2.1. Агрессивность
Основной защитной реакцией, характерной для подростков, является агрессия (физическая, вербальная и косвенная). Эта реакция рассматривается многими авторами как защитная реакция на возможный раздражитель. Глубинные движущие силы тяжких агрессивных действий, совершаемых детьми и подростками, следует искать в механизмах формирования основных, жизнеопределяющих реакций поведения и тех патологических процессов, которые влияют на болезненное искажение нравственного облика ребенка, превращая его в жестокого преступника.
Многолетние наблюдения особенностей психики подростков с жестокой малоактивной агрессией позволяют сказать, что в их поведении главным образом прослеживаются две основные патологические тенденции: нарушение эмоций и кризис личности. Обобщая эти данные, можно говорить об эмоциональных и кризисных механизмах жестоких действий. Эти определяющие механизмы жестокости составляют важную часть фазовых, переходных периодов жизни человека, в которых происходит качественное изменение самосознания и восприятия окружающего мира. Самым главным таким периодом является именно подростковый возраст.
Почти каждое второе преступление, совершаемое детьми и подростками, является тяжким. Обращают на себя внимание следующие моменты: жертвами агрессии становятся родители, братья и сестры, друзья, причем зачастую оказывается, что эти дети росли во внешне вполне благополучных семьях, их родители не были пьяницами и дебоширами.
Направленность разрушительной злобы и агрессии на близких людей, причем без достаточного повода, представляет собой своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия подростка направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы его существования. Эти действия находятся вне рамок рациональных характеристик поведения и известных криминальных мотивов.
Другой особенностью тяжелой агрессии у детей и подростков является резкое усиление потенциала разрушения и жестокости, наблюдаемое в группе сверстников. В ней у подростка отмечается почти полное исчезновение страха наказания, неосознанная подчиненность общей воле группы в сочетании с обостренным желанием утвердиться в качестве полноправного ее члена.
А. Д. Борохов, Б. Б. Ершов, А. П. Файн [9] характеризуют подростковую агрессивность следующими особенностями:
-
высокой аффективной заряженностью;
-
импульсивной реакцией на фрустрацию;
-
кратковременностью;
-
слабостью стимуляции для вызова агрессии;
-
недифференцированной направленностью;
-
высоким уровнем готовности к агрессии.
Человеческая агрессивность является наиболее некорригируемым качеством. Проводимые в колонии для несовершеннолетних исследования активизации проявлений агрессивного поведения выявили целый комплекс причин, связанных, прежде всего, с изменениями в сфере экономики, переходом от распределительных отношений к рыночным — снижение жизненного уровня населения, с условиями содержания несовершеннолетних в колонии. Несовершеннолетние осужденные часто прибегают к агрессивному поведению, потому что многие из них ощущают себя одинокими и беззащитными, а агрессия выступает способом обезопасить себя, обеспечить свои права. Лучшее средство защиты — нападение, и именно поэтому в среде несовершеннолетних осужденных так распространена агрессивность, которая в конечном итоге является следствием высокого уровня тревожности.
Важными причинами, создающими условия для развития агрессивных проявлений среди несовершеннолетних осужденных, являются недостатки в деятельности администрации колонии: слабая психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; отсутствие психологического сотрудничества; нежелание, а скорее всего неумение защитить «отвергаемого»; применение администрацией насилия к несовершеннолетним осужденным; подстрекательство к физическим расправам одних осужденных над другими; сокрытие фактов насилия; слабый надзор за несовершеннолетними осужденными. Негативную роль могут играть некоторые непродуманные ограничения администрации.
Если в совокупности оценивать условия жизни в местах лишения свободы, то необходимо учесть, что эти условия сами по себе являются причиной высокой эмоциональной, межличностной и межгрупповой напряженности, тревожности, раздражительности несовершеннолетних осужденных.
Анализируя причины агрессивного поведения несовершеннолетних, В. Д. Смирнов отмечает значимость ценностных ориентаций и интересов молодежи.
Ценностные ориентации выступают как динамические элементы структуры личности, как элементы, которые сами, постоянно возникая и модифицируясь, формируют первичные поведенческие элементы структуры личности. По данным исследований криминологов, педагогов, социальных и юридических психологов, именно ценностные ориентации и интересы во многом определяют нормативность поведения. Негативные изменения этих ценностей у молодежи способствуют правонарушениям и преступности.
Антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей выступает причиной совершения многих конкретных преступлений. Неслучайно поэтому современную криминологию, юридическую психологию и педагогику особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации, равно как и индивидуально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.
В. Д. Смирновым было проведено исследование по изучению ценностных ориентаций и интересов у несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы, проявляющих наиболее часто агрессивное поведение к окружающим. Для этого использовались специально разработанная автором анкета и методика ценностных ориентаций М. Рокича. Полученные данные сравнивались с результатами обследования учащихся средней общеобразовательной школы аналогичного возраста (табл. 1).
Таблица 1
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4