logo
компл

Послесловие

Проведенный анализ исследований показал широкий спектр проблем подростков, объединенных в категорию трудных. Это обстоятельство приводит многих исследователей к необходимости создания различного рода классификаций. Рассмотрение проблемы акцентировано на профилактике и реабилитации трудных подростков. Оценка состояния подростка в социальном, психологическом, медицинском и педагогическом аспектах осуществляется известными апробированными методами. Прослеживается единодушное включение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в категорию группы риска, сюда же попадают и девиантные дети.

Таким образом, имея дело с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, исследователь рассматривает проблему в плоскости отклонений от нормы.

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение — два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующимся с существующей нормативной системой. Причем одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

В период перехода к рыночной экономике изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Все чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Изучение подростков-правонарушителей показывает, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием девиантного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. Многие подростки живут в неполных семьях с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, так же как и безнадзорность, нередко способствует делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят свое выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

  2. Амбрумова А. Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами: Метод. реком. М., 1983.

  3. Амбрумова А. Г., Жезлова Л. Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973.

  4. Амбрумова А. Г., Пустовалова Л. И. Семейная диагностика в суицидологической практике: Метод. реком. М., 1983.

  5. Антонян Ю. Преступники с умственной отсталостью. М., 1992.

  6. Беличева С. Основы превентивной психологии. М., 1994.

  7. Белов В. Прогнозирование заболеваемости лиц с различным состоянием здоровья // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.

  8. Белоусова Е. Бомжи, попрошайки и беспризорники: кто они и как решать проблему? // Internet сайт http://www.mos.ru/opinion/ op020118001.htm.

  9. Борохов А. Д., Ершов Б. Б., Файн А. П. Агрессия как возможный пусковой механизм саморазрушающегося поведения у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.

  10. Буров С. Л., Туткина О. Н. Терапия Доктора Редокс. Нижний Новгород, 1998.

  11. Буторина Н. Е., Дедков Е. Д. Особенности девиантного поведения подростков как клинического проявления пубертатного криза // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.

  12. Вайкерт Е. Беспризорные дети Санкт-Петербурга // Internet сайт http://www.mos.ru/opinion/op020118001.htm.

  13. Валагов А., Волобоев Н., Мальцева Л. О состоянии здоровья школьников //Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конференции. Липецк, 1995.

  14. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Метод. пос. Вып. 9. М., 1995.

  15. Вишневский В. К здоровью человека — комплексный подход // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.

  16. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. М., 1993.

  17. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пос. / Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.

  18. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

  19. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пос. СПб., 1993.

  20. Гоникман Э. И. Как вытащить себя из стресса. М., 2002.

  21. Гремминг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.

  22. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

  23. Денисенко Р. Замкнутый круг // Internet сайт http://www.chaspik. spb.ru/cgi-bin/index.

  24. Дербенев Д., Жмакин И. О методических подходах к изучению социальной адаптации подростков // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.

  25. Дети социального риска и их воспитание: Учеб.-метод. пос. / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

  26. Дети улиц. Асоциальные молодежные формирования: Сб. матер. Ч. I. СПб., 2001.

  27. Дети улиц. Асоциальные молодежные формирования: Сб. матер. Ч. II. СПб., 2001.

  28. Дылева Е. На журналистов неча пенять, коли беспризорность растет // Internet сайт http://www.radio.cz/ru/statja/3737-49k.

  29. Дэвид Бэйд. Об истории проекта «дети группы риска» // Дети группы риска: Матер. Междунар. конф. СПб., 2001.

  30. Жданова М. Комплексное сопровождение детей группы риска в системе работы городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации Санкт-Петербурга // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  31. Жедунова Л. Психолого-педагогическое сопровождение группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. конф. СПб., 2001.

  32. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л., 1988.

  33. Иваницкая Е. Пока власть не обращала внимания на беспризорников, они стали особым классом. Рабочим // Internet сайт. http://bandura. narod.ru/homeless2.htm-5k-23.08.2002.

  34. Иванников В. Принципы организации помощи детям группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  35. Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Метод. пос. М., 1994.

  36. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатора. Л., 1984.

  37. Ишухин В., Ишухина Е. Исследование физической подготовленности школьников, оптимальные методы расчета веса тела человека // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.

  38. Катюхин В. П., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.

  39. Кириллова Н. Самая дешевая и бесправная рабочая сила // Internet сайт. http:/www.proua.com/do=special&cat.

  40. Кидалов В. И., Куликова Л. И. Щит против стресса. СПб., 1998.

  41. Китаев С. Психология стресса. М., 1983.

  42. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пос. для вузов. М., 2001.

  43. Ковалев В. В. Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей. М., 1981.

  44. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

  45. Колеснеченко Т., Малинина Е. Школьная дезадаптация как фактор риска девиаций у детей с резидуально-органической церебральной недостаточностью // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2.

  46. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.

  47. Кон И. С. Введение в сексологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999.

  48. Красная Е. Особенности самовосприятия подростков-правона-рушителей в условиях изоляции // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  49. Кржечковский А. Ю. Самосознание подростков с делинквентным и криминальным поведением // Саморазрушающее поведение у подростков. М., 1991.

  50. Кудрявцев И., Семенова О. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные преступления // Психологический журнал. 2002. № 3.

  51. Лабковская Е. Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пос. СПб., 2000.

  52. Лихтарников А. Диагностика и психотерапия детей группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  53. Лихтарников А., Чеснокова Е. Социальная психологическая реабилитация осужденных подростков // Материалы конференции по проблемам социально-психологической реабилитации несовершеннолетних осужденных. СПб., 2001.

  54. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

  55. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л., 1985.

  56. Личко А., Иванов Н. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Метод. рек. СПб., 1992.

  57. Лысова Н. Использование показателя коэффициента здоровья в обследовании школьников // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.

  58. Маслов М. Дезадаптивное поведение подростков — результат попадания в группу риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  59. Минакова Г. Физическое развитие и здоровье детей в группах с запаздывающим психическим развитием // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.

  60. Мишина Т. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.

  61. Озолин А. Защита от жестокости // Internet сайт. http://fsichr.cbx.ru/Obzor2002/obzor020204.htm-110k-02.04.2002.

  62. Панлатия Е. Как помочь беспризорникам конца 21 века // Internet сайт. http://www.chaspik.spb. ru/cgi-bin/index.

  63. Панфилов О., Долгина О., Перов С. Психофизическое и функциональное состояние младших школьников при разных объемах двигательной деятельности // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конференции. Липецк, 1995.

  64. Пирожков В. Криминальная психология. М., 1999.

  65. Плескачевская А. Особенности проведения психологических тренингов с подростками, осужденными по тяжким статьям // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  66. Прейскурант Е. К вопросу о стратегиях социально-педагогической превенции девиантного поведения подростков // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  67. Прокофьев А. Оптимальные методы расчета веса тела человека // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.

  68. Родионова К., Сидоров П. Создание системы работы с детьми группы риска Нижегородской области // Дети группы риска: Матер. Междунар. конференции. СПб., 2001.

  69. Рыбаков В., Пронина Т., Орлова Н., Чернышева Ю., Добротворский И., Борисова Т. Индивидуальные особенности функционального состояния и умственной работоспособности школьников (биоритмологический анализ) // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конференции. Липецк, 1995.

  70. Семенюк Л. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

  71. Соломин В. Профилактика наркозависимости среди молодежи: Учеб.-метод. сб. СПб., 2002.

  72. Соломин И. Выявление скрытой мотивации с помощью методики цветовых метафор: Метод. пос. для психологов ГУИН. СПб., 2000.

  73. Стивенсон С. Уличные дети и теневые городские сообщества // Internet сайт. http://www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index.

  74. Файн А. Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами. Л., 1989.

  75. Федорова Т. К проблеме беспризорности в Санкт-Петербурге // Internet сайт. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/ vestniksf173-17.

  76. Федотовская Т., Климантова Г. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. СПб., 2002.

  77. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

  78. Фуад В. Музыка, пахнущая смертью // Internet сайт. http://www. budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf173-17//.

  79. Хазекамп Я. Дети группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  80. Хохлов Л. К., Ильина В. Н., Горохов В. И. Условия возникновения нарушений поведения // Междунар. симпозиум детских психиатров соц. стран: Тезисы докладов. М., 1976.

  81. Чебыкин Д. В ожидании республики ШКИД // Internet сайт. http://ne4.narod.ru/p.htm.

  82. Червякова Н. О российской социальной политике по отношению к неблагополучным семьям // Internet сайт. http://www.mos.ru/opinion/ op020118001.htm.

  83. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.

  84. Шубин А. К вопросу о неформалах // Internet — сайт. http://www. mos.ru/opinion/op020118001.htm.

  85. Шульга Т. Применение психотехник в работе с детьми группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.

  86. Эйдемиллер Э. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями: Метод. рек. Л., 1987.

  87. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

  88. Down to earth sociology: Deviance and social control / Editor James M. Henslin. New York: Knopf, 1996.

  89. Chambliss William J. The Saints and the Roughnecks // Down to earth sociology: Deviance and social control / Editor James M. Henslin. New York: Knopf, 1996.

Приложения

Приложение 1