§ 3. Министерство юстиции и адвокатура
Вопрос о независимости адвокатуры в концептуальном плане довольно подробно рассмотрен выше. Следует заметить, что вплоть до принятия нынешнего Закона об адвокатуре руководство над адвокатурой в нашей стране было возложено на Советы народных депутатов и их исполнительные органы. В действовавшем Положении об адвокатуре имелся ряд норм о взаимоотношениях адвокатуры с органами государственной власти.
Например, ст. 33 Положения "Взаимоотношения Министерства юстиции РСФСР, министерств юстиции автономных республик, отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов с адвокатурой", в которой устанавливалось, что Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов в пределах своей компетенции: контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР "Об адвокатуре в СССР", настоящего Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливают порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям; осуществляют другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой. Нынешний Закон избежал такого явного и откровенного неравенства и неприкрытого давления государства на адвокатуру.
Однако, несмотря на провозглашенную независимость адвокатуры (в концептуальном плане), долгое время еще действовал Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954, которым утверждалось Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ 2002 и 2003 гг.). Ныне данное Положение приведено в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и указами Президента РФ от 23 декабря 2005 г. N 1522, от 16 марта 2006 г. N 211, от 2 мая 2006 г. N 451, от 21 сентября 2006 г. N 1036, от 20 марта 2007 г. N 370, от 7 мая 2007 г. N 585с, от 4 марта 2008 г. N 311.
Так, упомянутым Положением до принятия в 2002 г. Закона об адвокатуре было определено, что Министерство юстиции РФ дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов; ведет реестр коллегий адвокатов; осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры; утверждает формы и устанавливает сроки представления отчетности коллегиями адвокатов в органы юстиции Российской Федерации; вносит в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов; направляет в коллегии адвокатов предупреждения об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Как видно, в приведенном документе совершенно игнорировалась роль Минюста как представителя государства в реализации положений Международных конвенций о правах человека и основных свободах, Основных положений о роли адвокатов и других подобных актов, где роль адвокатуры и характер взаимоотношений с ней государства излагается совершенно в другом аспекте - в виде партнерских равноправных отношений, а не отношений начальника и подчиненного, контролера и подконтрольного.
Подобное положение адвокатуры и характер взаимоотношений с ней государства по сути в той или иной степени нивелирует конституционное право российских граждан на квалифицированную юридическую помощь, превращая его в демагогическую пустую фразу, за которой не скрывалось и не скрывается никакой обязанности и ответственности государства перед гражданами.
А поэтому адвокаты, учитывая общие принципы применения правовых норм в зависимости от их иерархии, на практике больше руководствовались все же нормой Закона о независимости адвокатуры. При принятии Закона об адвокатуре в соответствии с его ч. 5 ст. 45 Президенту РФ было предложено поручить Правительству России привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. В связи с этим в названное выше Положение о Минюсте были внесены существенные изменения, и после этого обязанность министерства по отношению к адвокатуре была изложена так: Министерство юстиции осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью своих территориальных органов, связанную с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвокатов, участием в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре (п. 40 в ред. Указа Президента РФ от 21 января 2003 г. N 67).
Однако некоторые противоречия с общими принципами независимости адвокатуры вызывало законоположение, согласно которому, например, территориальный орган юстиции наделяется правом направлять представления о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления такого представления не примет решения о прекращении статуса, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката. Данная норма (ч. 5 ст. 17) была сконструирована, как мы считаем, с грубейшими ошибками технического и концептуального характера.
Во-первых, если законодатель декларирует характер отношений государства и адвокатуры как равноправных партнеров, а адвокатуру признает институтом гражданского общества, а не государства, действующим на основе принципов независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, то на каком концептуальном основании органу юстиции дается право диктовать адвокатскому сообществу свое отношение к тому или иному адвокату?
Если же отношения между государством и адвокатурой не основаны на равенстве сторон перед законом, а строятся на чем-то ином, например, на отношениях контроля и подконтрольности, то почему не наделяются правом вносить представления другие государственные органы, например прокурор, надзирающий за законностью, суд, наделенный правом вносить представления согласно общим нормам процессуального законодательства, и т.д.
Во-вторых, если законодатель декларирует равенство сторон (государства и адвокатуры) во взаимоотношениях по поводу адвокатской деятельности, то почему территориальный орган юстиции сам предрешает меру, применяемую к тому или иному адвокату: обязательно прекращение статуса адвоката, и диктует ее в безальтернативном порядке совету адвокатской палаты, у которого, возможно, на этот счет имеется свое мнение. Даже прокуратуре при внесении представлений не предоставлено право диктовать адресату, какую конкретно меру дисциплинарного наказания или иную меру реагирования он должен применить в отношении виновного лица.
В-третьих, по подп. 5, 6 п. 1 ст. 17 Закона прекращение статуса адвоката хотя и осуществляется советом адвокатской палаты, однако такое решение принимается на основании заключения квалификационной комиссии. Но комментируемая норма не требует от территориального органа юстиции постановки такого вопроса перед этой комиссией, что превращает направляемое в совет адвокатской палаты представление территориального органа юстиции, если речь в нем идет об основаниях прекращения статуса адвоката, предусмотренных указанными выше пунктами, в невыполнимое требование, а само представление в чисто формальный ритуал.
И, наконец, представление территориального органа юстиции о прекращении статуса адвоката с технической стороны не согласуется с нормами Закона, изложенными в ст. 22, где адвокат признается учредителем коллегии адвокатов.
Взаимосвязаны ли обстоятельства лишения статуса адвоката и ликвидации адвокатского образования?
В Законе вообще никак не решен вопрос в случае лишения адвокатского статуса о дальнейшей судьбе адвоката - соучредителя коллегии, бюро, да и самих этих адвокатских образований, если они учреждены, например, двумя адвокатами.
Автоматически ликвидация юридического лица по такому основанию гражданским законодательством и законодательством о некоммерческих организациях не предусмотрена, ее реорганизация также.
Институт исключения из коллегии адвокатов в Законе об адвокатуре отсутствует, ни территориальный орган юстиции, ни органы адвокатского сообщества с этой целью не могут обращаться и в суд, так как Законом такая форма не предусмотрена. Обращение территориального органа юстиции в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката явится такой же формальной процедурой, как и обращение в адвокатскую палату, ибо в подобном случае суду не предоставлено права давать оценку характеру, например, ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, тяжести совершенного проступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры.
Достаточно самих фактов совершения такого проступка, неисполнения или ненадлежащего исполнения - и заявление будет удовлетворено. И ни кассационная, ни надзорная судебные инстанции в этом случае не смогут ничем помочь изгнанному из адвокатуры человеку, лишенному статуса адвоката лишь на основании коротенького заявления территориального органа юстиции, поводом для которого может стать любая не понравившаяся этому органу сторона деятельности адвоката, под которую может быть "подогнано" любое из юридических оснований для прекращения статуса адвоката.
А поэтому названная норма, можно сказать, полностью уничтожала все достоинства Закона об адвокатуре в части обеспечения гарантий независимости адвоката и превращала настоящий Закон в достаточно эффективное оружие государственных органов против принципиальных и честных адвокатов, активно отстаивающих права своих клиентов в спорах и конфликтах, прежде всего с самим государством.
В статье 18 Закона установлены государственные гарантии независимости адвоката. Эта норма является концептуальной и исходит из общей концепции независимости адвокатуры и адвоката при осуществлении адвокатской деятельности. Значение этой нормы заключается в том, что никто не вправе диктовать адвокату форму его защитительной или представительской позиции, содержание его юридической помощи, никто не может препятствовать ему в осуществлении его адвокатской деятельности и выяснять характер его отношений с клиентом. Вмешательство в деятельность адвоката, которая осуществляется в соответствии с законом, в какой бы то ни было форме запрещается.
В связи с этой нормой вышеназванные требования п. 5 ст. 17 Закона, носящего технический характер, если, например, речь идет о представлении территориального органа юстиции по вопросу неисполнения либо ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, противоречат принципу независимости адвоката и запрета вмешательства в адвокатскую деятельность.
Ведь для того, чтобы располагать сведениями об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката, территориальному органу юстиции будет совершенно недостаточно полученной им, например, жалобы на адвоката, критического выступления против этого адвоката в СМИ и т.д.
Предполагается, что сообщенная в таких формах информация об адвокате и его клиенте должна быть проверена. Однако территориальный орган юстиции не наделен правом проверять отношения адвоката и клиента, в том числе характер заключенного соглашения (даже если второй экземпляр такого документа будет представлен клиентом).
Истребование от адвокатов, а также работников адвокатских образований, адвокатских палат сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается. Более того, на основании комментируемой нормы территориальному органу юстиции запрещено вмешиваться в адвокатскую деятельность. А поэтому получить необходимые сведения о данном обстоятельстве он не может, а полученные в соответствии с процессуальным законодательством должны признаваться недопустимыми, т.е. не имеющими юридической силы.
А как соотносятся возможность прекращения статуса адвоката в связи с совершением поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры, а также в связи с неисполнением решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции, с требованиями Закона о независимости адвоката?
И здесь адвокат оказывается незащищенным перед любым наветом или одиозной оценкой совершенных действий, невыполнения решения исполнительных органов своего сообщества. В данном случае возможно обжалование в установленном законом порядке через Конституционный Суд данной нормы.
Хотя в Законе об адвокатуре отсутствуют как таковые меры ответственности, применяемые к адвокатам, фактически прекращение статуса адвоката по основаниям, указанным в некоторых пунктах ч. 1 ст. 17 Закона, является мерой такой ответственности.
Между тем еще в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. был сформулирован основной подход к юридической ответственности - соблюдение критерия определенности правовой нормы. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности нормы закона вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства и верховенства закона.
Гарантии же недопустимости применения указанных выше норм ответственности (п. 5, 6 ч. 1 ст. 17 Закона) к адвокатам в связи с их адвокатской деятельностью в этой части, к сожалению, Законом не предусмотрены, что потребует вмешательства органов адвокатского сообщества (адвокатские объединения) для срочного исправления законодательного пробела.
Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Адвокатура и государственные функции. Соотношение независимости адвокатуры и объективно необходимого государственного регулирования.
Ранее действовавшее Положение об адвокатуре сразу начиналось с задач адвокатуры, а потому такая конструкция этого документа была крайне неудачной с точки зрения законодательной техники. В нем не давалось определения понятиям "адвокатура" и "адвокатская деятельность". Этот недостаток в период бурных либеральных реформ 1991-1993 гг. привел к расширительному толкованию указанных понятий и включению в институт адвокатуры юристов-лицензиатов, частнопрактикующих юристов коммерческих фирм и т.д.
Такое "упущение" способствовало созданию многочисленных "параллельных" адвокатских структур - коллегий адвокатов, юридических центров и прочих. Однако в момент издания Положения законодатель в лице Верховного Совета РСФСР, руководимого партией с помощью ее "верных оруженосцев" - спецслужб, думал не о расширении юридических структур, увеличении количества адвокатов за счет создания "параллельных коллегий". Стояла задача приравнять адвокатуру по своим функциям к правоохранительным и идеологическим органам коммунистического правления в целях соответствующего воздействия на гражданина. А поэтому умышленно не давалось никаких определений и дефиниций, характеризующих адвокатскую деятельность.
На самом деле адвокатура является правовым институтом, призванным на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Адвокатура - это не государственная структура, не общественная организация, а структура гражданского общества. А значит, никаких государственных функций она выполнять не должна. Это профессиональное объединение юристов, на добровольной основе вступивших в адвокатуру с единственной целью: служение людям в форме оказания юридических услуг.
В первоначальных проектах Закона об адвокатуре в числе ее задач предлагались к принятию и такие, как содействие в укреплении законности и правопорядка. Однако такие задачи относятся к функциям самого государства, для осуществления которых им создается соответствующий аппарат - правоохранительные органы, оплачиваемые государством.
Содействовать этим органам в выполнении ими собственных функций по укреплению законности как независимый от государства орган и, более того, призванный в конечном итоге стоять на стороне гражданина, а не государства, которое преследует этого гражданина, адвокатура не может в силу своей юридической природы. А государство не имеет права обязывать ее выполнять такую задачу, т.е. быть своеобразным государственным агентом по содействию правоохранительным органам в укреплении законности (а это и содействие в раскрытии преступлений, и разоблачение преступников, и информирование органов о готовящихся правонарушениях, и т.д.).
Более того, законодательно запрещено допрашивать адвокатов, проводить с ними оперативные разработки в связи с делами клиентов, находящимися у них в производстве. (См., например, ст. 17 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности": "Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений"; ст. 19 Федерального закона РФ от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации": "Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций".)
Думается, что более правильно формулировка, касающаяся деятельности адвокатуры и ее отношений с государством, изложена в п. 5 международных Стандартов независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, принятых на конференции МАЮ в сентябре 1990 г. в г. Нью-Йорке. "п. 5. Права и обязанности общества. На представителей юридической профессии и государственные органы возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы и всей юридической профессии, информировать их о правах и обязанностях, а также о возможных и надлежащих способах их осуществления".
Государство и адвокатура должны соотноситься между собой как равноправные субъекты. В Законе об адвокатской деятельности недвусмысленно определено, что адвокатура не подчинена государству и его органам, в том числе созданным для укрепления социалистической законности.
Однако говорить о полной автономности существования института адвокатуры в нынешнем государстве будет неправильно.
В Законе оставлены определенные "зоны" взаимных обязанностей друг к другу, т.е. государства по отношению к адвокатуре и наоборот, а также определены "точки соприкосновения" их взаимных интересов. Однако такие обязанности и интересы следует считать основанными скорее на партнерском равенстве сторон, нежели на административных принципах подчиненности и отчетности адвокатуры перед государством. Например, в ведении государства находятся такие сферы, как:
законодательное регулирование всех процессов жизни и деятельности государства, его граждан, в том числе адвокатуры (ч. 2 ст. 3, ст. 4);
ведение реестра адвокатов субъекта Российской Федерации (ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции), внесение изменений в реестр (ст. 14, 15);
определение порядка ведения реестра адвокатов (возложено на федеральный орган юстиции (ст. 14);
обеспечение гарантий независимости адвоката (ч. 3 ст. 3, ст. 18);
социальное обеспечение адвоката, предусмотренное для граждан Конституцией РФ (ч. 4 ст. 3);
осуществление финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно (ч. 3 ст. 3, ст. 26);
выделение при необходимости адвокатским объединениям служебных помещений и средств связи (ч. 3 ст. 3, ст. 24);
участие в квалификационных комиссиях адвокатских палат - участвуют по два представителя от территориального органа юстиции, по два представителя - от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, по одному - от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, по одному - от арбитражного суда субъекта Федерации. Всего, таким образом, представителей государства - шесть человек из общего количества членов палаты - 13, предусмотренных по закону (ст. 33);
внесение представлений в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката (ч. 5 ст. 17);
подача заявления в суд в случае, если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решения о прекращении статуса адвоката (ч. 5 ст. 17);
налоговый учет доходов адвокатов и налоговых отчислений в государственные страховые фонды (Налоговый кодекс РФ);
работа со списками адвокатов членов коллегий адвокатов, образованных до введения в действие настоящего Закона, проверка достоверности представленных документов и сведений, обращение (при необходимости) с этой целью в соответствующие органы и организации, внесение в реестр сведений об адвокатах и публикация в региональных средствах массовой информации списков адвокатов (ст. 40);
регистрация общественных объединений адвокатов (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях");
проведение совместно с президиумами коллегий адвокатов учредительных собраний (конференций) адвокатов в субъектах Российской Федерации (ст. 41);
проведение совместно с адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации первого Всероссийского съезда адвокатов (ст. 42);
государственная регистрация адвокатских структур (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц");
утверждение формы ордера на исполнение адвокатом поручения клиента (ч. 2 ст. 6);
утверждение формы адвокатского удостоверения и выдача этих удостоверений адвокатам (ст. 15);
определение порядка страхования риска ответственности адвоката (ст. 19);
требование созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов (ч. 4 ст. 31);
руководство реорганизационными процедурами в период создания адвокатских палат.
Названные "зоны" государственного регулирования в сфере деятельности адвокатуры не должны относиться к административному управлению этим институтом (за исключением налогового учета и государственной регистрации, а также определения форм удостоверения и ордера), а поэтому в концептуальном плане говорить об "усеченности" принципов независимости, самоуправления и корпоративности адвокатуры нет никаких оснований. Если же говорить о вопросах налогового права и регистрации, то данные требования государства являются общеобязательными для всех субъектов деятельности на его территории.
Утверждение форм удостоверения и ордера вызвано необходимостью единообразия этих документов на всей территории государства, а выдача и подписание удостоверений адвокатов руководителями органов юстиции - хоть в чем-то компенсировало чиновничье тщеславие. Такое утверждение ордеров и подписание удостоверений нисколько не ущемляет интересов адвокатуры и не посягает на ее самостоятельность.
А вот право направлять представления о лишении адвокатского статуса - достаточно острая проблема, с которой, очевидно, адвокаты будут иметь дело в дальнейших попытках усовершенствовать на парламентском уровне "свой" Закон.
- Адвокатура в России Учебник для вузов Предисловие
- Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
- Глава 2. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- § 1. Понятие адвокатуры
- § 2. Адвокатура - институт гражданского общества
- § 3. Право как гуманистическое явление и его защита
- § 4. Принципы деятельности адвокатуры
- § 5. Правовые основы организации и деятельности адвокатуры
- Международные акты, касающиеся адвокатов а. Основные положения Организации Объединенных Наций о роли адвокатов
- Б. Рекомендации Совета Европы государствам-членам по вопросам адвокатуры
- Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности
- Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии
- Принцип III. Роль и обязанности адвокатов
- Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом
- Принцип V. Ассоциации (организационное строение) Принцип VI. Дисциплинарные меры
- Глава 3. Возникновение и развитие адвокатуры в России § 1. Адвокатура в дореформенный период
- § 2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
- § 3. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры
- § 4. Ликвидация русской адвокатуры присяжных поверенных
- § 5. Адвокатура в период перехода России к рыночным отношениям
- § 2. Предпосылки независимости адвокатуры
- § 3. Министерство юстиции и адвокатура
- Глава 5. Адвокатская деятельность и ее виды § 1. Понятие и признаки адвокатской деятельности
- § 2. Виды адвокатской деятельности
- Глава 6. Статус адвоката § 1. Понятие "адвокат"
- § 2. Полномочия адвоката
- § 3. Обязанности адвоката
- § 4. Адвокатская тайна
- § 5. Приобретение статуса адвоката
- § 6. Квалификационный экзамен
- § 7. Присвоение статуса адвоката
- § 8. Приостановление статуса адвоката
- § 9. Прекращение статуса адвоката
- Глава 7. Организация адвокатской деятельности
- § 1. Адвокатская палата как основное звено организационного строения адвокатуры
- § 2. Совет адвокатской палаты
- § 3. Формы адвокатских образований
- § 4. Адвокатский кабинет
- § 5. Коллегия адвокатов
- § 6. Адвокатское бюро
- § 7. Юридическая консультация
- Глава 8. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях § 1. Административные правонарушения
- § 2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Обжалование постановлений об административном правонарушении
- Глава 9. Участие адвоката в Конституционном Суде § 1. Конституционное судопроизводство
- § 2. Подготовка слушания дела в Конституционном Суде рф и задачи адвоката на этом этапе
- § 3. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд рф
- § 4. Требования к тексту обращения в Конституционный Суд
- § 5. Судебное разбирательство в Конституционном Суде рф
- § 2. Заключение под стражу: алгоритм процессуальных действий
- 2.1. Основания к возбуждению ходатайства о необходимости избрания в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.2. Наличие доказательств причастности лица к совершению преступления - базовое основание для заключения под стражу
- 2.3. Основания к рассмотрению ходатайства об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судьей
- 2.4. Формально-правовые условия заключения под стражу
- 2.5. Материально-правовые основания для заключения под стражу
- 2.6. Перечень документов, прилагаемых органами предварительного расследования к ходатайству об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.7. Место рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.8. Подготовка к рассмотрению ходатайства о заключении под стражу подозреваемого, обвиняемого
- 2.9. Сроки рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.10. Порядок разрешения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.11. Продление срока задержания судьей
- 2.12. Оформление производства по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.13. Проверка постановлений судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в кассационном порядке
- 2.14. Пересмотр постановлений о заключении под стражу в порядке надзора
- 2.15. Права потерпевшего и его представителя на этапе рассмотрения судом ходатайства о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу
- 2.16. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар
- 2.17. Задержание и арест в условиях чрезвычайного положения
- § 3. Продление срока содержания под стражей: алгоритм процессуальных действий
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Правила продления срока содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования
- 3.3. Повод к рассмотрению в суде вопроса о возможности продления срока содержания под стражей обвиняемого
- 3.4. Порядок возбуждения ходатайства о необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей
- 3.5. Место рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания под стражей
- 3.6. Порядок и сроки принесения ходатайства
- 3.7. Подготовка к рассмотрению ходатайства
- 3.8. Сроки рассмотрения ходатайства
- 3.9. Участники рассмотрения ходатайства
- 3.10. Документы, прилагаемые к ходатайству
- 3.11. Процедура разрешения ходатайства
- 3.12. Основания к отказу в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
- § 4. Содержание обвиняемых под стражей на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования
- § 5. Продление срока содержания под стражей в судебных стадиях
- § 6. Временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности: алгоритм судебно-контрольного действия
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Основания к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.3. Порядок возбуждения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.6. Порядок разрешения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.7. Результаты рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности
- § 7. Алгоритм получение разрешения на производство следственных действий
- 7.1. Общие положения
- 7.2. Основания к рассмотрению ходатайства на производство следственного действия
- 7.3. Порядок возбуждения ходатайства на проведение следственного действия
- 7.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о проведении следственного действия
- 7.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о проведении процессуального, следственного действия
- 7.6. Порядок разрешения ходатайства о получении разрешения на производство следственного действия
- 7.7. Результаты рассмотрения ходатайства о проведении следственного действия
- 7.8. Рассмотрение уведомлений о проведении следственных действий, существенно ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения
- § 8. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Стадии рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.3. Лица, наделенные правом принесения в суд жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.4. Порядок и сроки обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования, место рассмотрения жалоб
- 8.5. Подготовка к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования в судебном заседании
- 8.6. Порядок рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров в судебном заседании
- 8.7. Пределы судебного вмешательства в деятельность органов предварительного расследования и прокуратуры в рамках оперативного судебного контроля
- 8.8. Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отказ в принятии заявления о преступлении, на постановление о возбуждении уголовного дела
- 8.9. Рассмотрение жалоб на постановления о прекращении уголовного дела
- 8.10. Рассмотрение жалоб на постановления о продлении срока предварительного расследования
- 8.11. Особенности рассмотрения жалоб органа предварительного расследования в истребовании доказательств
- 8.12. Особенности рассмотрения жалоб на постановление прокурора об отказе в возбуждении надзорного производства в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- 8.13. Особенности рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) прокурора при экстрадиции
- § 9. Ограничение органами предварительного расследования права участников уголовного судопроизводства на ознакомление с материалами уголовного дела
- Глава 11. Участие адвоката в процессе по уголовным делам § 1. Участие адвоката в стадии предварительного расследования
- § 2. Участие адвоката в стадии судебного производства
- 2.1. Подготовка дела к рассмотрению в суде
- 2.1.1. Общий алгоритм подготовки к судебному заседанию
- 2.1.2. Алгоритм предварительного слушания
- 2.1.3. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству в особом порядке
- 2.2. Возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом
- § 3. Участие адвоката-защитника в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
- § 4. Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера
- § 5. Правовые основания участия адвоката - представителя по уголовным делам
- § 6. Обжалование как форма адвокатского реагирования на нарушение законности при производстве по уголовному делу
- 6.1. Обжалование прокурору
- 6.2. Обжалование руководителю следственного органа
- 6.3. Обжалование в суд
- 6.3.1. Обжалование в порядке статьи 125 упк рф
- 6.3.2. Апелляционное и кассационное обжалование
- Глава 12. Участие адвоката в гражданском процессе § 1. Теоретические основы представительства в гражданском процессе
- § 2. Принцип доступности судебной защиты и юридической помощи в гражданском процессе
- § 3. Понятие, значение и виды представительства в гражданском судопроизводстве
- § 4. Статус и полномочия адвоката - представителя в гражданском процессе
- § 5. Подготовка адвоката-представителя к ведению дела
- § 6. Примерный перечень обязательных материалов по каждому делу
- § 7. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций
- § 8. Методика составления апелляционной и кассационной жалобы, жалобы в порядке надзора по гражданским делам
- Глава 13. Участие защитника в доказывании § 1. Защитник как субъект доказывания
- § 2. Способы участия защитника в доказывании
- § 3. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательства вследствие нарушения права подозреваемого, обвиняемого на защиту
- § 4. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательств вследствие нарушения права не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников
- § 5. Права защитника по участию в доказывании
- § 6. Ходатайство об участии в следственных действиях
- Глава 14. Адвокатское расследование в уголовном процессе
- Глава 15. Судебные прения. Защитительная речь адвоката в суде § 1. Юридическая риторика как искусство судебной речи
- § 2. Понятие и значение судебной речи адвоката
- § 3. Общие положения о структуре защитительной речи
- § 4. Коммуникативные качества и детализация композиционного построения судебной речи адвоката
- § 2. Правовое положение адвоката при юридическом обеспечении хозяйственной деятельности предпринимателей
- § 3. Характерные виды юридической помощи субъектам предпринимательства, оказываемой адвокатом
- § 4. Подготовка правовых заключений по стратегическим направлениям деятельности субъектов предпринимательства
- § 5. Юридическая помощь при составлении договоров и сопровождении сделок, претензионная работа
- § 6. Переговоры с контрагентами доверителя
- § 7. Участие адвоката в выборе организационно-правовой формы создаваемых субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Представление адвокатом интересов доверителя в налоговых органах
- § 9. Представление адвокатом интересов субъектов предпринимательства в их отношениях с правоохранительными органами
- § 10. Некоторые тактические приемы защиты адвоката по делам о преступлениях в сфере хозяйственной деятельности
- А. Тактика защиты невиновных
- Б. Защита виновного. "Сделки с правосудием"
- 11.1. Преддоговорная работа
- 11.2. Договорная работа
- 11.3. Сопровождение сделок
- Глава 17. Участие адвоката в арбитражном процессе § 1. Общие положения об участии адвоката в арбитражном процессе
- § 2. Процессуальное положение адвоката в арбитражном процессе
- § 3. Участие адвоката в арбитражном процессе с участием иностранных лиц
- Глава 18. Адвокат и юридическая служба организации. Опыт взаимодействия при оказании квалифицированной юридической помощи
- § 1. Функции адвоката в организации, где имеется юридическая служба
- § 2. Участие адвоката в становлении юридической службы и экономики предприятия
- Глава 19. Участие адвоката во внесудебных способах защиты. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката*(281)
- Глава 20. Основы составления адвокатом юридических документов § 1. Общие правила составления и оформления адвокатом юридических документов
- § 2. Особенности составления и оформления отдельных видов процессуальных документов, составляемых адвокатом
- 2.1. Составление жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное преследование, в суд в порядке ст. 125 упк рф
- 2.2. Составление адвокатом апелляционных и кассационных жалоб
- 2.3. Составление ходатайств
- § 3. Оформление адвокатом результатов опроса лица с его согласия
- Глава 21. Участие адвоката в исполнительном производстве § 1. Понятие и значение исполнительного производства и исполнительного права
- § 2. Доступность получения и реальность оказания юридической помощи адвокатами в исполнительном производстве
- § 3. Правовое положение адвоката в исполнительном производстве
- § 4. Законность в исполнительном производстве
- § 5. Принципы защиты адвокатом прав должника в исполнительном производстве
- § 6. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
- Глава 22. Нравственные основы адвокатской деятельности § 1. Этические основы профессиональной деятельности адвоката
- § 2. Актуальность осознания и соблюдения адвокатской этики
- § 3. Понятие адвокатской этики. Принципы адвокатской этики
- § 4. Этические правила адвокатской деятельности
- Добросовестность исполнения принятого поручения
- Конфиденциальность
- Уважение к участникам процесса
- Этические основы гонорарной практики
- § 5. Этика поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе
- § 6. Общественно значимые этические обязанности адвоката
- § 7. Профессиональная ответственность адвоката
- Глава 23. Договор с доверителем. Соотношение гражданского и корпоративного права § 1. Виды отношений адвоката с доверителями
- § 2. Одностороннее расторжение соглашения адвоката с доверителем
- § 3. Недопустимость отказа адвоката от принятой на себя защиты доверителя
- § 4. Гонорар или вознаграждение адвоката?
- § 5. Дела "по назначению". Бесплатная юридическая помощь
- Заключение
- Учебники, учебные пособия, монографии, книги
- Дополнительные
- Приложение 2 (к главе 20). Некоторые образцы адвокатских процессуальных документов а. По уголовным делам
- Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Кассационная жалоба на приговор суда
- Ходатайство о приобщении документов к материалам уголовного дела
- Ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы
- Ходатайство об изменении квалификации предъявленного обвинения
- Ходатайство о прекращении производства по делу
- Ходатайство
- Ходатайство о назначении предварительного слушания и о прекращении уголовного дела
- Заявление
- Заявление
- Ходатайство о переквалификации обвинения
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Протокол опроса лица с его согласия
- Ходатайство о вызове и допросе свидетеля
- Жалоба по уголовному делу в отношении старшего следователя Военного следственного управления скп рф по гор. Москве майора юстиции я-ва а.Н. (дело n 24/00/0009-09)
- Б. По гражданским делам
- Возражение относительно исковых требований
- Надзорная жалоба (гражданское дело n 2-3288/09)
- Приложение 3 (к главе 1). Учебно-методический комплекс по курсу "Адвокатура"
- Адвокатура
- Предисловие
- Тематический план учебного курса "Адвокатура"
- Тема 1. Предмет и метод учебной дисциплины "Адвокатура". Возникновение и развитие адвокатуры в России
- Тема 2. Адвокатура и государство. Стремление к процессуальному партнерству в уголовном и гражданском процессе. Свобода и независимость адвокатской деятельности
- Тема 3. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- Тема 4. Организация адвокатуры. Статус адвокатских образований. Виды адвокатской деятельности
- Тема 5. Членство в адвокатуре. Приобретение и лишение статуса адвоката
- Тема 6. Участие адвоката в уголовном процессе
- Тема 7. Участие адвоката в производстве по гражданским делам в судах общей юрисдикции
- Тема 8. Роль адвоката в защите бизнеса и предпринимательства. Участие адвоката в арбитражном процессе
- Тема 9. Нравственные основы адвокатской деятельности. Адвокат и гражданин - договорный характер правоотношений
- Тема 10. Судебные прения. Участие адвоката в судебных прениях. Речь адвоката в суде
- Тема 11. Проблемные вопросы деятельности адвокатуры в Российской Федерации
- Рекомендуемая литература
- Нормативные правовые акты
- Планы семинарских занятий Семинарское занятие по теме 1 "Зарождение и развитие института адвокатуры. Становление и развитие адвокатуры в России, ссср и Российской Федерации"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 2 "Адвокатура и государство в уголовном и гражданском судопроизводстве"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 3 "Адвокатура - институт гражданского общества"
- Рекомендуемая литература
- Контрольные задания для студентов-заочников Методические рекомендации
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Приложение 4 (к главе 22). Из судебной и дисциплинарной практики адвокатов
- Приложение 5 (к главе 15). Судебные речи