.

Так, в суд может быть оспорено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ст. 39, 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), отказ в отводе судебного пристава-исполнителя (может быть обжалован лицом, заявлявшим отвод (ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве")) и некоторые другие исполнительные действия участников исполнительного производства.

Между тем закон устанавливает невозможность обжалования отдельных действий. Например, адвокату следует учитывать и разъяснять сторонам исполнительного производства, что не может быть обжаловано удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя (ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Установлен 10-дневный срок на оспаривание постановлений, действий (бездействия) указанных должностных лиц службы судебных приставов. Срок начинает течь с момента вынесения оспариваемого постановления, совершения действия или с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его права или интереса. Пропущенный срок может быть восстановлен судом по заявлению взыскателя, должника либо же другого лица, чье право или законный интерес нарушены постановлением должностного лица службы судебных приставов, его действиями или бездействием, при этом заявитель обязан обосновать перед судом уважительность причин, вследствие которых он пропустил срок на подачу заявления.

Подсудность заявления об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) определяется адвокатом по району деятельности по исполнению обязанностей должностного лиц, чьи действия оспариваются.

В делах подобного вида нет истца, а заявителем выступает сторона исполнительного производства - взыскатель или должник либо же другое лицо, чье право или законный интерес нарушены постановлением должностного лица службы судебных приставов, его действиями или бездействием. Это лицо называется заявителем. Остальные лица, участвующие в деле, именуются заинтересованными лицами. Адвокат при этом считается лицом, содействующим осуществлению правосудия.

Рассмотрение заявления производится в соответствие с правилами производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а именно общих правил гл. 23 и правил гл. 25 ГПК РФ, устанавливающих порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Из указанных норм ГПК РФ можно выделить следующие основные правила производства по рассмотрению заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия):

заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней;

формой разбирательства заявления является заседание суда;

о судебном заседании извещаются лицо, чье право или законный интерес предположительно нарушены постановлением должностного лица службы судебных приставов, взыскатель, должник, а также должностное лицо службы судебных приставов, чьи действия (бездействие) оспаривается;

неявка взыскателя, судебного пристав-исполнителя и должника, а также их представителей не является препятствием для проведения заседания и рассмотрения заявления;

в случае удовлетворения заявления решение суда в течение трех дней с момента вступления в законную силу направляется в соответствующую службу судебных приставов для исполнения.

В ходе производства по рассмотрению заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) судом используются следующие презумпции:

презумпция добросовестности взыскателя, означающая, что при обращении в суд взыскателя обязанность доказывания правомерности собственных действий (бездействия) лежит на судебном приставе-исполнителе в полном объеме, а взыскатель предполагается действующим в соответствии с законом, пока не доказано обратное*(309);

презумпция вины должника, не исполнившего в установленный срок требования исполнительного документа и (или) требования судебного пристава-исполнителя, а также ненадлежащим образом исполнившего эти требования, в силу которой на должника возлагается обязанность обосновать допустимыми ст. 55 ГПК РФ средствами доказывания объективные причины неисполнения;

презумпция ответственности должника за действия его работников;

презумпция принадлежности должнику имущества, не требующего специальной регистрации прав, находящегося во владении должника и внутри помещений, которыми владеет должник.

Особенностью судебных решений по жалобам на действия судебных приставов-исполнителей является то, что такие решения воздействуют, в отличие от всех других решений судов общей юрисдикции, не на материальное правоотношение, как правило, впервые подвергающееся судебной защите, а на правоотношение исполнительное, являющееся по своей сути процессуальным.