logo
Адвокатура в России - Учебник для вузов (под ре

§ 4. Законность в исполнительном производстве

Институт адвокатуры, помимо иных задач, выполняет также функцию обеспечения законности в исполнительном производстве. Законность является основным, генетически обусловленным явлением правовой материи, общим принципом всех отраслей российского права, независимо от их роли и места в правовой системе координат. Принцип законности всегда был доктринальным в праве, не потерял он свою актуальность и сейчас, когда получил нормативное закрепление в ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" наряду с принципами своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения*(308).

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Законность представляет собой такой состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует качественное, непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения.

Законность тесно связана с практической реализацией права, так как, по справедливому замечанию исследователей ее отраслевого проявления, наполняется специфическим содержанием в зависимости от предмета и метода правового регулирования отрасли, в которую он внедряется.

Содержание законности в исполнительном производстве характеризуется следующими чертами:

исполнительное законодательство должно быть качественным, непротиворечивым, иметь стройную систему;

в случае возникновения коллизий они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции России над другими правовыми актами, Исполнительного Кодекса Российской Федерации (при условии его принятия) над иными актами в сфере исполнительных правоотношений, федеральных законов над правовыми актами Правительства Российской Федерации;

судебный пристав-исполнитель в своей деятельности обязан руководствоваться законами, т.е. правильно применять нормы исполнительного и иных отраслей права;

участники исполнительного производства, в том числе адвокаты, обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательством под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответственности, содержащихся в санкциях норм исполнительного права;

применение ответственности за исполнительные правонарушения неотвратимо;

соответствие закону действий судебного пристава-исполнителя контролируется в порядке подчиненности вышестоящими должностными лицами службы судебных приставов на основании гл. 18 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судом в порядке ст. 441 ГПК РФ и гл. 24 АПК РФ, а также Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке осуществлении ими прокурорского надзора в соответствии с законом "О прокуратуре в Российской Федерации";

применение аналогии права в исполнительном производстве возможно лишь при отсутствии нормы исполнительного права, регулирующей возникшие в ходе исполнительного производства правоотношения, и подразумевает действие судебного пристава-исполнителя исходя из принципов исполнительного права.

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве в настоящее время состоит из Федерального закона "Об исполнительном производстве", Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов. Статья 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" закрепляет право Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством самой России об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.