logo
Адвокатура в России - Учебник для вузов (под ре

2.17. Задержание и арест в условиях чрезвычайного положения

В соответствии с п. "ж" ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее - ФКЗ) на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с УПК РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Условие введения такой меры - констатация в Указе Президента РФ факта наличия попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти; вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических актов; блокирования или захвата особо важных объектов или отдельных местностей; подготовки и деятельности незаконных вооруженных формирований; межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями, создающих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. "а" ст. 3 ФКЗ).

Лицо, задержанное по подозрению в соответствии с требованиями УПК РФ, - подозреваемый, обладающий правами, предусмотренными ст. 91-96 УПК РФ. При составлении протокола задержания в условиях действия Указа Президента РФ "О чрезвычайном положении", продлении срока задержания следует мотивировать необходимость применения Указа в отношении каждого конкретного лица.

В пункте "ж" ст. 12 ФКЗ речь идет об увеличении срока задержания подозреваемого с 48 часов до трех календарных месяцев. По истечении этого срока подозреваемый подлежит освобождению, если: 1) ему не было предъявлено обвинение (ч. 2 ст. 100 УПК РФ); 2) в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ); 3) суд не продлил ему срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.

В период задержания, осуществленного в соответствии с п. "ж" ст. 12 ФКЗ, подозреваемый вправе обжаловать законность и обоснованность задержания в порядке ст. 125 УПК РФ.

Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции РФ. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах (ст. 35 ФКЗ).

Сказанное означает, что территориальность разрешения вопросов о заключении под стражу подозреваемых, обвиняемых на территориях, на которых введено чрезвычайно положение, может быть изменена по решению Верховного Суда РФ.

По решению Верховного Суда РФ может быть изменена и территориальность рассмотрения судами жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования, осуществивших задержание в соответствии с п. "ж" ст. 12 ФКЗ.