8.1. Общие положения
Судебный контроль - форма состязательного судопроизводства. Правовые коллизии, подлежащие разрешению в рамках судебного контроля за решениями, действиями (бездействием) органов предварительного расследования и прокуроров, имеют сложную природу. В целях оптимизации данного вида судебной деятельности Пленум Верховного Суда РФ дал подробные разъяснения по вопросам судебной практики. Поскольку судебный контроль законодательно разделен на несколько видов судопроизводства, два из которых - компетенция судов общей юрисдикции, то и постановлений 10 февраля 2009 г. принято два:
N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ" (далее - Пост. N 1);
N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Пост. N 2).
Пост. N 2 в определенной мере дополняет Пост. N 1, лишь компаративное изучение их обоих позволит правоприменителям правильно уяснить сущность судебного контроля, определить предмет его ведения в каждом конкретном случае, выбрать в сложной правовой ситуации нужный тип процесса. Многолетний опыт осуществления судебного контроля позволил авторам обоих вышеуказанных документов выявить и разрешить многие из стоящих перед ними задач.
Не случайно законодатель в ч. 1 ст. 125 УПК РФ упоминает о возможности причинения ущерба конституционным правам и свободам участников судопроизводства, появлении у них затруднений в доступе к правосудию (абз. 2, 3 Пост. N 1). В Пост. N 2 подчеркивается: и граждане, и организации вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, в результате которых нарушены их права и свободы, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (п. 1).
Эти выводы в очередной раз подчеркивают, что судебный контроль - межотраслевой механизм выявления и исправления правовых нарушений, что рано или поздно мы неизбежно придем к унификации применяемого в данном виде судопроизводства инструментария, а затем и к созданию системы административных судов.
Желающий приобрести навыки осуществления судебно-контрольных действий должен ясно себе представлять сущность и назначение нарушаемого органами предварительного расследования и прокурорами права, легко распознавать его отрасль, иметь четкие представления о возможностях судебного контроля в конкретной отрасли права.
Один из путей уяснения содержания права - это его соотнесение с понятием "отрицание права". Именно отрицание права участника уголовного процесса органом предварительного расследования, прокурором, а равно предполагаемое отрицание такого права является основанием для инициации последним судебно-контрольного производства.
Поэтому судья в первую очередь обязан установить сущность и отрасль того права, которое нарушается его отрицанием. Оно может быть: конституционным, гражданским, трудовым, процессуальным либо иным другим. Следующей задачей судьи является устранение неправовой ситуации посредством восстановления прав участника уголовного судопроизводства, если он придет к выводу, что таковые нарушены.
Как видим, предмет судебного разбирательства, осуществляемого по правилам ст. 125 УПК РФ, весьма традиционен - это спор о праве. В связи с этим трудно переоценить общетеоретическую значимость вывода Пленума Верховного Суда РФ о том, что судебный контроль - форма правосудия, осуществляемого в открытом судебном заседании по правилам состязательного судопроизводства (абз. 1 п. 1 Пост. N 1). Его назначение - устранение нарушений, ущемляющих права и свободы участников процесса (абз. 2 п. 1 Пост. N 1).
Как известно, аналогичные задачи - защита нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов граждан и организаций - стоят перед судами и в гражданском процессе (ст. 2 ГПК РФ), что в очередной раз подтверждает общее правило, определяющее сущность судебного контроля.
Правосудие - самостоятельный вид государственной деятельности, базовая функция судебных систем. Как признали авторы Пост. N 1, формы правосудия могут быть разными, судебный контроль - одна из них. Отличие судебного контроля от прочих видов судебной деятельности, в частности, от разрешения уголовного дела по существу посредством постановления приговора, его функциональной принадлежности не меняет.
От прочих видов государственной деятельности правосудие отличается наличием уникальных по своему содержанию судебно-властных правоотношений. Для таких отношений характерны: наличие правовой базы, публичность, предсказуемость, экономичность и высокий уровень исполнимости.
Отличие судебного контроля от прочих видов правосудия обусловлено его предметом, целями, задачами и методами осуществления. По отношению к собственно правосудию судебный контроль в стадии предварительного расследования выполняет правообеспечительную и правовосстановительную функции. Самостоятельный характер судебного контроля в уголовном процессе постепенно получает самое широкое признание. Судебный контроль - это одна из форм управления уголовным судопроизводством.
Согласно ст. 125 УПК РФ предмет обжалования - "решения", "действия" и "бездействие" органов предварительного расследования и прокуроров. Что следует понимать под терминами "решения", "действия" и "бездействие", в УПК не говорится. Авторы Пост. N 1 разъясняют суть этих понятий путем перечисления конкретных решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования и прокуроров (п. 2, 3). В определенной мере о содержании понятий "решения" и "действия" можно судить на основе анализа положений ст. 5 УПК РФ. В данной норме говорится:
"постановление - любое решение" (п. 25);
"процессуальное действие - следственное действие, предусмотренное УПК" (п. 33).
Более основательно к трактовке базовых понятий судебного контроля подошли авторы Пост. N 2. С учетом выработанных ими правовых позиций применительно к уголовному процессу можно сделать следующие выводы.
Решения - акты органов предварительного расследования и прокуроров, содержащие властное волеизъявление и порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций (постановления, представления, требования, согласия, заключения и т.п.). Они могут быть оформлены как в письменной, так и в устной форме (например, устный отказ в принятии ходатайства). Письменные решения могут быть составлены как в установленной законом форме, так и в произвольной форме (резолюция, письмо, отношение). Обжалованию подлежат как исполненные, исполняемые, подлежащие исполнению решения, так и неисполненные, не подлежащие исполнению решения.
Действия - властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения (например, задержание, осмотр объекта, обыск, выемка и т.п.). Действие всегда имеет материальное наполнение, его осуществление может сопровождаться оформлением процессуальных документов, может быть осуществлено и без таковых.
Бездействие - неисполнение органом предварительного расследования, прокурором обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, которые определяют полномочия этих лиц (должностные инструкции, положения, регламенты, приказы). В частности, бездействие - нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
За принятие незаконных решений, совершение незаконных действие, незаконное бездействие должностные лица могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.
Если судебный контроль, осуществляемый по правилам ст. 125 УПК РФ, - форма правосудия, то и осуществляться он должен по всем правилам состязательного судопроизводства, как об этом говорится в Пост. N 1. Однако алгоритм судебного действия, сложившийся в уголовном судопроизводстве, существенно уступает правилам, свойственным другим видам судебного разбирательства.
Например, в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Разрешая жалобу на такие действия, осуществляемые в рамках общей превенции правонарушений, в рамках производства по делу об административном правонарушении суд в порядке гл. 25 ГПК РФ возбуждает и рассматривает полноценное гражданское дело. Это означает, что орган судебной власти в данном случае вправе пользоваться всем доступным ему инструментарием, известным гражданскому процессу: он может допрашивать свидетелей, проводить экспертизы и т.п. Следовательно, суд вправе искать, проверять и устанавливать информацию доказательственного характера, наличие которой в судебных актах имеет для всех преюдициальное значение.
Если будет признано, что эти документы, предметы и материалы изъяты в стадии возбуждения уголовного дела, в рамках его расследования, то контрольные возможности органа судебной власти резко ограничиваются. По жалобе в данном случае дело не возбуждается, по ней всего лишь заводится материал, осуществляя производство по которому суд уже не вправе пользоваться находящимся в его распоряжении процессуальным инструментарием.
Очевидно, что отсутствие у судов полноценного процессуального инструментария резко снижает эффективность оперативного судебного контроля, осуществляемого в рамках уголовного судопроизводства.
Отнесение судебного контроля к разновидности состязательного судопроизводства автоматически предполагает уяснение понятия "стороны", т.е. того, кто в рамках судебно-контрольного производства истец, ответчик, третье лицо на стороне истца, третье лицо на стороне ответчика, третье лицо, пока не заявившее самостоятельных требований. Вышеперечисленные термины мало знакомы теории современного российского уголовного процесса, поскольку он практически не знает частного начала. Вместе с тем инициация судебно-контрольного производства - всегда частная инициатива. Следовательно, инициатор процесса - истец, и не важно в какой форме этот процесс осуществляется; главное, мы помним, что спор между человеком и государством в сфере управления - ведение административного судопроизводства. В классическом административном судопроизводстве правовые явления принято называть своими именами: инициатор процесса - истец, орган власти, чьи действия он оспаривает - ответчик.
Деление участников процесса на стороны, предложенное в УПК РФ, в судебно-контрольном производстве, осуществляемом по правилам того же УПК РФ, совершенно не приемлемо. Спор может возникнуть не только между стороной обвинения и стороной защиты (обвиняемый - следователь, прокурор), но и между участниками стороны обвинения (потерпевший - следователь, прокурор), между участниками процесса, не имеющими ни определенного в законе наименования (лицо, у которого произвели обыск), ни отношения к сторонам обвинения и защиты.
Очевидно, ответчик всегда представитель, либо представители стороны обвинения: орган предварительного расследования, прокурор, содействующие им органы исполнительной власти и т.п. Перечень органов, осуществляющих предварительное расследование, постоянно изменяется и дополняется, что влечет регулярное внесение изменений и дополнений в ст. 125 УПК РФ. Пленум Верховного Суда РФ также предпринял попытку уточнить перечень лиц, решения, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы. При этом следует помнить следующее:
в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ прямо указано, что обжаловано может быть любое решение, действие (бездействие) любого органа, любого должностного лица;
с учетом сложности уголовно-процессуальной деятельности перечень таковых и значителен, и нестабилен;
при выявлении ответчика учитывается не только наименование органа государственной власти, должность конкретного лица, но и характер осуществляемых им процессуальных действий. Например, предметом судебного разбирательства, осуществляемого по правилам ст. 125 УПК РФ, могут быть решения, действия (бездействие) сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия в стадии возбуждения уголовного дела. Капитан дальнего плавания, начальник зимовки, выполнившие функции, возложенные на них ст. 146 УПК РФ, согласно ст. 125 УПК РФ такие же ответчики, как и лица, носящие специальные звания;
нарушение права участника процесса как раз и предполагает выход органов государственной власти, должностных лиц за рамки, установленные для них законом.
Следовательно, название органа, наименование должностного лица, нарушившего право участника процесса - вторично. Главное при определении подведомственности спора - установить, что они осуществляли функции органов предварительного расследования или прокуроров уголовном процессе.
Истец - лицо, обжалующее решение, действия (бездействие) органа предварительного расследования или прокурора. В уголовно-процессуальном законе его нарекли "заявителем", данный термин используется как в Пост. N 1, так и в ГПК РФ (абз 2 ч. 2 ст. 254), Пост. N 2 (граждане и организации вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц). В последнем случае термин "заявление" - усеченный вариант термина "исковое заявление".
Очевидно, что понятия "делать заявления" и "жаловаться" имеют совершенно разное содержание. Различаются данные понятия и в уголовном процессе, например: заявление гражданина о преступлении, заявление подсудимого о признании вины, его же заявление о плохом самочувствии и т.п.
По смыслу ст. 125 УПК РФ, лицо делает не заявление, а именно жалуется, обращает внимание на факт ущемления его прав. Аналогичным образом лицо обжалует приговор, любое иное судебное решение.
Авторы Пост. N 1 попытались перечислить как всех потенциальных истцов, так и все возможные ситуации, в которых у тех может возникнуть право на обжалование решений, действий (бездействия) органов предварительного расследования, прокуроров. Никакой нужды в этом не было, поскольку согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 46) такое право принадлежит каждому, чьи права нарушены, а равно каждому, кто предполагает, что его права нарушены. Ограничение права на обжалование конкретным перечнем субъектов и правовых ситуаций неконституционно.
По общему правилу обжалованию подлежит все то, что:
препятствует нормальному движению уголовного дела;
не будет предметом традиционных форм судебного контроля;
делает этот контроль в последующем неэффективным. Фактически это признают и сами авторы Пост. N 1 (п. 2, абз. 1 п. 3). Трудно не согласиться с утверждением, содержащимся в абз. 3 п. 5 Пост. N 1, о том, что недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.
Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают и не названные в законе лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК РФ), залогодатель (ст. 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица (абз. 2 п. 5 Пост. N 1).
Детализация перечня решений, действий (бездействия), не являющихся предметом судебно-контрольной юрисдикции, осуществляемой в рамках ст. 125 УПК РФ, не отменяет и правила о возможном наличии исключений.
Например, согласно абз. 2 п. 3 Пост. N 1 начальник СИЗО выведен за рамки ответчиков, привлекаемых к участию в производстве по правилам, предусмотренным ст. 125 УПК РФ, поскольку его действия якобы не связаны с уголовным преследованием.
Вместе с тем начальник СИЗО, наряду со следователем, руководителем следственного органа и прокурором, несет ответственность за своевременность освобождения обвиняемого из-под стражи, если срок содержания под стражей последнего истек (ст. 50 Федерального закона "О содержании под стражей").
Очевидно, что удержание лица под стражей, в том числе незаконное - форма уголовного преследования, следовательно, обвиняемый в анализируемом случае вправе по своему выбору обжаловать бездействие всех перечисленных должностных лиц в порядке ст. 125 УПК РФ, как одновременно, так и по одиночке.
Более того, ст. 126 УПК РФ прямо наделяет администрацию места содержания под стражей (следовательно, и начальника СИЗО) статусом участника уголовного судопроизводства, которому вменена в обязанность функция посредника в переписке лица, содержащегося под стражей, с определенным в законе кругом корреспондентов. Ненадлежащее исполнение этой функции руководством ИВС и СИЗО - бесспорное нарушение правил уголовного судопроизводства (ст. 21 этого же Федерального закона).
Безусловно, отнесение администрации места содержания под стражей к числу ответчиков в производстве, осуществляемом по правилам ст. 125 УПК РФ, приемлемо только в стадии предварительного расследования и только в связи с ее действиями, связанными с осуществлением предварительного расследования. После направления уголовного дела в суд споры между заинтересованными лицами и руководством ИВС и СИЗО разрешаются в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
Сказанное выше не означает, что не существует перечня решений, действия (видов бездействия), которые не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ. Как правильно, указано в Пост. N 1, решения, действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров, не препятствующие движению дела, не ущемляющие конституционных прав участников процесса и не ограничивающие их доступа к правосудию, обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ не подлежат (абз. 2 п. 3).
Существует и механизм защиты от злоупотребления правом на обжалование. Суть его работы заключается в своевременном удалении из процесса неприемлемых жалоб. К сожалению, правоприменители этим механизмом опасаются пользовать. Напрасно - "засоренность" потока жалоб неприемлемыми документами высока.
Пленум Верховного Суда РФ, не употребляя термина "третье лицо", фактически создал данный институт в судебно-контрольном производстве. Согласно абз. 2 п. 10 Пост. N 1 о поданной жалобе подлежат извещению лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. К ним относятся, например, потерпевший в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; подозреваемый (обвиняемый) в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела; подозреваемый, обвиняемый в случае подачи жалобы в их интересах защитником либо законным представителем. Стоит ли упоминать, что приведено очередное свидетельство того, что процесс един.
Формирование института сторон не будет завершено без учреждения института представительства, поскольку стороны далеко не всегда в состоянии самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту в порядке ст. 125 УПК РФ. Право представлять интересы в Пост. N 1 истолковано в самом широком смысле. В абзаце 1 п. 5 отмечается, что жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) органа предварительного расследования и прокурора вправе подать как любой участник уголовного судопроизводства, так и действующий в его интересах защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.
Очевидно, что в судебно-контрольном производстве в полной мере действует институт представительства, хорошо известный как материальному, так и процессуальному праву. Лучший вариант представителя в процессе - адвокат; представляя интересы лица, в отношении которого решается либо решался вопрос о возбуждении уголовного дела, подозреваемого, обвиняемого, он выполняет функции защитника (ст. 49 УПК РФ), в остальных ситуациях адвокат является представителем.
Условия допуска адвоката в процесс неплохо проработаны в законе, юридическим основанием для его участия в разбирательстве являются ордер и договор на оказание юридических услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ любой участник судебно-контрольного производства вправе поставить вопрос о назначении ему адвоката в качестве как защитника, так и представителя. В данном случае допуск адвоката в процесс оформляется специальным судебным решением.
Допуск адвоката в процесс в качестве защитника автоматически снимает с суда обязанность проверки перечня его полномочий, поскольку они четко определены в законе. В остальных случаях суду следует не только удостовериться в личности защитника, но и уточнить круг его полномочий.
Ни Конституция РФ, ни уголовно-процессуальный закон не исключают возможности выполнения функций защитника и представителя иными лицами, однако существует право, согласно которому интересы лица, в отношении которого возбуждается уголовное дело, подозреваемого и обвиняемого такие лица представляют только наряду с адвокатом (ч. 2 ст. 49 УПК РФ).
Интересы юридических лиц, например гражданских истцов и ответчиков, в процессах, осуществляемых по правилам ст. 125 УПК РФ, обычно представляют штатные юристы предприятий, учреждений и организаций. Данные лица допускаются в процесс на основе доверенности, заверенной в установленном законом порядке. В данном случае суд, приступая к судебному разбирательству, обязан уточнить перечень полномочий, переданных защитнику, например наличие у него права отзыва жалобы, заключение мирового соглашения. Напомним, возможность его заключения - еще один обязательный признак состязательного процесса.
Вопрос об оформлении полномочий представителя интересов ответчика - органов предварительного расследования и прокурора в УПК не урегулирован, нет на этот счет разъяснений и в Пост. N 1. Согласно абз. 1 п. 10 Пост. N 1 судья обязан обеспечить своевременное извещение о месте, дате и времени судебного заседания руководителя следственного органа, следователя, осуществляющего расследование по делу, по которому принесена жалоба.
Представляется, что лица, явившиеся в судебное заседание, в подтверждение своего статуса обязаны представить надлежащим образом заверенную доверенность.
До сих пор остается открытым вопрос, вправе ли ответчик - орган государственной власти, если таковым является орган предварительного расследования, обжаловать судебное решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.
Ответа на данный вопрос нет ни в законодательстве, ни в Пост. N 1. Несмотря на это, практики порой отвечают на него положительно.
Поскольку решения, действия (бездействие) прокурора - предмет обжалования, то участие последнего в судебно-контрольном производстве в качестве ответчика неизбежно. По смыслу уголовно-процессуального закона, прокурор вправе участвовать в судебно-контрольном производстве и в том случае, когда ответчиком является орган предварительного расследования.
Если Пленум Верховного Суда РФ, ссылаясь на п. 8 ст. 37 УПК РФ, в абз. 1 п. 10 Пост. N 1 признал обязательным извещение прокурора о любом судебно-контрольном производстве, то Генеральный прокурор РФ в своих приказах (см.: Приказы N 136 (п. 1.15) и N 137 (п. 21)) обязывает подчиненных ему прокуроров принимать активное участие во всех производства, осуществляемых по правилам ст. 125 УПК РФ. При удовлетворении судом требований участников уголовного судопроизводства прокурорам вменяется в обязанность всеми доступными им средствами добиваться безусловного исполнения решений суда (пункт 8 приказа Генерального прокурора РФ от 30 января 2008 г. N 15 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора").
Ясно, что в рамках судебно-контрольного производства прокурор выполняет не только функции обвинения и надзора, но и другие функции, так как прокурор - субъект не только процессуальных, но и административных отношений, разграничить которые в рамках судебного контроля крайне трудно. Представляется, что прокурор, явившийся в судебное заседание, должен представить надлежащим образом заверенную доверенность.
- Адвокатура в России Учебник для вузов Предисловие
- Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
- Глава 2. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- § 1. Понятие адвокатуры
- § 2. Адвокатура - институт гражданского общества
- § 3. Право как гуманистическое явление и его защита
- § 4. Принципы деятельности адвокатуры
- § 5. Правовые основы организации и деятельности адвокатуры
- Международные акты, касающиеся адвокатов а. Основные положения Организации Объединенных Наций о роли адвокатов
- Б. Рекомендации Совета Европы государствам-членам по вопросам адвокатуры
- Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности
- Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии
- Принцип III. Роль и обязанности адвокатов
- Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом
- Принцип V. Ассоциации (организационное строение) Принцип VI. Дисциплинарные меры
- Глава 3. Возникновение и развитие адвокатуры в России § 1. Адвокатура в дореформенный период
- § 2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
- § 3. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры
- § 4. Ликвидация русской адвокатуры присяжных поверенных
- § 5. Адвокатура в период перехода России к рыночным отношениям
- § 2. Предпосылки независимости адвокатуры
- § 3. Министерство юстиции и адвокатура
- Глава 5. Адвокатская деятельность и ее виды § 1. Понятие и признаки адвокатской деятельности
- § 2. Виды адвокатской деятельности
- Глава 6. Статус адвоката § 1. Понятие "адвокат"
- § 2. Полномочия адвоката
- § 3. Обязанности адвоката
- § 4. Адвокатская тайна
- § 5. Приобретение статуса адвоката
- § 6. Квалификационный экзамен
- § 7. Присвоение статуса адвоката
- § 8. Приостановление статуса адвоката
- § 9. Прекращение статуса адвоката
- Глава 7. Организация адвокатской деятельности
- § 1. Адвокатская палата как основное звено организационного строения адвокатуры
- § 2. Совет адвокатской палаты
- § 3. Формы адвокатских образований
- § 4. Адвокатский кабинет
- § 5. Коллегия адвокатов
- § 6. Адвокатское бюро
- § 7. Юридическая консультация
- Глава 8. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях § 1. Административные правонарушения
- § 2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Обжалование постановлений об административном правонарушении
- Глава 9. Участие адвоката в Конституционном Суде § 1. Конституционное судопроизводство
- § 2. Подготовка слушания дела в Конституционном Суде рф и задачи адвоката на этом этапе
- § 3. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд рф
- § 4. Требования к тексту обращения в Конституционный Суд
- § 5. Судебное разбирательство в Конституционном Суде рф
- § 2. Заключение под стражу: алгоритм процессуальных действий
- 2.1. Основания к возбуждению ходатайства о необходимости избрания в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.2. Наличие доказательств причастности лица к совершению преступления - базовое основание для заключения под стражу
- 2.3. Основания к рассмотрению ходатайства об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судьей
- 2.4. Формально-правовые условия заключения под стражу
- 2.5. Материально-правовые основания для заключения под стражу
- 2.6. Перечень документов, прилагаемых органами предварительного расследования к ходатайству об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.7. Место рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.8. Подготовка к рассмотрению ходатайства о заключении под стражу подозреваемого, обвиняемого
- 2.9. Сроки рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.10. Порядок разрешения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.11. Продление срока задержания судьей
- 2.12. Оформление производства по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.13. Проверка постановлений судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в кассационном порядке
- 2.14. Пересмотр постановлений о заключении под стражу в порядке надзора
- 2.15. Права потерпевшего и его представителя на этапе рассмотрения судом ходатайства о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу
- 2.16. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар
- 2.17. Задержание и арест в условиях чрезвычайного положения
- § 3. Продление срока содержания под стражей: алгоритм процессуальных действий
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Правила продления срока содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования
- 3.3. Повод к рассмотрению в суде вопроса о возможности продления срока содержания под стражей обвиняемого
- 3.4. Порядок возбуждения ходатайства о необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей
- 3.5. Место рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания под стражей
- 3.6. Порядок и сроки принесения ходатайства
- 3.7. Подготовка к рассмотрению ходатайства
- 3.8. Сроки рассмотрения ходатайства
- 3.9. Участники рассмотрения ходатайства
- 3.10. Документы, прилагаемые к ходатайству
- 3.11. Процедура разрешения ходатайства
- 3.12. Основания к отказу в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
- § 4. Содержание обвиняемых под стражей на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования
- § 5. Продление срока содержания под стражей в судебных стадиях
- § 6. Временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности: алгоритм судебно-контрольного действия
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Основания к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.3. Порядок возбуждения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.6. Порядок разрешения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.7. Результаты рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности
- § 7. Алгоритм получение разрешения на производство следственных действий
- 7.1. Общие положения
- 7.2. Основания к рассмотрению ходатайства на производство следственного действия
- 7.3. Порядок возбуждения ходатайства на проведение следственного действия
- 7.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о проведении следственного действия
- 7.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о проведении процессуального, следственного действия
- 7.6. Порядок разрешения ходатайства о получении разрешения на производство следственного действия
- 7.7. Результаты рассмотрения ходатайства о проведении следственного действия
- 7.8. Рассмотрение уведомлений о проведении следственных действий, существенно ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения
- § 8. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Стадии рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.3. Лица, наделенные правом принесения в суд жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.4. Порядок и сроки обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования, место рассмотрения жалоб
- 8.5. Подготовка к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования в судебном заседании
- 8.6. Порядок рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров в судебном заседании
- 8.7. Пределы судебного вмешательства в деятельность органов предварительного расследования и прокуратуры в рамках оперативного судебного контроля
- 8.8. Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отказ в принятии заявления о преступлении, на постановление о возбуждении уголовного дела
- 8.9. Рассмотрение жалоб на постановления о прекращении уголовного дела
- 8.10. Рассмотрение жалоб на постановления о продлении срока предварительного расследования
- 8.11. Особенности рассмотрения жалоб органа предварительного расследования в истребовании доказательств
- 8.12. Особенности рассмотрения жалоб на постановление прокурора об отказе в возбуждении надзорного производства в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- 8.13. Особенности рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) прокурора при экстрадиции
- § 9. Ограничение органами предварительного расследования права участников уголовного судопроизводства на ознакомление с материалами уголовного дела
- Глава 11. Участие адвоката в процессе по уголовным делам § 1. Участие адвоката в стадии предварительного расследования
- § 2. Участие адвоката в стадии судебного производства
- 2.1. Подготовка дела к рассмотрению в суде
- 2.1.1. Общий алгоритм подготовки к судебному заседанию
- 2.1.2. Алгоритм предварительного слушания
- 2.1.3. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству в особом порядке
- 2.2. Возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом
- § 3. Участие адвоката-защитника в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
- § 4. Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера
- § 5. Правовые основания участия адвоката - представителя по уголовным делам
- § 6. Обжалование как форма адвокатского реагирования на нарушение законности при производстве по уголовному делу
- 6.1. Обжалование прокурору
- 6.2. Обжалование руководителю следственного органа
- 6.3. Обжалование в суд
- 6.3.1. Обжалование в порядке статьи 125 упк рф
- 6.3.2. Апелляционное и кассационное обжалование
- Глава 12. Участие адвоката в гражданском процессе § 1. Теоретические основы представительства в гражданском процессе
- § 2. Принцип доступности судебной защиты и юридической помощи в гражданском процессе
- § 3. Понятие, значение и виды представительства в гражданском судопроизводстве
- § 4. Статус и полномочия адвоката - представителя в гражданском процессе
- § 5. Подготовка адвоката-представителя к ведению дела
- § 6. Примерный перечень обязательных материалов по каждому делу
- § 7. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций
- § 8. Методика составления апелляционной и кассационной жалобы, жалобы в порядке надзора по гражданским делам
- Глава 13. Участие защитника в доказывании § 1. Защитник как субъект доказывания
- § 2. Способы участия защитника в доказывании
- § 3. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательства вследствие нарушения права подозреваемого, обвиняемого на защиту
- § 4. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательств вследствие нарушения права не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников
- § 5. Права защитника по участию в доказывании
- § 6. Ходатайство об участии в следственных действиях
- Глава 14. Адвокатское расследование в уголовном процессе
- Глава 15. Судебные прения. Защитительная речь адвоката в суде § 1. Юридическая риторика как искусство судебной речи
- § 2. Понятие и значение судебной речи адвоката
- § 3. Общие положения о структуре защитительной речи
- § 4. Коммуникативные качества и детализация композиционного построения судебной речи адвоката
- § 2. Правовое положение адвоката при юридическом обеспечении хозяйственной деятельности предпринимателей
- § 3. Характерные виды юридической помощи субъектам предпринимательства, оказываемой адвокатом
- § 4. Подготовка правовых заключений по стратегическим направлениям деятельности субъектов предпринимательства
- § 5. Юридическая помощь при составлении договоров и сопровождении сделок, претензионная работа
- § 6. Переговоры с контрагентами доверителя
- § 7. Участие адвоката в выборе организационно-правовой формы создаваемых субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Представление адвокатом интересов доверителя в налоговых органах
- § 9. Представление адвокатом интересов субъектов предпринимательства в их отношениях с правоохранительными органами
- § 10. Некоторые тактические приемы защиты адвоката по делам о преступлениях в сфере хозяйственной деятельности
- А. Тактика защиты невиновных
- Б. Защита виновного. "Сделки с правосудием"
- 11.1. Преддоговорная работа
- 11.2. Договорная работа
- 11.3. Сопровождение сделок
- Глава 17. Участие адвоката в арбитражном процессе § 1. Общие положения об участии адвоката в арбитражном процессе
- § 2. Процессуальное положение адвоката в арбитражном процессе
- § 3. Участие адвоката в арбитражном процессе с участием иностранных лиц
- Глава 18. Адвокат и юридическая служба организации. Опыт взаимодействия при оказании квалифицированной юридической помощи
- § 1. Функции адвоката в организации, где имеется юридическая служба
- § 2. Участие адвоката в становлении юридической службы и экономики предприятия
- Глава 19. Участие адвоката во внесудебных способах защиты. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката*(281)
- Глава 20. Основы составления адвокатом юридических документов § 1. Общие правила составления и оформления адвокатом юридических документов
- § 2. Особенности составления и оформления отдельных видов процессуальных документов, составляемых адвокатом
- 2.1. Составление жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное преследование, в суд в порядке ст. 125 упк рф
- 2.2. Составление адвокатом апелляционных и кассационных жалоб
- 2.3. Составление ходатайств
- § 3. Оформление адвокатом результатов опроса лица с его согласия
- Глава 21. Участие адвоката в исполнительном производстве § 1. Понятие и значение исполнительного производства и исполнительного права
- § 2. Доступность получения и реальность оказания юридической помощи адвокатами в исполнительном производстве
- § 3. Правовое положение адвоката в исполнительном производстве
- § 4. Законность в исполнительном производстве
- § 5. Принципы защиты адвокатом прав должника в исполнительном производстве
- § 6. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
- Глава 22. Нравственные основы адвокатской деятельности § 1. Этические основы профессиональной деятельности адвоката
- § 2. Актуальность осознания и соблюдения адвокатской этики
- § 3. Понятие адвокатской этики. Принципы адвокатской этики
- § 4. Этические правила адвокатской деятельности
- Добросовестность исполнения принятого поручения
- Конфиденциальность
- Уважение к участникам процесса
- Этические основы гонорарной практики
- § 5. Этика поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе
- § 6. Общественно значимые этические обязанности адвоката
- § 7. Профессиональная ответственность адвоката
- Глава 23. Договор с доверителем. Соотношение гражданского и корпоративного права § 1. Виды отношений адвоката с доверителями
- § 2. Одностороннее расторжение соглашения адвоката с доверителем
- § 3. Недопустимость отказа адвоката от принятой на себя защиты доверителя
- § 4. Гонорар или вознаграждение адвоката?
- § 5. Дела "по назначению". Бесплатная юридическая помощь
- Заключение
- Учебники, учебные пособия, монографии, книги
- Дополнительные
- Приложение 2 (к главе 20). Некоторые образцы адвокатских процессуальных документов а. По уголовным делам
- Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Кассационная жалоба на приговор суда
- Ходатайство о приобщении документов к материалам уголовного дела
- Ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы
- Ходатайство об изменении квалификации предъявленного обвинения
- Ходатайство о прекращении производства по делу
- Ходатайство
- Ходатайство о назначении предварительного слушания и о прекращении уголовного дела
- Заявление
- Заявление
- Ходатайство о переквалификации обвинения
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Протокол опроса лица с его согласия
- Ходатайство о вызове и допросе свидетеля
- Жалоба по уголовному делу в отношении старшего следователя Военного следственного управления скп рф по гор. Москве майора юстиции я-ва а.Н. (дело n 24/00/0009-09)
- Б. По гражданским делам
- Возражение относительно исковых требований
- Надзорная жалоба (гражданское дело n 2-3288/09)
- Приложение 3 (к главе 1). Учебно-методический комплекс по курсу "Адвокатура"
- Адвокатура
- Предисловие
- Тематический план учебного курса "Адвокатура"
- Тема 1. Предмет и метод учебной дисциплины "Адвокатура". Возникновение и развитие адвокатуры в России
- Тема 2. Адвокатура и государство. Стремление к процессуальному партнерству в уголовном и гражданском процессе. Свобода и независимость адвокатской деятельности
- Тема 3. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- Тема 4. Организация адвокатуры. Статус адвокатских образований. Виды адвокатской деятельности
- Тема 5. Членство в адвокатуре. Приобретение и лишение статуса адвоката
- Тема 6. Участие адвоката в уголовном процессе
- Тема 7. Участие адвоката в производстве по гражданским делам в судах общей юрисдикции
- Тема 8. Роль адвоката в защите бизнеса и предпринимательства. Участие адвоката в арбитражном процессе
- Тема 9. Нравственные основы адвокатской деятельности. Адвокат и гражданин - договорный характер правоотношений
- Тема 10. Судебные прения. Участие адвоката в судебных прениях. Речь адвоката в суде
- Тема 11. Проблемные вопросы деятельности адвокатуры в Российской Федерации
- Рекомендуемая литература
- Нормативные правовые акты
- Планы семинарских занятий Семинарское занятие по теме 1 "Зарождение и развитие института адвокатуры. Становление и развитие адвокатуры в России, ссср и Российской Федерации"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 2 "Адвокатура и государство в уголовном и гражданском судопроизводстве"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 3 "Адвокатура - институт гражданского общества"
- Рекомендуемая литература
- Контрольные задания для студентов-заочников Методические рекомендации
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Приложение 4 (к главе 22). Из судебной и дисциплинарной практики адвокатов
- Приложение 5 (к главе 15). Судебные речи