§ 5. Дела "по назначению". Бесплатная юридическая помощь
Важной сферой адвокатского труда и его оплаты являются указанные выше так называемые дела по назначению, или бесплатные дела в связи с освобождением некоторых категорий доверителей от оплаты за оказание юридической помощи.
На этот счет закон устанавливает, что размеры вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора и суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам бесплатно, устанавливается Правительством РФ. Расходы на эти цели учитываются в федеральном бюджете в соответствии с федеральным законом о бюджете в соответствующей целевой статье расходов. Однако большими размерами вознаграждений (например, по опыту оплаты некоторым экспертам при даче консультаций или при подготовке проектов документов в государственных и муниципальных структурах, в представительных органах и т.д.), он адвокатов не удивит. Максимум, на что можно надеяться в таких случаях, так это на двойной размер минимальной оплаты труда (до принятия Закона об адвокатуре такая ставка равнялась вообще 25 руб. в день, да и она не выплачивалась). Ныне эта сумма тоже не очень большая. В разговорах с государственными чиновниками на эту тему можно услышать такие аргументы: "Не будет же Правительство устанавливать размеры оплаты адвокатских услуг выше, чем размеры ставок заработной платы государственным или муниципальным служащим". Зарплата чиновников как раз и предполагается как ориентир в начислении вознаграждения адвокатам за оказанную ими "бесплатную" юридическую помощь.
Однако такой подход будет заведомо несправедливым и порочным по нескольким причинам.
Во-первых, деятельность адвоката - это высокопрофессиональный труд, который характеризуется значительным интеллектуальным потенциалом, нравственным и психологическим напряжением, высокой ответственностью и иными особенностями, не свойственными для труда чиновника. Уже хотя бы потому, что гражданин или организация обращаются не к чиновнику, а к адвокату, видно, насколько различаются эти два совершенно полярных вида деятельности.
Во-вторых, в наше время чиновник помимо сравнительно небольшой заработной платы, получаемой от государства, имеет несопоставимые с ней по размерам иные официальные или неофициальные льготы и привилегии. Например, по данным бывшего начальника управления делами Президента РФ П. Бородина, обслуживание российского министра обходится казне в 200 тыс. долларов США, что в 200 раз превышает доход среднего российского гражданина. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и то, что чиновник "зарабатывает" также на своих связях, влиянии, лоббировании и т.д., не говоря уж о прямых взятках и иных поборах.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Указанная конституционная норма возлагает на государство обязанность гарантировать оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для этого государство обладает огромным аппаратом всевозможных юридических служб (в министерствах, ведомствах, госкомитетах, при всевозможных правительственных и парламентских структурах, при уполномоченных представителях Президента РФ в федеральных округах, при государственных контрольных органах, при правоохранительных органах, в прокуратурах, при губернаторах субъектов Федерации и проч.).
Существовавшая при СССР система приема граждан и консультирования по различным вопросам оказалась полностью разрушенной. Ныне рядовой гражданин практически нигде в государственных органах не может "добиться правды", получить квалифицированную помощь. Вместо этого как на теоретическом уровне, так и в практическом плане государство пыталось произвести подмену и адресовать реализацию указанной выше конституционной нормы только одной адвокатуре.
Адвокатура, конечно же, никогда не отказывала и не отказывает гражданам в такой помощи и эту свою обязанность считает святой. В то же время в силу малочисленности адвокатского корпуса в России (по сравнению, например, с США, Бразилией и другими странами) нынешняя адвокатура задыхается от обилия работы с малоимущими гражданами, помощь которым никем в нашей стране не оплачивается.
Однако раз уж государство часть своих проблем по оказанию бесплатной юридической помощи для малоимущих граждан и защите граждан "по назначению" взвалило на плечи адвокатуры и адвокаты, подчиняясь международным нормам и правовым традициям российской адвокатуры, приняли на себя этот груз, необходимо, чтобы такая их работа с малоимущими оценивалась и оплачивалась государством достаточно высоко и не ниже, чем работа адвокатов с имущим классом.
Что же касается реальной стоимости таких услуг, то надо иметь в виду, что право и адвокаты в любой стране - удовольствие слишком дорогое. Если же адвокатура будет работать бесплатно или по мизерным ставкам, которые намерено оплачивать государство, она в скором времени вынуждена будет закрыться, ибо это такая организация, которая живет только за счет гонораров от граждан и организаций. Как сказано выше, государство не платило адвокатам даже тогда, когда по закону они в обязательном порядке участвовали в уголовных процессах по назначению органов дознания, следствия, прокурора и суда.
Независимость адвокатуры от государства в конечном итоге будет способствовать изданию когда-нибудь реального закона об оказании гражданам квалифицированной юридической помощи в порядке ст. 48 Конституции РФ. И вот тогда вполне может быть реализована существовавшая ранее двухзвенная идея такой помощи. Если гражданин не будет удовлетворен бесплатной помощью юридических служб государственных органов, он вправе найти платную, более квалифицированную помощь в лице независимого профессионала из адвокатского объединения.
Характерно, что в США, где больше всего адвокатов, сегодня бесплатная помощь малоимущему населению оказывается не через Американскую ассоциацию адвокатов (ААА), а путем создания государством широкой сети специальных организаций, предназначенных для этой цели. Так, в каждом штате на его содержании имеются адвокаты, которые защищают малоимущих в уголовных судах. Такие "общественные защитники" за средства штатов участвуют в защите большинства людей, обвиненных в серьезных преступлениях. Для гражданских дел ситуация более сложная. С конца XIX в. многие города имеют ежегодные программы юридической помощи. Например, нынешнее Общество юридической помощи Нью-Йорка существует с 1876 г. За это время оно расширило сферу своей деятельности. К 1913 г. в ее "подчинении" имелось уже около 40 активных обществ по всей стране, и в наше время идет постоянный рост таких организаций, существующих за счет местных или городских бюджетов. Все эти организации объединены в Национальное общество правовой помощи.
Если указанные выше Общества существуют за счет городов и муниципалитетов, то Корпорация юридической помощи при Ведомстве экономического содействия (ВЭС) оплачивается полностью Конгрессом США. Это организация, действующая на федеральном уровне. Она состоит из ярких молодых адвокатов, объединенных в юридические конторы Корпорации. В 1981 г. Корпорация субсидировала 320 программ юридической помощи и 1200 местных контор по всей стране. Ею была оплачена работа 5000 адвокатов и 2500 помощников. Общая стоимость содержания таких юридических контор составляла 300 млн. долларов в год. "Подчиненность" федеральной общественной организации позволяет адвокатам Корпорации "бороться" за права своих доверителей с городскими властями. Есть и еще одна разновидность адвокатов США - это адвокаты "общественного интереса". Эти юристы представляют "общественность": людей, желающих сберечь дикие земли Аляски или протестующих против строительства атомных станций. Одни выступают в защиту землеройки и темнолапого хорька, другие борются за увеличение социальных пособий, третьи - отстаивают жертв дискриминации и пр. Кто оплачивает труд этих адвокатов? Кое-что предоставляет правительство, кое-что - фонды правовой защиты населения.
Например, проведенной проверкой только в 1973 г. было выявлено 40 фирм, выступавших в защиту "общественного интереса" и содержавшихся за счет благотворительных пожертвований через названный выше и другие подобные фонды (например, Юридический фонд горных штатов в Денвере, Фонд защиты окружающей среды, Фонд защиты свободного предпринимательства, Совет защиты национальных ресурсов и т.д.). Правда, в этой защите "общественных интересов" встречались и казусы, когда две подобные организации, имевшие совершенно противоположные друг другу интересы, "воевали" сами с собой. В среднем эти фирмы имели по десять высокопрофессиональных адвокатов.
Однако с тех пор это количество несколько выросло, и сегодня адвокаты общественного интереса составляют 0,1% от всех практикующих юристов Америки. Несмотря на такую малочисленность и то, что фирмы, с которыми им приходится "воевать" (например, отстаивая экологическую чистоту), имеют в своих штатах сотни юристов из Ассоциации американских адвокатов, эти адвокаты делают чудеса. Они останавливают гигантские предприятия, они отсрочили строительство нефтепровода на Аляске, закрыли атомные электростанции и проекты их строительства, нарушающие первозданную природу. Они заставляли правительство корректировать правления в корпорациях или менять программы во многих областях жизни. Они помогли революционизировать законодательство, регулирующее взаимоотношения жильцов и домовладельцев. Они следят за работой десятков учреждений, вызывающих интерес своей работой у общественности. Так организована юридическая помощь в США*(365).
В России же адвокаты вынуждены заниматься практически всеми видами юридической деятельности, в то время как в западных странах эта работа ложится на юристов благотворительных организаций, государственную Корпорацию и местные Общества юридической помощи.
В российском же законодательстве вопрос бесплатной юридической помощи установлен только в Законе об адвокатуре и касается только адвокатов (см. приведенную выше ст. 26 Закона). Эта норма устанавливает достаточно небольшой перечень категорий граждан и перечень ситуаций, когда юридическая помощь оказывается бесплатно. Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления этих документов по закону должен определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Надо сказать, что оказание бесплатной помощи должно касаться не только адвокатов.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 упомянутого Закона не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая работниками юридических служб юридических лиц, работниками органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. А поэтому данная норма, а также издаваемые в ее развитие нормативные правовые акты субъектов Федерации подлежат распространению и на указанные структуры, занимающиеся оказанием юридической помощи гражданам.
В связи с обсуждаемой проблемой существенное значение имеют указания Основных положений ООН о роли адвокатов (п. 1-4): "Любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры. Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции, без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса...
Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.
...Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката".
Из процитированных положений ясно усматривается, что "необходимое финансирование и другие ресурсы" для бесплатной юридической помощи бедным и несостоятельным гражданам должно обеспечить правительство, а уже все остальное делается при взаимном сотрудничестве правительства и адвокатуры (профессиональных ассоциаций адвокатов).
Таким образом, видно, что именно правительство, а не адвокатское образование и не отдельные адвокаты, должно гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц. А для того чтобы гарантировать эти "процедуру и реальный механизм", их нужно создать.
Перекладыванием же своих функций на адвокатов, как это неоднократно пытались сделать при рассмотрении многочисленных законопроектов об адвокатуре, и усилением контроля за деятельностью адвокатов в этом вопросе задачу бесплатной юридической помощи не решить.
Дальнейшее применение комментируемой нормы о бесплатной юридической помощи в ее дословном толковании будет зависеть от органов и организаций адвокатского сообщества, которые должны дать надлежащее разъяснение и определить порядок участия адвокатов в оказании юридической помощи гражданам на бесплатной основе.
- Адвокатура в России Учебник для вузов Предисловие
- Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
- Глава 2. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- § 1. Понятие адвокатуры
- § 2. Адвокатура - институт гражданского общества
- § 3. Право как гуманистическое явление и его защита
- § 4. Принципы деятельности адвокатуры
- § 5. Правовые основы организации и деятельности адвокатуры
- Международные акты, касающиеся адвокатов а. Основные положения Организации Объединенных Наций о роли адвокатов
- Б. Рекомендации Совета Европы государствам-членам по вопросам адвокатуры
- Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности
- Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии
- Принцип III. Роль и обязанности адвокатов
- Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом
- Принцип V. Ассоциации (организационное строение) Принцип VI. Дисциплинарные меры
- Глава 3. Возникновение и развитие адвокатуры в России § 1. Адвокатура в дореформенный период
- § 2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
- § 3. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости русской адвокатуры
- § 4. Ликвидация русской адвокатуры присяжных поверенных
- § 5. Адвокатура в период перехода России к рыночным отношениям
- § 2. Предпосылки независимости адвокатуры
- § 3. Министерство юстиции и адвокатура
- Глава 5. Адвокатская деятельность и ее виды § 1. Понятие и признаки адвокатской деятельности
- § 2. Виды адвокатской деятельности
- Глава 6. Статус адвоката § 1. Понятие "адвокат"
- § 2. Полномочия адвоката
- § 3. Обязанности адвоката
- § 4. Адвокатская тайна
- § 5. Приобретение статуса адвоката
- § 6. Квалификационный экзамен
- § 7. Присвоение статуса адвоката
- § 8. Приостановление статуса адвоката
- § 9. Прекращение статуса адвоката
- Глава 7. Организация адвокатской деятельности
- § 1. Адвокатская палата как основное звено организационного строения адвокатуры
- § 2. Совет адвокатской палаты
- § 3. Формы адвокатских образований
- § 4. Адвокатский кабинет
- § 5. Коллегия адвокатов
- § 6. Адвокатское бюро
- § 7. Юридическая консультация
- Глава 8. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях § 1. Административные правонарушения
- § 2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Обжалование постановлений об административном правонарушении
- Глава 9. Участие адвоката в Конституционном Суде § 1. Конституционное судопроизводство
- § 2. Подготовка слушания дела в Конституционном Суде рф и задачи адвоката на этом этапе
- § 3. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд рф
- § 4. Требования к тексту обращения в Конституционный Суд
- § 5. Судебное разбирательство в Конституционном Суде рф
- § 2. Заключение под стражу: алгоритм процессуальных действий
- 2.1. Основания к возбуждению ходатайства о необходимости избрания в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.2. Наличие доказательств причастности лица к совершению преступления - базовое основание для заключения под стражу
- 2.3. Основания к рассмотрению ходатайства об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судьей
- 2.4. Формально-правовые условия заключения под стражу
- 2.5. Материально-правовые основания для заключения под стражу
- 2.6. Перечень документов, прилагаемых органами предварительного расследования к ходатайству об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.7. Место рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.8. Подготовка к рассмотрению ходатайства о заключении под стражу подозреваемого, обвиняемого
- 2.9. Сроки рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.10. Порядок разрешения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.11. Продление срока задержания судьей
- 2.12. Оформление производства по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
- 2.13. Проверка постановлений судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в кассационном порядке
- 2.14. Пересмотр постановлений о заключении под стражу в порядке надзора
- 2.15. Права потерпевшего и его представителя на этапе рассмотрения судом ходатайства о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу
- 2.16. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар
- 2.17. Задержание и арест в условиях чрезвычайного положения
- § 3. Продление срока содержания под стражей: алгоритм процессуальных действий
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Правила продления срока содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования
- 3.3. Повод к рассмотрению в суде вопроса о возможности продления срока содержания под стражей обвиняемого
- 3.4. Порядок возбуждения ходатайства о необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей
- 3.5. Место рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания под стражей
- 3.6. Порядок и сроки принесения ходатайства
- 3.7. Подготовка к рассмотрению ходатайства
- 3.8. Сроки рассмотрения ходатайства
- 3.9. Участники рассмотрения ходатайства
- 3.10. Документы, прилагаемые к ходатайству
- 3.11. Процедура разрешения ходатайства
- 3.12. Основания к отказу в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
- § 4. Содержание обвиняемых под стражей на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования
- § 5. Продление срока содержания под стражей в судебных стадиях
- § 6. Временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности: алгоритм судебно-контрольного действия
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Основания к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.3. Порядок возбуждения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.6. Порядок разрешения ходатайства о временном отстранении от должности
- 6.7. Результаты рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности
- § 7. Алгоритм получение разрешения на производство следственных действий
- 7.1. Общие положения
- 7.2. Основания к рассмотрению ходатайства на производство следственного действия
- 7.3. Порядок возбуждения ходатайства на проведение следственного действия
- 7.4. Подготовка к рассмотрению ходатайства о проведении следственного действия
- 7.5. Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о проведении процессуального, следственного действия
- 7.6. Порядок разрешения ходатайства о получении разрешения на производство следственного действия
- 7.7. Результаты рассмотрения ходатайства о проведении следственного действия
- 7.8. Рассмотрение уведомлений о проведении следственных действий, существенно ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения
- § 8. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Стадии рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.3. Лица, наделенные правом принесения в суд жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
- 8.4. Порядок и сроки обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования, место рассмотрения жалоб
- 8.5. Подготовка к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования в судебном заседании
- 8.6. Порядок рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров в судебном заседании
- 8.7. Пределы судебного вмешательства в деятельность органов предварительного расследования и прокуратуры в рамках оперативного судебного контроля
- 8.8. Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отказ в принятии заявления о преступлении, на постановление о возбуждении уголовного дела
- 8.9. Рассмотрение жалоб на постановления о прекращении уголовного дела
- 8.10. Рассмотрение жалоб на постановления о продлении срока предварительного расследования
- 8.11. Особенности рассмотрения жалоб органа предварительного расследования в истребовании доказательств
- 8.12. Особенности рассмотрения жалоб на постановление прокурора об отказе в возбуждении надзорного производства в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- 8.13. Особенности рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) прокурора при экстрадиции
- § 9. Ограничение органами предварительного расследования права участников уголовного судопроизводства на ознакомление с материалами уголовного дела
- Глава 11. Участие адвоката в процессе по уголовным делам § 1. Участие адвоката в стадии предварительного расследования
- § 2. Участие адвоката в стадии судебного производства
- 2.1. Подготовка дела к рассмотрению в суде
- 2.1.1. Общий алгоритм подготовки к судебному заседанию
- 2.1.2. Алгоритм предварительного слушания
- 2.1.3. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству в особом порядке
- 2.2. Возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом
- § 3. Участие адвоката-защитника в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
- § 4. Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера
- § 5. Правовые основания участия адвоката - представителя по уголовным делам
- § 6. Обжалование как форма адвокатского реагирования на нарушение законности при производстве по уголовному делу
- 6.1. Обжалование прокурору
- 6.2. Обжалование руководителю следственного органа
- 6.3. Обжалование в суд
- 6.3.1. Обжалование в порядке статьи 125 упк рф
- 6.3.2. Апелляционное и кассационное обжалование
- Глава 12. Участие адвоката в гражданском процессе § 1. Теоретические основы представительства в гражданском процессе
- § 2. Принцип доступности судебной защиты и юридической помощи в гражданском процессе
- § 3. Понятие, значение и виды представительства в гражданском судопроизводстве
- § 4. Статус и полномочия адвоката - представителя в гражданском процессе
- § 5. Подготовка адвоката-представителя к ведению дела
- § 6. Примерный перечень обязательных материалов по каждому делу
- § 7. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций
- § 8. Методика составления апелляционной и кассационной жалобы, жалобы в порядке надзора по гражданским делам
- Глава 13. Участие защитника в доказывании § 1. Защитник как субъект доказывания
- § 2. Способы участия защитника в доказывании
- § 3. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательства вследствие нарушения права подозреваемого, обвиняемого на защиту
- § 4. Оспаривание адвокатом-защитником допустимости доказательств вследствие нарушения права не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников
- § 5. Права защитника по участию в доказывании
- § 6. Ходатайство об участии в следственных действиях
- Глава 14. Адвокатское расследование в уголовном процессе
- Глава 15. Судебные прения. Защитительная речь адвоката в суде § 1. Юридическая риторика как искусство судебной речи
- § 2. Понятие и значение судебной речи адвоката
- § 3. Общие положения о структуре защитительной речи
- § 4. Коммуникативные качества и детализация композиционного построения судебной речи адвоката
- § 2. Правовое положение адвоката при юридическом обеспечении хозяйственной деятельности предпринимателей
- § 3. Характерные виды юридической помощи субъектам предпринимательства, оказываемой адвокатом
- § 4. Подготовка правовых заключений по стратегическим направлениям деятельности субъектов предпринимательства
- § 5. Юридическая помощь при составлении договоров и сопровождении сделок, претензионная работа
- § 6. Переговоры с контрагентами доверителя
- § 7. Участие адвоката в выборе организационно-правовой формы создаваемых субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Представление адвокатом интересов доверителя в налоговых органах
- § 9. Представление адвокатом интересов субъектов предпринимательства в их отношениях с правоохранительными органами
- § 10. Некоторые тактические приемы защиты адвоката по делам о преступлениях в сфере хозяйственной деятельности
- А. Тактика защиты невиновных
- Б. Защита виновного. "Сделки с правосудием"
- 11.1. Преддоговорная работа
- 11.2. Договорная работа
- 11.3. Сопровождение сделок
- Глава 17. Участие адвоката в арбитражном процессе § 1. Общие положения об участии адвоката в арбитражном процессе
- § 2. Процессуальное положение адвоката в арбитражном процессе
- § 3. Участие адвоката в арбитражном процессе с участием иностранных лиц
- Глава 18. Адвокат и юридическая служба организации. Опыт взаимодействия при оказании квалифицированной юридической помощи
- § 1. Функции адвоката в организации, где имеется юридическая служба
- § 2. Участие адвоката в становлении юридической службы и экономики предприятия
- Глава 19. Участие адвоката во внесудебных способах защиты. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката*(281)
- Глава 20. Основы составления адвокатом юридических документов § 1. Общие правила составления и оформления адвокатом юридических документов
- § 2. Особенности составления и оформления отдельных видов процессуальных документов, составляемых адвокатом
- 2.1. Составление жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное преследование, в суд в порядке ст. 125 упк рф
- 2.2. Составление адвокатом апелляционных и кассационных жалоб
- 2.3. Составление ходатайств
- § 3. Оформление адвокатом результатов опроса лица с его согласия
- Глава 21. Участие адвоката в исполнительном производстве § 1. Понятие и значение исполнительного производства и исполнительного права
- § 2. Доступность получения и реальность оказания юридической помощи адвокатами в исполнительном производстве
- § 3. Правовое положение адвоката в исполнительном производстве
- § 4. Законность в исполнительном производстве
- § 5. Принципы защиты адвокатом прав должника в исполнительном производстве
- § 6. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
- Глава 22. Нравственные основы адвокатской деятельности § 1. Этические основы профессиональной деятельности адвоката
- § 2. Актуальность осознания и соблюдения адвокатской этики
- § 3. Понятие адвокатской этики. Принципы адвокатской этики
- § 4. Этические правила адвокатской деятельности
- Добросовестность исполнения принятого поручения
- Конфиденциальность
- Уважение к участникам процесса
- Этические основы гонорарной практики
- § 5. Этика поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе
- § 6. Общественно значимые этические обязанности адвоката
- § 7. Профессиональная ответственность адвоката
- Глава 23. Договор с доверителем. Соотношение гражданского и корпоративного права § 1. Виды отношений адвоката с доверителями
- § 2. Одностороннее расторжение соглашения адвоката с доверителем
- § 3. Недопустимость отказа адвоката от принятой на себя защиты доверителя
- § 4. Гонорар или вознаграждение адвоката?
- § 5. Дела "по назначению". Бесплатная юридическая помощь
- Заключение
- Учебники, учебные пособия, монографии, книги
- Дополнительные
- Приложение 2 (к главе 20). Некоторые образцы адвокатских процессуальных документов а. По уголовным делам
- Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Кассационная жалоба на приговор суда
- Ходатайство о приобщении документов к материалам уголовного дела
- Ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы
- Ходатайство об изменении квалификации предъявленного обвинения
- Ходатайство о прекращении производства по делу
- Ходатайство
- Ходатайство о назначении предварительного слушания и о прекращении уголовного дела
- Заявление
- Заявление
- Ходатайство о переквалификации обвинения
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Ходатайство о прекращении уголовного дела
- Протокол опроса лица с его согласия
- Ходатайство о вызове и допросе свидетеля
- Жалоба по уголовному делу в отношении старшего следователя Военного следственного управления скп рф по гор. Москве майора юстиции я-ва а.Н. (дело n 24/00/0009-09)
- Б. По гражданским делам
- Возражение относительно исковых требований
- Надзорная жалоба (гражданское дело n 2-3288/09)
- Приложение 3 (к главе 1). Учебно-методический комплекс по курсу "Адвокатура"
- Адвокатура
- Предисловие
- Тематический план учебного курса "Адвокатура"
- Тема 1. Предмет и метод учебной дисциплины "Адвокатура". Возникновение и развитие адвокатуры в России
- Тема 2. Адвокатура и государство. Стремление к процессуальному партнерству в уголовном и гражданском процессе. Свобода и независимость адвокатской деятельности
- Тема 3. Адвокатура - институт гражданского общества. Ее задачи и значение
- Тема 4. Организация адвокатуры. Статус адвокатских образований. Виды адвокатской деятельности
- Тема 5. Членство в адвокатуре. Приобретение и лишение статуса адвоката
- Тема 6. Участие адвоката в уголовном процессе
- Тема 7. Участие адвоката в производстве по гражданским делам в судах общей юрисдикции
- Тема 8. Роль адвоката в защите бизнеса и предпринимательства. Участие адвоката в арбитражном процессе
- Тема 9. Нравственные основы адвокатской деятельности. Адвокат и гражданин - договорный характер правоотношений
- Тема 10. Судебные прения. Участие адвоката в судебных прениях. Речь адвоката в суде
- Тема 11. Проблемные вопросы деятельности адвокатуры в Российской Федерации
- Рекомендуемая литература
- Нормативные правовые акты
- Планы семинарских занятий Семинарское занятие по теме 1 "Зарождение и развитие института адвокатуры. Становление и развитие адвокатуры в России, ссср и Российской Федерации"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 2 "Адвокатура и государство в уголовном и гражданском судопроизводстве"
- Рекомендуемая литература
- Семинарское занятие по теме 3 "Адвокатура - институт гражданского общества"
- Рекомендуемая литература
- Контрольные задания для студентов-заочников Методические рекомендации
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Приложение 4 (к главе 22). Из судебной и дисциплинарной практики адвокатов
- Приложение 5 (к главе 15). Судебные речи