2.5. Побеги из дома и бродяжничество
В результате социологического исследования Р. Денисенко [23] установил, что десятки тысяч украинских детей и подростков регулярно игнорируют школу, сбегают из интернатов и приютов, многие по несколько раз. Так, в Одессе, по данным городской криминальной милиции по делам несовершеннолетних, в описываемый период к занятиям в школах и интернатах не приступило 227 человек, в результате рейдов местной милиции удалось вернуть 132 сбежавших ребенка. Подобные операции проводятся регулярно. После мероприятий следует традиционный отчет. А тем временем дети и подростки, выявленные в результате рейда, в большинстве своем возвращаются в уличную стихию. Из года в год ситуация повторяется. Что мы делаем не так? Можно ли кардинально что-то изменить? — спрашивает автор.
Делинквентность лишь в 1/3 случаев сочетается с побегами. Нередко побеги начинаются еще в детстве, обычно в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в стереотип. Побеги различаются по мотивам:
-
как следствие недостаточного надзора с целью развлечения и удовольствия;
-
реакция протеста на чрезмерные требования или недостаточное внимание со стороны близких;
-
реакция тревоги из страха наказания;
-
«специфически-пубертатный побег» вследствие фантазерства и мечтательности.
Побег может быть продиктован реакцией эмансипации, в качестве крайней нормы ее проявления, когда она обусловлена желанием «пожить свободной жизнью».
При определенных социальных условиях побеги могут приобрести эпидемический характер. Побегу зачастую предшествует накопление взаимного недовольства в семье.
Типы побегов у подростков, по А. Е. Личко [54]:
1. Эмансипационные побеги наиболее часто (45) совершаются с целью избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых. Начало таких побегов падает на возраст 12–15 лет. Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий (85), в 75 случаев сочетаются с делинквентностью, в 32 случаев — с алкоголизацией во время побега.
2. Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения. Совершаются в одиночку. Вероятна опасность суицида во время побегов. Повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией, ищут попутчиков, может присоединиться делинквентность. Возраст совершающих подобные побеги — от 7 до 15 лет.
3. Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество процентов. В данном случае подростки преследуют цель привлечь к себе внимание (12–17 лет).
4. Дромоманические побеги происходят неожиданно, на базе внезапно изменившегося настроения, от побега к побегу ареал расширяется.
Анализ российского и зарубежного опыта по оценки уровня развития, условий жизни и воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей, позволил определить основные направления профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, проявляющими различные формы отклоняющегося поведения на фоне сложных жизненных ситуаций. Среди основных факторов, оказывающих влияние на особенности поведения детей и подростков, можно выделить: состояние физического и психического здоровья; особенности характера подростков (акцентуации); состав семьи, социальное положение родителей и ближайшего окружения; уровень экономики страны и стабильность, уровень культурного развития общества. Большинство из представленных факторов поддаются коррекции при наличии положительного влияния со стороны общества (через воспитание, образование, социальные программы).
Глава вторая | Подходы к комплексной оценке подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации |
В результате многолетнего наблюдения были выявлены виды социальной дезадаптации детей и подростков и выработана классификация типов социальной дезадаптации.
Статистика собрана на базе транзитных служб приютов. В результате обработки были обнаружены следующие категории подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
-
самовольный уход из дома (70% подростков);
-
самовольный уход из детского дома, школ, интернатов и других дошкольных учреждений (20% подростков);
-
оставшиеся без попечения родителей (10% подростков).
Наблюдения и реально оказанная помощь позволили создать базу данных и на ее основе составить оценочную классификацию детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Эмпирическим путем были выделены следующие причины социальной дезадаптации (М. А Богачева):
-
потеря семьи;
-
потеря опеки;
-
безнадзорность (бродяжничество);
-
плохие медицинские показания;
-
конфликт в семье;
-
отсутствие средств к существованию;
-
потерявшийся (заблудившийся);
-
брошенный родителями;
-
нахождение в асоциальной семье;
-
вынужденно бедная семья;
-
конфликтная семья;
-
семья беженцев и вынужденных переселенцев;
-
насилие над ребенком.
Наблюдение проводилось в течение 3 лет.
В 2001 году было обследовано 250 детей, в 2002 — 400, 2003 — 450 детей.
В итоге выборка обследуемых составила 1100 детей.
Возрастной диапазон детей, попадающих в приют, на сегодняшний день составляет от 3 до 17 лет.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4