§ 2. Предпосылки независимости адвокатуры
Сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что принцип независимости адвокатуры теперь нашел свое отражение и в законодательном порядке. Каковы же были объективные предпосылки юридического закрепления независимости адвокатуры от государства? Рассмотрим их подробнее:
а) необходимость усиления роли права и роли личности в правовом государстве (об этом см. гл. 1 настоящего учебника);
б) разнообразие общественной жизни - появление новых форм в общественной и экономической жизни (занятия предпринимательством, бизнесом, политической деятельностью), рождение не известных ранее экономических структур и новых отношений между ними. Все это требует профессиональной юридической поддержки и защиты от административного вмешательства.
Разумеется, такую поддержку и защиту, грамотное решение возникающих споров и претензий способны обеспечить лишь адвокаты. Более того, независимая защита предпринимательства, умелое, грамотное консультирование российских бизнесменов и правильное ориентирование их в море многочисленных законов, подзаконных актов, ведомственных инструкций и циркуляров требуется еще и потому, что ныне "в России одной из наиболее опасных профессий стало предпринимательство, 40% бизнеса находится под контролем криминальных структур, и это создает особую опасность ("черный", бандитский арбитраж, "теневые суды" и разборки и т.д.)"*(65).
Однако самую большую опасность для бизнеса представляют действия правоохранительных органов, которые, злоупотребляя многочисленными правами, предоставленными им для контроля за состоянием преступности в экономической сфере, фактически разоряют экономику, вторгаясь в хозяйственную жизнь коммерческих структур и парализуя ее.
При нынешней ситуации, когда надлежащее законодательное регулирование процессуальной деятельности правоохранительных структур в связи с принятием нового УПК еще не заработало в полную мощь, за ними не осуществляется должного прокурорского надзора, например, на стадии первоначальных проверок; сами прокурорские работники во многих случаях некомпетентны, озлоблены в отношении российского бизнеса и психологически враждебно настроены против любой коммерческой деятельности; отстаивать права становится намного сложнее, чем это было хотя бы несколько лет назад, особенно в последнее время в связи с усилением некомпетентных и необоснованных действий силовых ведомств против российского бизнеса*(66).
Такие действия власти не предупреждают преступность в экономической сфере, а, наоборот, подхлестывают ее, заставляют загонять экономику "в тень", толкают честных бизнесменов на всевозможные "обходные маневры", что в конечном итоге чревато неблагоприятными последствиями как для них самих, так и для бизнеса, которым они занимаются. Число разоряемых по указанным причинам компаний, к сожалению, не уменьшается.
Государство же в случаях, когда устанавливается необоснованность нападок чиновников на фирму, практически никакой ответственности не несет в силу чрезвычайно сложного механизма доказательства причиненных убытков, и особенно упущенной выгоды, а также в силу отсутствия заинтересованности самого государства в привлечении к такой ответственности.
Но даже если в течение довольно длительной бюрократически запутанной процедуры ответственность виновных все же наступает, то она не бывает эквивалентной. И более того, она нереализуема, ибо в бюджетном законодательстве никогда не предусматриваются ассигнования на возмещение ущерба от незаконных действий правоохранительных органов и суда, чем умело пользуются правительственные чиновники.
Всему описанному произволу во власти могут противостоять лишь достаточно компетентные и смелые действия структур гражданского общества, в том числе адвокатуры, в моральную обязанность которых перед людьми входит и наиболее критичное и профессиональное участие в разработке иного законодательства (например, путем участия в парламентской деятельности, разработки и инициирования рассмотрения новых проектов законов и т.д.);
в) усложнение государственного регулирования.
Следом за ростом предпринимательства и бизнеса идет лавинообразное развитие государственного регулирования. В настоящее время из недр государственных органов выходит масса нормативного материала. Законодательная база государства только за последние десять лет обновлялась дважды. Исходя из развития производственных отношений в стране, государство демонстрирует тут же появление новых отраслей права: налоговое, банковское, страховое, таможенное, корпоративное и т.д., нового подзаконного нормирования, регулирующего буквально каждый шаг предпринимателя, бизнесмена.
За всем этим валом и наплывом простому гражданину, будь он собственником отдельного предприятия или только своего дома, машины и т.д., уследить невозможно. Юридические службы коммерческих структур, если они работают в замкнутом пространстве собственного предприятия, по достаточно однообразным сделкам и т.д., не в состоянии охватить и знать право, законы, судебные прецеденты во всем их спектре применения. Как писал Л.Е. Владимиров: "Часто жизнь задыхается в мертвых тисках закона. Этому молоху, ненасытному и беспощадному, приносятся ежеминутно человеческие жертвы. Юристы консервативны, особенно ученые-правоведы и судьи. Только адвокатура прикована к жизни, не может оставаться в черствости и догматизме. Адвокатура всегда выступала и выступает против неразумности и устарелости многих законов. Адвокаты воочию видят страдания тех, которые изнывают под тяжестью бесчеловечных законов. Они предают суду эти стоны и слезы, и в этом величайшая историческая заслуга адвокатуры..."*(67). В нынешнее время к могучим рычагам адвокатского воздействия добавилась такая форма, как участие адвокатов в конституционном производстве по заявлениям о признании законов или правоприменительной практики не соответствующими Конституции РФ;
г) произвол чиновников.
После перехода России к рыночной экономике произошел не только рост чиновничьего аппарата, но и существенно ухудшились качество и стиль управленческой деятельности во многом из-за некомпетентности госчиновников, случаев беззакония, произвола в сфере деятельности государственных и местных органов власти, в том числе в правоохранительных органах. Это вынуждены признавать даже высокопоставленные лица из Администрации Президента РФ. Так, бывший пресс-секретарь Вячеслав Костиков, например, пишет: "От гоголевско-салтыковского чиновничества нынешний "аппарат" отличает разве что наличие мобильных телефонов и спецсигналов. Базисные же инстинкты и нравы российской бюрократии с тех пор мало чем изменились. Взятка является по-прежнему легальным кормлением, а медлительность, безразличие, формализм, крючкотворство остаются стилем аппаратной жизни. К традиционным бедам российской бюрократии добавилась новая - нынешний чиновник в отличие от дореволюционного, а затем и "сталинского" периодов перестал бояться наказания"*(68).
Фактически в нашей организационно-правовой и психологической схеме управления обществом до настоящего времени применяются, как это ни странно выглядит в условиях демократизации общественных процессов, наработки сталинской государственной модели. И.В. Сталин с высшей степенью откровенности учил, что "...Страной управляют не те, которые выбирают своих делегатов в парламент при буржуазных порядках или на съездах Советов при советских порядках. Нет, страной управляют фактически те, которые овладели исполнительными аппаратами государства, которые руководят этими аппаратами"*(69).
Особую опасность для общества такое правление вызывает, когда его правители - совершенно некомпетентные люди. Как пишет тот же В. Костиков: "В России нет бюрократической школы в европейском понимании этого слова. Можно найти образованного чиновника, труднее - честного, но почти невозможно - компетентного".
Нынешнюю государственную исполнительную власть России нередко отличают чиновничье самомнение, жажда выйти за пределы своей инструментальной функции и стать самостоятельной властной силой общества; снобизм, пренебрежительное отношение к рядовым гражданам, высокомерное отношение к парламенту и общественным институтам. В условиях такой административно-государственной системы многократно возрастает роль народных заступников. Как писал А. Токвиль: "Бюрократию даже самого высокого уровня пугает малейшее независимое действие людей, возбуждает беспокойство самая мелкая свободная ассоциация, каков бы ни был ее предмет. Она допускает существование только таких сообществ и союзов людей, которые созданы по ее произволу и состоят под ее контролем"*(70).
Адвокатуре в этих условиях придется не только "с боем" добиваться своей независимости, но и в последующем, если таковое произойдет, с достоинством оправдывать перед обществом свой независимый статус более принципиальными действиями всего сообщества, а не робкими шагами отдельных адвокатов;
д) ухудшение государственной защиты людей.
Ухудшение качества защиты со стороны государства и защищенности российских граждан перед произволом власти также является предпосылкой юридического оформления независимости адвокатуры как института гражданского общества. Такое ухудшение наблюдается практически на всех этажах государственного здания: в местных администрациях; в администрациях субъектов Федерации; в центре, начиная от министерств, контролирующих и правоохранительные органы, и заканчивая структурами верховной власти в стране; в судебных органах. Фактически власть повсеместно перестала выполнять свое основное предназначение: служить людям.
Некоторые представители высшего государственного чиновничества даже делают публичные официальные заявления о том, что у нас "акцент на права человека не актуален. Российская Федерация не может отстаивать свои интересы, опираясь исключительно на приоритет права личности над правами народов..."*(71);
е) коррупция в обществе.
С ухудшением качества защиты людей непосредственно связан рост коррупции в государственных структурах власти и обществе. Практически сегодня наше общество охвачено эпидемией этой социальной болезни. Коррупция - это разложение законного порядка исполнения государственной и общественной службы, которое выражается в подкупе и продажности служащих.
В сборнике Ассоциации работников правоохранительных органов РФ "Коррупция в России. Информационные и аналитические материалы. Вып. 2" (2002 г.) понятие коррупции дано в более расширенном виде. "Коррупция - это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставления последним таких преимуществ" (стр. 5-6).
Основные ориентиры в борьбе с таким явлением определены в Европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (Совет Европы. Серия Европейских договоров. - Страсбург, 1999 г. - N 173. - 27 января). Однако в нашем российском законодательстве до сих пор государство никак не может определиться, что считать коррупцией (официального законодательного определения коррупции в России до сих пор нет) и как с ней бороться. Более того, самые одиозные, показательные следственные или судебные процессы против коррупционеров оказываются не в пользу государства и общества. Как правило, из следственных кабинетов или даже судебных присутствий коррупционеры, образно говоря, "выезжают на белом коне".
В настоящее время официальная государственная статистика по состоянию коррупции и борьбы с нею отсутствует. Фактически же коррупцией разъеден весь государственный и общественный механизм в нашей стране. Без взятки, иных неофициальных отношений с чиновниками в наше время не решается практически ни один мало-мальски заслуживающий внимания вопрос, будь то сфера обыденной жизни или сферы более высокого уровня общественных отношений.
Бывший министр МВД, депутат Государственной Думы РФ А. Куликов считает, что коррупция - это следствие переделов собственности. "В последнее время в стране происходят знаковые события. С одной стороны, усиливается влияние силовых структур, возникают новые подразделения, призванные контролировать бизнес и идут реорганизации и чистки МВД. С другой стороны, и правительство, и парламент демонстрируют незаинтересованность в борьбе с коррупцией. Что лежит в основе этого противоречия? Кто кого сегодня контролирует - власть криминальный бизнес или криминальный бизнес власть?"*(72).
А поскольку переделы собственности - это процесс перманентный, то, надо полагать, и источники коррупции в государстве неиссякаемы.
Помочь определиться в той или иной сложной жизненной ситуации, выработать наиболее рациональную и правильную с точки зрения закона и справедливости позицию, линию поведения, тактику защиты от произвола, беззакония, необоснованных придирок чиновничества - становится не просто договорным обязательством адвоката-советника, а задачей поистине громадной общественной важности.
Эту задачу способен выполнить адвокат, полностью независимый от коррумпированного чиновника в муниципалитете, любой государственной структуре, правоохранительном органе или суде;
ж) рост преступности.
Рост преступности в стране также обусловливает выведение адвокатуры из системы государственного устройства и придание ей независимого статуса. Какая взаимосвязь между этими факторами и почему одно должно непременно являться причиной для другого? Вопрос достаточно сложный, уходящий в "дебри" криминологии, социологии и ряда других наук, имеющих к вопросу об исследовании преступности как социального явления непосредственное отношение.
Однако мы углубляться в эти "дебри" не станем, ибо предметом нашего исследования является адвокатура как институт гражданского общества и необходимость ее независимости от государства. В настоящее время некоторыми учеными-правоведами адвокатура причисляется к правоохранительной системе государства*(73).
В некоторых учебниках по предмету "Правоохранительные органы России" адвокатура также введена в качестве организации, признаваемой частью правоохранительной системы. Подобное явление серьезным образом сказывается на реализации конституционного принципа осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, серьезным образом подрывает право гражданина, обвиняемого в совершении преступления или подозреваемого в нем, на защиту, а значит, и на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. В конечном итоге такая трактовка места и роли адвокатуры в уголовном процессе подрывает доверие к объективности адвоката вообще, его профессионализму и честности.
Только с 1976 по 1993 г. преступность в нашей стране выросла на 239%*(74), а в последующем этот показатель вырос еще выше. Рост преступности обусловил "наплыв" уголовных дел, возбуждаемых против граждан милицией и другими правоохранительными органами.
Как пишет видный советский, а затем российский криминолог В.В. Лунеев: "С ростом "доли" выявленных правонарушений в 1993-1995 годы прямо коррелирует упрощение уголовного судопроизводства и увеличение штатной численности правоохранительных органов"*(75). Так, только по Закону РФ от 29 мая 1992 г. N 2869-1 по 75 статьям УК предварительное следствие стало необязательным, по 65 статьям дела стали рассматриваться единолично судьей. В этот же период идет резкий рост численности сотрудников органов внутренних дел. В 1992 г. увеличение на 43 тыс. человек, в 1993 г. - на 50 тыс., и этот процесс продолжился в последующие годы. (Сравните с численностью адвокатов в России.)
Одновременно растет численность заключенных, катастрофически увеличивается "населенность" тюрем, исправительных учреждений, следственных изоляторов и отмечаются грубые нарушения прав содержащихся в них граждан. В сравнении с другими европейскими странами на 100 тыс. населения в 1994 г. число осужденных в России было 590 чел., в Албании - 30, Болгарии - 95, Словении - 40, Чехии - 180, Литве - 310, Польше - 160, Эстонии - 270 и т.д.*(76)
Однако следует отметить, что картина судимости в нашей стране складывается из судимости в основном небогатой части населения, людей, слабо защищенных от власти, да, кроме того, за менее значимые преступления, чем те, которые совершает высший класс общества, элита, остающаяся полностью безнаказанной независимо от степени вины, сумм похищенного, количества содеянного. В "Комсомольской правде" за 8 и 9 июля 2003 г. в статье "Неподсудные" генералы" опубликованы списки только некоторых крупных военных чиновников, оставшихся полностью безнаказанными за совершенные ими преступления (всего 47 человек).
Как считает В.В. Лунеев, "интенсивный рост преступности в совокупности с безнаказанностью преступников стал важным фактором социально-психологической жизни общества. Он порождает у населения чувство страха и тревоги за свою жизнь и благополучие, а также недоверие к органам власти, управления и правоохраны. Потерпевшие и свидетели не обращаются в органы внутренних дел, так как не надеются встретить там законной и доброжелательной реакции и результативного расследования. Поколеблено доверие к прокуратуре и суду. Страх перед преступностью и безысходность положения становятся повседневностью, снижая порог терпимости к преступности..."*(77).
Если к этому прибавить низкий профессиональный уровень, безответственность многих сотрудников органов, коррупцию и те качества, которые описывались выше при характеристике современной бюрократии, то ясно, что только участие независимого от государства и всей правоохранительной системы адвоката сможет хоть в какой-то степени сбалансировать такое отношение к человеку, попавшему в милицию, пресечь допускаемые к нему неправомерные методы воздействия и другие нарушения закона (уклонение от регистрации преступления, незаконный отказ в возбуждении уголовного дела или незаконное прекращение дела и т.д.). Являясь же частью правоохранительной системы или подчиняясь Министерству юстиции РФ и ее органам на местах, адвокатура никогда не сможет выполнить своей защитительной функции надлежащим образом.
Между тем в настоящее время в условиях роста преступности и увеличившегося количества уголовных дел в силу указанных выше причин состояния кадрового обеспечения в оперативных и следственных органах расследование их ведется из рук вон плохо. Следственный аппарат грубейшим образом нарушает многие процессуальные нормы при добывании доказательств. На этой почве между адвокатами и следователями, прокурорами и в судах возникают конфликтные ситуации, заканчивающиеся тем, что в конечном итоге ходатайства, заявления адвокатов попросту игнорируются, а в некоторых случаях в отношении самих адвокатов через Министерство юстиции РФ инициируются административные преследования и даже возбуждение уголовных дел.
"...До сих пор Россия "славится" обвинительным уклоном на предварительном следствии и судебном разбирательстве, до сих пор российские адвокаты лишены права на равных со следствием и прокуратурой вести собственное расследование и представлять в суде свои доказательства в пользу клиента; поэтому российская Фемида всегда держит свои весы с гирями, заведомо перетягивающими в сторону обвинения. До сих пор прямая адвокатская деятельность не защищена законом; при желании любой милицейский или прокурорский начальник запросто подводит под нее статью Уголовного кодекса: только в последние месяцы возбужден ряд уголовных дел против добросовестных и непокорных адвокатов, некоторые из них взяты под стражу; в прессу выдается тенденциозная информация, дискредитирующая деятельность адвокатов. К глубокому сожалению, эта практика угрожающе нарастает, формы и методы защиты отстают от потребностей практики"*(78).
Такое отношение государства к адвокатуре вызвано не столько озлобленностью конкретных работников правоохранительных органов в связи с преступным "валом", слабой раскрываемостью преступлений и т.д., в чем они видят "козни" адвокатов. Все это причины субъективные и в конечном итоге не настолько опасные. Главной же причиной сложившегося положения видится явление объективного характера - отсутствие определенного в законодательстве принципа независимости адвокатуры, отделения ее от системы правоохранительных органов. Как пишет известный адвокат и ученый Ю.Ф. Лубшев: "Игнорирование права, злоупотребление им, отступление от его требований или, наоборот, произвольное расширение обязанностей - никогда не могут упорядочить какое-либо социальное явление. В этом плане адвокатура как раз и является той системой, которая призвана законом сдерживать "чрезмерную власть", смягчать наносимые ею удары по судьбам людей, удерживать правоохранительных работников от непродуманных шагов"*(79). Однако такую свою функцию адвокатура сможет выполнить до конца только при новом законодательстве об адвокатуре, которое должно поломать сложившиеся стереотипы об этом институте как "служанке системы", и только тогда она действительно приобретет надлежащий вес в обществе как организация, реально борющаяся за его права и права отдельных его членов.
- Адвокатура в России Учебник для вузов Предисловие
- Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
- Глава 2. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- § 1. Понятие адвокатуры
- § 2. Адвокатура - институт гражданского общества
- § 3. Право как гуманистическое явление и его защита
- § 4. Принципы деятельности адвокатуры
- § 5. Правовые основы организации и деятельности адвокатуры
- Международные акты, касающиеся адвокатов а. Основные положения Организации Объединенных Наций о роли адвокатов
- Б. Рекомендации Совета Европы государствам-членам по вопросам адвокатуры
- Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности
- Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии
- Принцип III. Роль и обязанности адвокатов
- Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом
- Принцип V. Ассоциации (организационное строение) Принцип VI. Дисциплинарные меры
- Глава 3. Возникновение и развитие адвокатуры в России § 1. Адвокатура в дореформенный период
- § 2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
- § 3. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры
- § 4. Ликвидация русской адвокатуры присяжных поверенных
- § 5. Адвокатура в период перехода России к рыночным отношениям
- § 2. Предпосылки независимости адвокатуры
- § 3. Министерство юстиции и адвокатура
- Глава 5. Адвокатская деятельность и ее виды § 1. Понятие и признаки адвокатской деятельности
- § 2. Виды адвокатской деятельности
- Глава 6. Статус адвоката § 1. Понятие "адвокат"
- § 2. Полномочия адвоката
- § 3. Обязанности адвоката
- § 4. Адвокатская тайна
- § 5. Приобретение статуса адвоката
- § 6. Квалификационный экзамен
- § 7. Присвоение статуса адвоката
- § 8. Приостановление статуса адвоката
- § 9. Прекращение статуса адвоката
- Глава 7. Организация адвокатской деятельности
- § 1. Адвокатская палата как основное звено организационного строения адвокатуры
- § 2. Совет адвокатской палаты
- § 3. Формы адвокатских образований
- § 4. Адвокатский кабинет
- § 5. Коллегия адвокатов
- § 6. Адвокатское бюро
- § 7. Юридическая консультация
- Глава 8. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях § 1. Административные правонарушения
- § 2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Обжалование постановлений об административном правонарушении
- Глава 9. Участие адвоката в Конституционном Суде § 1. Конституционное судопроизводство
- § 2. Подготовка слушания дела в Конституционном Суде рф и задачи адвоката на этом этапе
- § 3. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд рф
- § 4. Требования к тексту обращения в Конституционный Суд
- § 5. Судебное разбирательство в Конституционном Суде рф
- § 2. Заключение под стражу: алгоритм процессуальных действий
- 2.1. Основания к возбуждению ходатайства о необходимости избрания в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.2. Наличие доказательств причастности лица к совершению преступления - базовое основание для заключения под стражу
- 2.3. Основания к рассмотрению ходатайства об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судьей
- 2.4. Формально-правовые условия заключения под стражу
- 2.5. Материально-правовые основания для заключения под стражу
- 2.6. Перечень документов, прилагаемых органами предварительного расследования к ходатайству об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.7. Место рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.8. Подготовка к рассмотрению ходатайства о заключении под стражу подозреваемого, обвиняемого
- 2.9. Сроки рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.10. Порядок разрешения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.11. Продление срока задержания судьей
- 2.12. Оформление производства по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.13. Проверка постановлений судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в кассационном порядке
- 2.14. Пересмотр постановлений о заключении под стражу в порядке надзора
- 2.15. Права потерпевшего и его представителя на этапе рассмотрения судом ходатайства о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу
- 2.16. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар
- 2.17. Задержание и арест в условиях чрезвычайного положения
- § 3. Продление срока содержания под стражей: алгоритм процессуальных действий
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Правила продления срока содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования
- 3.3. Повод к рассмотрению в суде вопроса о возможности продления срока содержания под стражей обвиняемого
- 3.4. Порядок возбуждения ходатайства о необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей
- 3.5. Место рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания под стражей
- 3.6. Порядок и сроки принесения ходатайства
- 3.7. Подготовка к рассмотрению ходатайства
- 3.8. Сроки рассмотрения ходатайства
- 3.9. Участники рассмотрения ходатайства
- 3.10. Документы, прилагаемые к ходатайству
- 3.11. Процедура разрешения ходатайства
- 3.12. Основания к отказу в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
- § 4. Содержание обвиняемых под стражей на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования
- § 5. Продление срока содержания под стражей в судебных стадиях
- § 6. Временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности: алгоритм судебно-контрольного действия
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Основания к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.3. Порядок возбуждения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.6. Порядок разрешения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.7. Результаты рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности
- § 7. Алгоритм получение разрешения на производство следственных действий
- 7.1. Общие положения
- 7.2. Основания к рассмотрению ходатайства на производство следственного действия
- 7.3. Порядок возбуждения ходатайства на проведение следственного действия
- 7.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о проведении следственного действия
- 7.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о проведении процессуального, следственного действия
- 7.6. Порядок разрешения ходатайства о получении разрешения на производство следственного действия
- 7.7. Результаты рассмотрения ходатайства о проведении следственного действия
- 7.8. Рассмотрение уведомлений о проведении следственных действий, существенно ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения
- § 8. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Стадии рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.3. Лица, наделенные правом принесения в суд жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.4. Порядок и сроки обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования, место рассмотрения жалоб
- 8.5. Подготовка к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования в судебном заседании
- 8.6. Порядок рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров в судебном заседании
- 8.7. Пределы судебного вмешательства в деятельность органов предварительного расследования и прокуратуры в рамках оперативного судебного контроля
- 8.8. Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отказ в принятии заявления о преступлении, на постановление о возбуждении уголовного дела
- 8.9. Рассмотрение жалоб на постановления о прекращении уголовного дела
- 8.10. Рассмотрение жалоб на постановления о продлении срока предварительного расследования
- 8.11. Особенности рассмотрения жалоб органа предварительного расследования в истребовании доказательств
- 8.12. Особенности рассмотрения жалоб на постановление прокурора об отказе в возбуждении надзорного производства в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- 8.13. Особенности рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) прокурора при экстрадиции
- § 9. Ограничение органами предварительного расследования права участников уголовного судопроизводства на ознакомление с материалами уголовного дела
- Глава 11. Участие адвоката в процессе по уголовным делам § 1. Участие адвоката в стадии предварительного расследования
- § 2. Участие адвоката в стадии судебного производства
- 2.1. Подготовка дела к рассмотрению в суде
- 2.1.1. Общий алгоритм подготовки к судебному заседанию
- 2.1.2. Алгоритм предварительного слушания
- 2.1.3. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству в особом порядке
- 2.2. Возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом
- § 3. Участие адвоката-защитника в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
- § 4. Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера
- § 5. Правовые основания участия адвоката - представителя по уголовным делам
- § 6. Обжалование как форма адвокатского реагирования на нарушение законности при производстве по уголовному делу
- 6.1. Обжалование прокурору
- 6.2. Обжалование руководителю следственного органа
- 6.3. Обжалование в суд
- 6.3.1. Обжалование в порядке статьи 125 упк рф
- 6.3.2. Апелляционное и кассационное обжалование
- Глава 12. Участие адвоката в гражданском процессе § 1. Теоретические основы представительства в гражданском процессе
- § 2. Принцип доступности судебной защиты и юридической помощи в гражданском процессе
- § 3. Понятие, значение и виды представительства в гражданском судопроизводстве
- § 4. Статус и полномочия адвоката - представителя в гражданском процессе
- § 5. Подготовка адвоката-представителя к ведению дела
- § 6. Примерный перечень обязательных материалов по каждому делу
- § 7. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций
- § 8. Методика составления апелляционной и кассационной жалобы, жалобы в порядке надзора по гражданским делам
- Глава 13. Участие защитника в доказывании § 1. Защитник как субъект доказывания
- § 2. Способы участия защитника в доказывании
- § 3. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательства вследствие нарушения права подозреваемого, обвиняемого на защиту
- § 4. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательств вследствие нарушения права не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников
- § 5. Права защитника по участию в доказывании
- § 6. Ходатайство об участии в следственных действиях
- Глава 14. Адвокатское расследование в уголовном процессе
- Глава 15. Судебные прения. Защитительная речь адвоката в суде § 1. Юридическая риторика как искусство судебной речи
- § 2. Понятие и значение судебной речи адвоката
- § 3. Общие положения о структуре защитительной речи
- § 4. Коммуникативные качества и детализация композиционного построения судебной речи адвоката
- § 2. Правовое положение адвоката при юридическом обеспечении хозяйственной деятельности предпринимателей
- § 3. Характерные виды юридической помощи субъектам предпринимательства, оказываемой адвокатом
- § 4. Подготовка правовых заключений по стратегическим направлениям деятельности субъектов предпринимательства
- § 5. Юридическая помощь при составлении договоров и сопровождении сделок, претензионная работа
- § 6. Переговоры с контрагентами доверителя
- § 7. Участие адвоката в выборе организационно-правовой формы создаваемых субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Представление адвокатом интересов доверителя в налоговых органах
- § 9. Представление адвокатом интересов субъектов предпринимательства в их отношениях с правоохранительными органами
- § 10. Некоторые тактические приемы защиты адвоката по делам о преступлениях в сфере хозяйственной деятельности
- А. Тактика защиты невиновных
- Б. Защита виновного. "Сделки с правосудием"
- 11.1. Преддоговорная работа
- 11.2. Договорная работа
- 11.3. Сопровождение сделок
- Глава 17. Участие адвоката в арбитражном процессе § 1. Общие положения об участии адвоката в арбитражном процессе
- § 2. Процессуальное положение адвоката в арбитражном процессе
- § 3. Участие адвоката в арбитражном процессе с участием иностранных лиц
- Глава 18. Адвокат и юридическая служба организации. Опыт взаимодействия при оказании квалифицированной юридической помощи
- § 1. Функции адвоката в организации, где имеется юридическая служба
- § 2. Участие адвоката в становлении юридической службы и экономики предприятия
- Глава 19. Участие адвоката во внесудебных способах защиты. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката*(281)
- Глава 20. Основы составления адвокатом юридических документов § 1. Общие правила составления и оформления адвокатом юридических документов
- § 2. Особенности составления и оформления отдельных видов процессуальных документов, составляемых адвокатом
- 2.1. Составление жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное преследование, в суд в порядке ст. 125 упк рф
- 2.2. Составление адвокатом апелляционных и кассационных жалоб
- 2.3. Составление ходатайств
- § 3. Оформление адвокатом результатов опроса лица с его согласия
- Глава 21. Участие адвоката в исполнительном производстве § 1. Понятие и значение исполнительного производства и исполнительного права
- § 2. Доступность получения и реальность оказания юридической помощи адвокатами в исполнительном производстве
- § 3. Правовое положение адвоката в исполнительном производстве
- § 4. Законность в исполнительном производстве
- § 5. Принципы защиты адвокатом прав должника в исполнительном производстве
- § 6. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
- Глава 22. Нравственные основы адвокатской деятельности § 1. Этические основы профессиональной деятельности адвоката
- § 2. Актуальность осознания и соблюдения адвокатской этики
- § 3. Понятие адвокатской этики. Принципы адвокатской этики
- § 4. Этические правила адвокатской деятельности
- Добросовестность исполнения принятого поручения
- Конфиденциальность
- Уважение к участникам процесса
- Этические основы гонорарной практики
- § 5. Этика поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе
- § 6. Общественно значимые этические обязанности адвоката
- § 7. Профессиональная ответственность адвоката
- Глава 23. Договор с доверителем. Соотношение гражданского и корпоративного права § 1. Виды отношений адвоката с доверителями
- § 2. Одностороннее расторжение соглашения адвоката с доверителем
- § 3. Недопустимость отказа адвоката от принятой на себя защиты доверителя
- § 4. Гонорар или вознаграждение адвоката?
- § 5. Дела "по назначению". Бесплатная юридическая помощь
- Заключение
- Учебники, учебные пособия, монографии, книги
- Дополнительные
- Приложение 2 (к главе 20). Некоторые образцы адвокатских процессуальных документов а. По уголовным делам
- Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Кассационная жалоба на приговор суда
- Ходатайство о приобщении документов к материалам уголовного дела
- Ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы
- Ходатайство об изменении квалификации предъявленного обвинения
- Ходатайство о прекращении производства по делу
- Ходатайство
- Ходатайство о назначении предварительного слушания и о прекращении уголовного дела
- Заявление
- Заявление
- Ходатайство о переквалификации обвинения
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Протокол опроса лица с его согласия
- Ходатайство о вызове и допросе свидетеля
- Жалоба по уголовному делу в отношении старшего следователя Военного следственного управления скп рф по гор. Москве майора юстиции я-ва а.Н. (дело n 24/00/0009-09)
- Б. По гражданским делам
- Возражение относительно исковых требований
- Надзорная жалоба (гражданское дело n 2-3288/09)
- Приложение 3 (к главе 1). Учебно-методический комплекс по курсу "Адвокатура"
- Адвокатура
- Предисловие
- Тематический план учебного курса "Адвокатура"
- Тема 1. Предмет и метод учебной дисциплины "Адвокатура". Возникновение и развитие адвокатуры в России
- Тема 2. Адвокатура и государство. Стремление к процессуальному партнерству в уголовном и гражданском процессе. Свобода и независимость адвокатской деятельности
- Тема 3. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- Тема 4. Организация адвокатуры. Статус адвокатских образований. Виды адвокатской деятельности
- Тема 5. Членство в адвокатуре. Приобретение и лишение статуса адвоката
- Тема 6. Участие адвоката в уголовном процессе
- Тема 7. Участие адвоката в производстве по гражданским делам в судах общей юрисдикции
- Тема 8. Роль адвоката в защите бизнеса и предпринимательства. Участие адвоката в арбитражном процессе
- Тема 9. Нравственные основы адвокатской деятельности. Адвокат и гражданин - договорный характер правоотношений
- Тема 10. Судебные прения. Участие адвоката в судебных прениях. Речь адвоката в суде
- Тема 11. Проблемные вопросы деятельности адвокатуры в Российской Федерации
- Рекомендуемая литература
- Нормативные правовые акты
- Планы семинарских занятий Семинарское занятие по теме 1 "Зарождение и развитие института адвокатуры. Становление и развитие адвокатуры в России, ссср и Российской Федерации"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 2 "Адвокатура и государство в уголовном и гражданском судопроизводстве"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 3 "Адвокатура - институт гражданского общества"
- Рекомендуемая литература
- Контрольные задания для студентов-заочников Методические рекомендации
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Приложение 4 (к главе 22). Из судебной и дисциплинарной практики адвокатов
- Приложение 5 (к главе 15). Судебные речи