Адвокатура в России Учебник для вузов Предисловие
Сегодня в России катастрофическое недопроизводство образованных людей. Как отмечено на состоявшейся в 2009 г. Конференции Ассоциации юристов России, не высок уровень образования и у нынешних правоведов. Учебная дисциплина "Адвокатура", как и профессия адвоката, которая является объектом изучения в настоящем курсе, непосредственно являются юридическими. Получается, что сделанное замечание о недостаточном юридическом образовании вообще относится также и к адвокатам, в частности. А отсюда следует, что необходимо повышать образовательный уровень и этой категории юристов, в том числе и с помощью преподавания в вузе настоящей юридической дисциплины.
Когда мы говорим о юридическом образовании, то, разумеется, прежде всего имеем в виду высокое общее образование: знание истории, философии, литературы, искусства, различных естественных наук, политологии и социологии, техники и путей доступа в информационное пространство. Далее следует высочайшая профессиональная подготовка, т.е. чисто юридическая составляющая: знание теории и истории государства и права, гражданского и уголовного права и процесса, предпринимательского и корпоративного права, криминологии и криминалистики, судебной психологии и множества других юридических наук.
Однако для юридически образованного человека обладания только одними знаниями, даже самыми совершенными, явно недостаточно. Настоящий юрист должен иметь соответствующий психологический статус, быть реальным гуманистом, что, наряду с глубокими гуманитарными и юридическими представлениями, предполагает наличие соответствующих личностных человеческих качеств. На протяжении многих веков во всех странах мира юридическое образование являлось не только одной из разновидностей образования гуманитарного, но и важнейшей составляющей частью воспитания в будущем юристе высоких гуманистических начал. Известно, что слово "гуманизм" означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В свою очередь, под определением "гуманитарный" имеется в виду обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека. Кем на протяжении веков были юристы? Людьми, соединявшими в себе глубочайшее общекультурное образование и высокий юридический профессионализм. Поскольку и общекультурные науки, и юридические дисциплины считались гуманитарными, юрист уже по природе этих наук всегда был гуманитарием - профессионалом, проявляющим любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому, защитником человеческого и человека. Потому высочайшее чувство социальной справедливости было не привнесенной откуда-то извне чертой его личности, а неотъемлемым профессиональным качеством.
Судебная реформа XIX в. в России, которую называют Великой, именно потому и состоялась, что ее творцами были гуманитарии. Высокий культурный пласт интеллигенции, поистине огромное нравственное начало в жизни лучших ее представителей и, самое главное, нацеленность на народное благо являлись главными ее достоинствами и отличительными чертами. Прошедшая эпоха вообще отличалась обилием лучших гуманистов, законотворцев, основными представителями которых были люди науки. История помнит эти имена: Д.Ф. Ровинский, С.И. Зарудный, Н.И. Стояновский, Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев, И.Ф. Горбунов, С.А. Муромцев, А.Ф. Кони, К.П. Победоносцев, Н.Н. Мясоедов, И.И. Шамшин, Г.Н. Мотовилов, А.М. Бобрищев-Пушкин, А.А. Марков, М.Ф. Губский, А.Л. Боровиковский, С.Ф. Морошкин, Я.Г. Есипович, Н.А. Буцковский, М.Е. Ковалевский, Н.В. Муравьев и много других*(1).
Под стать представителям науки оказались и многие юристы-практики того времени: П.А. Александров, С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, П.А. Потехин, Д.И. Невядомский, Н.В. Тесленко, Н.П. Карабческий, В.И. Жуковский, М.И. Доброхотов, М.М. Винавер, В.Н. Герард, А.С. Гольденвейзер, О.О. Грузенберг, А.С. Зарудный, Л.А. Куперник, В.О. Люстиг, В.А. Маклаков, П.Н. Малянтович, Н.К. Муравьев, С.А. Муромцев, А.Я. Пассовер, В.М. Пржевальский, Д.В. Стасов, В.И. Танеев, А.Н. Турчанинов, А.М. Унковский, Е.И. Утин, К.Ф. Хартулари, Н.И. Холева, Н.П. Шубинский и множество других. Большинство названных юристов-практиков являлись адвокатами*(2).
А что на этом фоне представляет собой сегодняшний выпускник юридического вуза? Не по делам его, а хотя бы по тем требованиям, которые предъявляются к его подготовке, нынешний юрист очень и очень далек от названных выше образцов. И таким его делает нынешняя система образования... Государственный общеобразовательный стандарт устанавливает, что это только грамотный и высокообразованный специалист, знающий закон и умеющий применять правовые знания в практической деятельности. В настоящее время преподавание в высшей школе осуществляется именно по такому государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 030501.65 "Юриспруденция".
Данным ГОС установлено, что объектами профессиональной деятельности выпускников-юристов должны стать: события и действия, имеющие юридическое значение; правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов; правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами. Это говорит о том, что основной упор в юридической подготовке нынешнего специалиста права делается только на образовательную составляющую. О причислении же выпускника по юридической специальности к гуманистам, гуманитариям не идет и речи. И хотя изложенное относится в чистом виде к вопросам доктринальным, все же влияние на прикладное значение здесь непосредственное.
Лишенный гуманистических начал, нынешний юрист совершенно не научен и на практике, в конкретной деятельности по специальности проявлять человеколюбие. Для него нарушить закон, показать неуважение к личности - ничего не стоит. Он не задумывается и не желает находить ответы на такие ежедневно поступающие вопросы, как: почему у нас законы для одних действуют, а для других нет; почему нормы, написанные в Конституции, не соответствуют современным реалиям; почему одни законы противоречат другим; почему правоприменение сплошь противоречит международным нормам; почему у нас есть законность тульская, а есть рязанская и на местах не действуют федеральные законы; почему российский закон не защищает подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а действует принцип "презумпции виновности", почему в большинстве случаев невозможно добиться защиты невиновного и т.д., и т.п.
Правда, следует оговориться: данное замечание не относится к российским адвокатам, которые по своей природе существенно отличаются от остальной части юристов-правоохранителей. Они на мир смотрят иначе, с позиций гуманизма, защиты прав человека и гражданина и на общем фоне специалистов с юридическим образованием несравнимо выделяются в лучшую сторону. Как бы ни была сложна современная эпоха и обстановка, в которой действуют нынешние адвокаты, в большей своей части они проявляют чудеса человеколюбия, профессионального мастерства, мужества и даже героизма. Ибо им приходится в буквальном смысле этих слов сражаться за права своих доверителей, вступая в неравные схватки не только с конкретными, зачастую коррумпированными и опасными чиновниками, но и с самой государственной системой, представляющей ныне реальную и немалую угрозу для человека.
Продвинуть далее профессию адвоката в ряды гуманистических профессий и призвана учебная дисциплина "Адвокатура". Представленный курс, преподаваемый в стенах любого гуманитарного вуза, имеет целью сохранить гуманистические традиции образования, воспитать в будущем юристе-адвокате высокие человеческие качества, направленные на обращение полученных знаний к запросам конкретного человека.
Письмом Министерства образования РФ от 8 октября 2002 г. N 14-55-840 ин/15 внесены изменения и дополнения в действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в части усиления их воспитательной направленности. А потому и представленная программа учебной дисциплины наполнена воспитательными атрибутами и все содержание учебных тем практически сведено к этому же.
Предмет "Адвокатура" относится к специальным курсам, формирующим у студентов профессиональные знания, умения и навыки юридического консультирования граждан и оказания им правовой помощи. Несомненно такому образовательному эффекту и должен способствовать хороший учебник. В МГЭИ, например, данный курс преподается по соответствующей программе, включенной в предлагаемый учебник "Адвокатура в России", начиная с его первого издания и заканчивая изданием четвертым, которые он выдержал за полные 8 лет своей "педагогической жизни".
В качестве дидактических единиц в этом курсе, наряду с прочими, называются следующие: правовая природа адвокатуры (независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, объединившихся для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается). Принципы организации и деятельности адвокатуры: гуманизм, законность, добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней, самоуправление адвокатуры, гласность в деятельности адвокатов, независимость адвокатуры.
При подготовке юриста любой специализации и особенно адвоката весьма важное значение, наряду с другими вышеназванными вопросами, имеет преподавание знаний и выработка у студентов навыков в области правоотношений юридических и физических лиц с государственными структурами, органами, чиновниками и в целом с самим государством. Последние изменения к ГОС ориентируют программы учебных дисциплин на формирование у студентов правового самосознания, инициативы, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств.
В связи с гуманизацией юридического образования адвокатов в программе курса дано направление на переориентацию понятия права с силового содержания на право в его классическом понимании, как право человека, право и права вообще, право паритетных взаимоотношений человека и власти, где человеку отдается предпочтение и отводится главная роль, на осознание личности как активной содержательной и действующей единицы всего гражданского общества.
Особенно актуальными данные ориентиры в настоящем курсе воспринимаются в связи с активным внедрением в правоприменительную практику Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре, Закон N 63-ФЗ), которым закреплена полная независимость адвокатуры России от государственных структур.
Ныне уже стало непреложным фактом, что адвокат по закону получил и закрепил на практике более широкие процессуальные права, чем это было при прежнем законодательном регулировании. Он стал более значимой фигурой в уголовном, гражданском, арбитражном процессах, приобрел дополнительный вес в хозяйственной жизни юридических лиц, в защите прав и законных интересов российских граждан, а статус самой адвокатуры закреплен в этом законе как институт гражданского общества.
После издания Закона об адвокатуре и в течении нескольких лет его применения адвокатская деятельность наполнилась новейшими технологиями защиты, стала более мобильной и конкретной, бескомпромиссной и требовательной. Изменилось и само содержание адвокатской деятельности, она стала поистине реальной и плодотворной. Авторы 4-го издания учебника "Адвокатура в России" попытались отразить новые веяния в науке и практике адвокатуры, выражающие современный взгляд на права человека и на тех, кто призван отстаивать его интересы.
Сегодня роль и значение адвоката в общественной жизни становятся все более и более ощутимыми именно в связи с тем, что законом его положение в процессе защиты или выполнения представительских функций поставлено на один уровень с положением представителей государства, чем сделана попытка к уравниванию прав защиты и государственного обвинения. Этому призваны служить в том числе и преподаваемые принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принцип равноправия адвокатов. Общая задача курса, таким образом, - оказание помощи студентам в выработке правильного понимания и восприятия института адвокатуры в современном обществе как неотделимого и важнейшего элемента гражданского общества, а через такое понимание - достижение у них чувства независимости и свободы как самых необходимых качеств современного юриста, правозащитника, адвоката.
Основными методами (приемами) изучения дисциплины "Адвокатура" названы формально-юридический - анализ исторических и современных событий и фактов, законодательства о правах и свободах человека и гражданина, развитии института адвокатуры; сравнительно-юридический - изучение правовых установлений об адвокатуре, о защите прав граждан России в их возникновении и эволюции на протяжении нескольких исторических периодов; практический - непосредственное участие студентов в работе адвокатских образований, в судебных процессах московских и иных судов, а также личное консультирование граждан по юридическим вопросам. В ходе изучения курса предполагается использование данных других юридических и общественных наук - истории и теории государства и права, гражданского права, уголовного права, административного права, семейного права, арбитражного, уголовного и гражданского процесса, общей истории России, философии, социологии, политологии, культурологии.
Особое место в процессе обучения отводится семинарским занятиям. Предлагаемые планы семинарских занятий содержат перечень важнейших вопросов, изучаемых в рамках курса, перечень основной литературы и других источников по курсу, которыми, однако, не следует строго ограничиваться, ибо с развитием института адвокатуры появляются новые и более совершенные публикации по изучаемым темам, в том числе в многочисленных юридических журналах, газетах, в электронных средствах.
Тематическими планами предусмотрено изучение предлагаемых тем по курсу и в процессе самостоятельной работы. Данный вид учебных занятий способствует формированию и развитию у обучающихся творческого подхода, культуры научного поиска, научной организации своего труда. Особенно важная роль в настоящем комплексе отводится предлагаемой к ознакомлению и изучению литературе и другим источникам по вопросам прав человека, оказания адвокатской помощи, деятельности современной адвокатуры в России. Кроме того, приведены некоторые международные нормы и судебные акты, без которых изучение стоящих перед студентами вопросов будет неполным.
По завершении курса обучения студент обязан: иметь представление о месте и роли адвокатуры как гуманитарной структуры в гражданском обществе и государстве; знать содержание основных международных и российских правовых источников, раскрывающих адвокатскую деятельность; уметь использовать полученные знания по учебной дисциплине, обладать навыками в работе с документами, правовыми актами, а также в практической работе с гражданами и организациями при оказании им юридической помощи и консультировании по правовым вопросам. А главное - он должен стать гуманистом в высшем проявлении этого слова.
Учебная дисциплина "Адвокатура в России" изучается по выбору студентов и является дисциплиной специализации. Как известно, по дисциплинам специализации нет государственного стандарта, в связи с чем подготовка программ преподавания по ним является плодом творчества профессорско-преподавательского состава того вуза, где преподается настоящая учебная дисциплина. Во многом помощь при составлении этих документов оказывают утвержденные Министерством образования РФ учебники или учебные пособия.
На сегодняшний день в продаже имеется множество различных учебников и пособий по адвокатуре, написанных известными и авторитетными в адвокатском мире адвокатами-профессионалами. На некоторые из них даются ссылки в конце настоящего издания, где речь идет об использованной литературе по темам курса. К числу таких трудов относятся и первые четыре издания настоящего учебника, ранее издававшегося под редакцией Л.А. Демидовой и В.И. Сергеева. К сегодняшнему дню эти издания несколько устарели, хотя в целом они не потеряли своей педагогической ценности.
До издания упомянутых учебников и учебных пособий обучение по дисциплине "Адвокатура" проходило по программам и тематическим планам, разработанным на основании ранее действовавшего союзного законодательства об адвокатуре, Положения об адвокатуре в РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. Принятие Закона об адвокатуре в корне изменило правовую природу института правозащиты в России. Как указано выше, эта организация сегодня становится полностью независимой от государства. Идет тенденция на все большую и большую реализацию декларированных в законе прав адвокатов, хотя одновременно предпринимаются и попытки государства лишить ее этой независимости или существенно сузить процессуальные полномочия адвокатов, их влияние на правоохранительную систему. Полностью изменилось структурно-организационное устройство адвокатских образований, чему в настоящем учебнике также отводится соответствующее место.
Настоящий учебник "Адвокатура в России" издается с 2002 г. и за это время выдержал четыре издания, стал Лауреатом конкурса "Лучший учебник", завоевал заслуженный авторитет в высшей школе, у преподавателей и студентов российских вузов. Его 4-е издание написано действующими профессионалами научного, адвокатского и судейского сообщества России. Оно отличается свободным юридическим языком и нестандартным стилем изложения, который любят студенты, обилием примеров из судебной и адвокатской практики, большим наполнением учебного и методического материала.
Отличительной особенностью учебника является его большой воспитательный компонент, непосредственная и постоянная связь с этическими и нравственными основами. По сравнению с предыдущими изданиями в учебнике учтены имевшиеся пробелы в практическом освоении "пространства адвокатской деятельности", даны более свежие представления в этой сфере их применения. Издание подготовлено на основе как сложившегося восьмилетнего опыта преподавания данного курса в вузах страны, так и многочисленных предложений по его совершенствованию, поступивших от действующих адвокатов, их стажеров, профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов вузов.
При написании учебника существенно расширены главы об участии адвоката в судебно-контрольном производстве, в уголовном и гражданском процессе, о судебных прениях и нравственных основах адвокатской деятельности, появились новые главы об участии адвоката в доказывании, адвокатском расследовании, участии адвоката в арбитражном процессе и исполнительном производстве, составлении адвокатом процессуальных документов. В связи со значительно возросшей сферой судебного обжалования во всех областях нашей жизни учебник в какой-то степени возвращает читателя к традиционному пониманию адвокатской деятельности и сложившимся представлениям о ней как о деятельности судебной.
Судебная адвокатура - это то, с чего начиналась российская правозащита и длительное время пребывала таковой, а ныне по своей сути вновь возвращается к ней, только на более высокой ступени своего совершенствования. Хотя, конечно же, в учебнике учтено и то, что нынешний адвокат, в отличие от адвоката дореволюционного или адвоката советского времени, это адвокат и "внесудебный", адвокат юридического сопровождения бизнеса и хозяйственной деятельности, специалист переговоров и досудебного урегулирования конфликтов, это мастер экономико-юридического процессуального документа.
Учебник наполнился современным духом оценок происходящих событий на правовом поле страны, методическими советами и практикой, в том числе по обжалованию действий дознавателей, следователей, прокуроров, решений различных судов. В учебнике учтены последние изменения норм процессуального и материального права. Специальная глава посвящена проблемным вопросам взаимоотношений адвокатов с судебной системой. В ней адвокатская деятельность нынешнего адвоката изображается не в абстрагированном пространстве идеализированных представлений, которые могут сложиться при чтении нынешней в большей части декларативной правовой базы, а на фоне реальной картины огромных трудностей и проблем современной жизни, в том числе проблем судебной системы, от которой во многом зависит успех или неуспех любого адвоката при защите интересов российских граждан и организаций.
По многочисленным просьбам действующих адвокатов и преподавательского состава вузов, которые хотели бы большего практического наполнения учебника, в книге дан большой вспомогательный материал. Так, в помощь при изучении некоторых практических тем учебной дисциплины приведены приложения: перечень наиболее популярной и необходимой адвокату литературы по предмету, учебные планы и программы, образцы процессуальных документов, в том числе по конкретным делам, по которым состоялись положительные решения в пользу клиентов адвоката, приведены решения о дисциплинарной практике адвокатского сообщества, пример судебной речи адвоката по конкретному делу.
Авторы надеются, что учебник окажется полезным не только для юридических факультетов и вузов, в которых преподается дисциплина "Адвокатура", но сможет послужить и действующим адвокатам в качестве методического пособия по подготовке к ведению дел или при организации учебы молодых юристов, начинающих собственную адвокатскую практику. Учебник рассчитан также на широкий круг лиц, интересующихся вопросами адвокатской деятельности или осуществляющих самостоятельную защиту в российских судах и правоохранительных органах.
В.И. Сергеев,
Руководитель авторского коллектива, профессор Московского
гуманитарно-экономического института, доктор юридических
наук, профессор, почетный адвокат России
- Адвокатура в России Учебник для вузов Предисловие
- Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
- Глава 2. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- § 1. Понятие адвокатуры
- § 2. Адвокатура - институт гражданского общества
- § 3. Право как гуманистическое явление и его защита
- § 4. Принципы деятельности адвокатуры
- § 5. Правовые основы организации и деятельности адвокатуры
- Международные акты, касающиеся адвокатов а. Основные положения Организации Объединенных Наций о роли адвокатов
- Б. Рекомендации Совета Европы государствам-членам по вопросам адвокатуры
- Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности
- Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии
- Принцип III. Роль и обязанности адвокатов
- Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом
- Принцип V. Ассоциации (организационное строение) Принцип VI. Дисциплинарные меры
- Глава 3. Возникновение и развитие адвокатуры в России § 1. Адвокатура в дореформенный период
- § 2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
- § 3. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры
- § 4. Ликвидация русской адвокатуры присяжных поверенных
- § 5. Адвокатура в период перехода России к рыночным отношениям
- § 2. Предпосылки независимости адвокатуры
- § 3. Министерство юстиции и адвокатура
- Глава 5. Адвокатская деятельность и ее виды § 1. Понятие и признаки адвокатской деятельности
- § 2. Виды адвокатской деятельности
- Глава 6. Статус адвоката § 1. Понятие "адвокат"
- § 2. Полномочия адвоката
- § 3. Обязанности адвоката
- § 4. Адвокатская тайна
- § 5. Приобретение статуса адвоката
- § 6. Квалификационный экзамен
- § 7. Присвоение статуса адвоката
- § 8. Приостановление статуса адвоката
- § 9. Прекращение статуса адвоката
- Глава 7. Организация адвокатской деятельности
- § 1. Адвокатская палата как основное звено организационного строения адвокатуры
- § 2. Совет адвокатской палаты
- § 3. Формы адвокатских образований
- § 4. Адвокатский кабинет
- § 5. Коллегия адвокатов
- § 6. Адвокатское бюро
- § 7. Юридическая консультация
- Глава 8. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях § 1. Административные правонарушения
- § 2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Обжалование постановлений об административном правонарушении
- Глава 9. Участие адвоката в Конституционном Суде § 1. Конституционное судопроизводство
- § 2. Подготовка слушания дела в Конституционном Суде рф и задачи адвоката на этом этапе
- § 3. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд рф
- § 4. Требования к тексту обращения в Конституционный Суд
- § 5. Судебное разбирательство в Конституционном Суде рф
- § 2. Заключение под стражу: алгоритм процессуальных действий
- 2.1. Основания к возбуждению ходатайства о необходимости избрания в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.2. Наличие доказательств причастности лица к совершению преступления - базовое основание для заключения под стражу
- 2.3. Основания к рассмотрению ходатайства об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судьей
- 2.4. Формально-правовые условия заключения под стражу
- 2.5. Материально-правовые основания для заключения под стражу
- 2.6. Перечень документов, прилагаемых органами предварительного расследования к ходатайству об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.7. Место рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.8. Подготовка к рассмотрению ходатайства о заключении под стражу подозреваемого, обвиняемого
- 2.9. Сроки рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.10. Порядок разрешения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.11. Продление срока задержания судьей
- 2.12. Оформление производства по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.13. Проверка постановлений судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в кассационном порядке
- 2.14. Пересмотр постановлений о заключении под стражу в порядке надзора
- 2.15. Права потерпевшего и его представителя на этапе рассмотрения судом ходатайства о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу
- 2.16. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар
- 2.17. Задержание и арест в условиях чрезвычайного положения
- § 3. Продление срока содержания под стражей: алгоритм процессуальных действий
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Правила продления срока содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования
- 3.3. Повод к рассмотрению в суде вопроса о возможности продления срока содержания под стражей обвиняемого
- 3.4. Порядок возбуждения ходатайства о необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей
- 3.5. Место рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания под стражей
- 3.6. Порядок и сроки принесения ходатайства
- 3.7. Подготовка к рассмотрению ходатайства
- 3.8. Сроки рассмотрения ходатайства
- 3.9. Участники рассмотрения ходатайства
- 3.10. Документы, прилагаемые к ходатайству
- 3.11. Процедура разрешения ходатайства
- 3.12. Основания к отказу в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
- § 4. Содержание обвиняемых под стражей на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования
- § 5. Продление срока содержания под стражей в судебных стадиях
- § 6. Временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности: алгоритм судебно-контрольного действия
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Основания к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.3. Порядок возбуждения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.6. Порядок разрешения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.7. Результаты рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности
- § 7. Алгоритм получение разрешения на производство следственных действий
- 7.1. Общие положения
- 7.2. Основания к рассмотрению ходатайства на производство следственного действия
- 7.3. Порядок возбуждения ходатайства на проведение следственного действия
- 7.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о проведении следственного действия
- 7.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о проведении процессуального, следственного действия
- 7.6. Порядок разрешения ходатайства о получении разрешения на производство следственного действия
- 7.7. Результаты рассмотрения ходатайства о проведении следственного действия
- 7.8. Рассмотрение уведомлений о проведении следственных действий, существенно ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения
- § 8. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Стадии рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.3. Лица, наделенные правом принесения в суд жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.4. Порядок и сроки обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования, место рассмотрения жалоб
- 8.5. Подготовка к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования в судебном заседании
- 8.6. Порядок рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров в судебном заседании
- 8.7. Пределы судебного вмешательства в деятельность органов предварительного расследования и прокуратуры в рамках оперативного судебного контроля
- 8.8. Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отказ в принятии заявления о преступлении, на постановление о возбуждении уголовного дела
- 8.9. Рассмотрение жалоб на постановления о прекращении уголовного дела
- 8.10. Рассмотрение жалоб на постановления о продлении срока предварительного расследования
- 8.11. Особенности рассмотрения жалоб органа предварительного расследования в истребовании доказательств
- 8.12. Особенности рассмотрения жалоб на постановление прокурора об отказе в возбуждении надзорного производства в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- 8.13. Особенности рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) прокурора при экстрадиции
- § 9. Ограничение органами предварительного расследования права участников уголовного судопроизводства на ознакомление с материалами уголовного дела
- Глава 11. Участие адвоката в процессе по уголовным делам § 1. Участие адвоката в стадии предварительного расследования
- § 2. Участие адвоката в стадии судебного производства
- 2.1. Подготовка дела к рассмотрению в суде
- 2.1.1. Общий алгоритм подготовки к судебному заседанию
- 2.1.2. Алгоритм предварительного слушания
- 2.1.3. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству в особом порядке
- 2.2. Возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом
- § 3. Участие адвоката-защитника в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
- § 4. Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера
- § 5. Правовые основания участия адвоката - представителя по уголовным делам
- § 6. Обжалование как форма адвокатского реагирования на нарушение законности при производстве по уголовному делу
- 6.1. Обжалование прокурору
- 6.2. Обжалование руководителю следственного органа
- 6.3. Обжалование в суд
- 6.3.1. Обжалование в порядке статьи 125 упк рф
- 6.3.2. Апелляционное и кассационное обжалование
- Глава 12. Участие адвоката в гражданском процессе § 1. Теоретические основы представительства в гражданском процессе
- § 2. Принцип доступности судебной защиты и юридической помощи в гражданском процессе
- § 3. Понятие, значение и виды представительства в гражданском судопроизводстве
- § 4. Статус и полномочия адвоката - представителя в гражданском процессе
- § 5. Подготовка адвоката-представителя к ведению дела
- § 6. Примерный перечень обязательных материалов по каждому делу
- § 7. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций
- § 8. Методика составления апелляционной и кассационной жалобы, жалобы в порядке надзора по гражданским делам
- Глава 13. Участие защитника в доказывании § 1. Защитник как субъект доказывания
- § 2. Способы участия защитника в доказывании
- § 3. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательства вследствие нарушения права подозреваемого, обвиняемого на защиту
- § 4. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательств вследствие нарушения права не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников
- § 5. Права защитника по участию в доказывании
- § 6. Ходатайство об участии в следственных действиях
- Глава 14. Адвокатское расследование в уголовном процессе
- Глава 15. Судебные прения. Защитительная речь адвоката в суде § 1. Юридическая риторика как искусство судебной речи
- § 2. Понятие и значение судебной речи адвоката
- § 3. Общие положения о структуре защитительной речи
- § 4. Коммуникативные качества и детализация композиционного построения судебной речи адвоката
- § 2. Правовое положение адвоката при юридическом обеспечении хозяйственной деятельности предпринимателей
- § 3. Характерные виды юридической помощи субъектам предпринимательства, оказываемой адвокатом
- § 4. Подготовка правовых заключений по стратегическим направлениям деятельности субъектов предпринимательства
- § 5. Юридическая помощь при составлении договоров и сопровождении сделок, претензионная работа
- § 6. Переговоры с контрагентами доверителя
- § 7. Участие адвоката в выборе организационно-правовой формы создаваемых субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Представление адвокатом интересов доверителя в налоговых органах
- § 9. Представление адвокатом интересов субъектов предпринимательства в их отношениях с правоохранительными органами
- § 10. Некоторые тактические приемы защиты адвоката по делам о преступлениях в сфере хозяйственной деятельности
- А. Тактика защиты невиновных
- Б. Защита виновного. "Сделки с правосудием"
- 11.1. Преддоговорная работа
- 11.2. Договорная работа
- 11.3. Сопровождение сделок
- Глава 17. Участие адвоката в арбитражном процессе § 1. Общие положения об участии адвоката в арбитражном процессе
- § 2. Процессуальное положение адвоката в арбитражном процессе
- § 3. Участие адвоката в арбитражном процессе с участием иностранных лиц
- Глава 18. Адвокат и юридическая служба организации. Опыт взаимодействия при оказании квалифицированной юридической помощи
- § 1. Функции адвоката в организации, где имеется юридическая служба
- § 2. Участие адвоката в становлении юридической службы и экономики предприятия
- Глава 19. Участие адвоката во внесудебных способах защиты. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката*(281)
- Глава 20. Основы составления адвокатом юридических документов § 1. Общие правила составления и оформления адвокатом юридических документов
- § 2. Особенности составления и оформления отдельных видов процессуальных документов, составляемых адвокатом
- 2.1. Составление жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное преследование, в суд в порядке ст. 125 упк рф
- 2.2. Составление адвокатом апелляционных и кассационных жалоб
- 2.3. Составление ходатайств
- § 3. Оформление адвокатом результатов опроса лица с его согласия
- Глава 21. Участие адвоката в исполнительном производстве § 1. Понятие и значение исполнительного производства и исполнительного права
- § 2. Доступность получения и реальность оказания юридической помощи адвокатами в исполнительном производстве
- § 3. Правовое положение адвоката в исполнительном производстве
- § 4. Законность в исполнительном производстве
- § 5. Принципы защиты адвокатом прав должника в исполнительном производстве
- § 6. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
- Глава 22. Нравственные основы адвокатской деятельности § 1. Этические основы профессиональной деятельности адвоката
- § 2. Актуальность осознания и соблюдения адвокатской этики
- § 3. Понятие адвокатской этики. Принципы адвокатской этики
- § 4. Этические правила адвокатской деятельности
- Добросовестность исполнения принятого поручения
- Конфиденциальность
- Уважение к участникам процесса
- Этические основы гонорарной практики
- § 5. Этика поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе
- § 6. Общественно значимые этические обязанности адвоката
- § 7. Профессиональная ответственность адвоката
- Глава 23. Договор с доверителем. Соотношение гражданского и корпоративного права § 1. Виды отношений адвоката с доверителями
- § 2. Одностороннее расторжение соглашения адвоката с доверителем
- § 3. Недопустимость отказа адвоката от принятой на себя защиты доверителя
- § 4. Гонорар или вознаграждение адвоката?
- § 5. Дела "по назначению". Бесплатная юридическая помощь
- Заключение
- Учебники, учебные пособия, монографии, книги
- Дополнительные
- Приложение 2 (к главе 20). Некоторые образцы адвокатских процессуальных документов а. По уголовным делам
- Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Кассационная жалоба на приговор суда
- Ходатайство о приобщении документов к материалам уголовного дела
- Ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы
- Ходатайство об изменении квалификации предъявленного обвинения
- Ходатайство о прекращении производства по делу
- Ходатайство
- Ходатайство о назначении предварительного слушания и о прекращении уголовного дела
- Заявление
- Заявление
- Ходатайство о переквалификации обвинения
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Протокол опроса лица с его согласия
- Ходатайство о вызове и допросе свидетеля
- Жалоба по уголовному делу в отношении старшего следователя Военного следственного управления скп рф по гор. Москве майора юстиции я-ва а.Н. (дело n 24/00/0009-09)
- Б. По гражданским делам
- Возражение относительно исковых требований
- Надзорная жалоба (гражданское дело n 2-3288/09)
- Приложение 3 (к главе 1). Учебно-методический комплекс по курсу "Адвокатура"
- Адвокатура
- Предисловие
- Тематический план учебного курса "Адвокатура"
- Тема 1. Предмет и метод учебной дисциплины "Адвокатура". Возникновение и развитие адвокатуры в России
- Тема 2. Адвокатура и государство. Стремление к процессуальному партнерству в уголовном и гражданском процессе. Свобода и независимость адвокатской деятельности
- Тема 3. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- Тема 4. Организация адвокатуры. Статус адвокатских образований. Виды адвокатской деятельности
- Тема 5. Членство в адвокатуре. Приобретение и лишение статуса адвоката
- Тема 6. Участие адвоката в уголовном процессе
- Тема 7. Участие адвоката в производстве по гражданским делам в судах общей юрисдикции
- Тема 8. Роль адвоката в защите бизнеса и предпринимательства. Участие адвоката в арбитражном процессе
- Тема 9. Нравственные основы адвокатской деятельности. Адвокат и гражданин - договорный характер правоотношений
- Тема 10. Судебные прения. Участие адвоката в судебных прениях. Речь адвоката в суде
- Тема 11. Проблемные вопросы деятельности адвокатуры в Российской Федерации
- Рекомендуемая литература
- Нормативные правовые акты
- Планы семинарских занятий Семинарское занятие по теме 1 "Зарождение и развитие института адвокатуры. Становление и развитие адвокатуры в России, ссср и Российской Федерации"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 2 "Адвокатура и государство в уголовном и гражданском судопроизводстве"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 3 "Адвокатура - институт гражданского общества"
- Рекомендуемая литература
- Контрольные задания для студентов-заочников Методические рекомендации
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Приложение 4 (к главе 22). Из судебной и дисциплинарной практики адвокатов
- Приложение 5 (к главе 15). Судебные речи