logo
компл

2.1. Агрессивность

Основной защитной реакцией, характерной для подростков, является агрессия (физическая, вербальная и косвенная). Эта реакция рассматривается многими авторами как защитная реакция на возможный раздражитель. Глубинные движущие силы тяжких агрессивных действий, совершаемых детьми и подростками, следует искать в механизмах формирования основных, жизнеопределяющих реакций поведения и тех патологических процессов, которые влияют на болезненное искажение нравственного облика ребенка, превращая его в жестокого преступника.

Многолетние наблюдения особенностей психики подростков с жестокой малоактивной агрессией позволяют сказать, что в их поведении главным образом прослеживаются две основные патологические тенденции: нарушение эмоций и кризис личности. Обобщая эти данные, можно говорить об эмоциональных и кризисных механизмах жестоких действий. Эти определяющие механизмы жестокости составляют важную часть фазовых, переходных периодов жизни человека, в которых происходит качественное изменение самосознания и восприятия окружающего мира. Самым главным таким периодом является именно подростковый возраст.

Почти каждое второе преступление, совершаемое детьми и подростками, является тяжким. Обращают на себя внимание следующие моменты: жертвами агрессии становятся родители, братья и сестры, друзья, причем зачастую оказывается, что эти дети росли во внешне вполне благополучных семьях, их родители не были пьяницами и дебоширами.

Направленность разрушительной злобы и агрессии на близких людей, причем без достаточного повода, представляет собой своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия подростка направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы его существования. Эти действия находятся вне рамок рациональных характеристик поведения и известных криминальных мотивов.

Другой особенностью тяжелой агрессии у детей и подростков является резкое усиление потенциала разрушения и жестокости, наблюдаемое в группе сверстников. В ней у подростка отмечается почти полное исчезновение страха наказания, неосознанная подчиненность общей воле группы в сочетании с обостренным желанием утвердиться в качестве полноправного ее члена.

А. Д. Борохов, Б. Б. Ершов, А. П. Файн [9] характеризуют подростковую агрессивность следующими особенностями:

Человеческая агрессивность является наиболее некорригируемым качеством. Проводимые в колонии для несовершеннолетних исследования активизации проявлений агрессивного поведения выявили целый комплекс причин, связанных, прежде всего, с изменениями в сфере экономики, переходом от распределительных отношений к рыночным — снижение жизненного уровня населения, с условиями содержания несовершеннолетних в колонии. Несовершеннолетние осужденные часто прибегают к агрессивному поведению, потому что многие из них ощущают себя одинокими и беззащитными, а агрессия выступает способом обезопасить себя, обеспечить свои права. Лучшее средство защиты — нападение, и именно поэтому в среде несовершеннолетних осужденных так распространена агрессивность, которая в конечном итоге является следствием высокого уровня тревожности.

Важными причинами, создающими условия для развития агрессивных проявлений среди несовершеннолетних осужденных, являются недостатки в деятельности администрации колонии: слабая психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; отсутствие психологического сотрудничества; нежелание, а скорее всего неумение защитить «отвергаемого»; применение администрацией насилия к несовершеннолетним осужденным; подстрекательство к физическим расправам одних осужденных над другими; сокрытие фактов насилия; слабый надзор за несовершеннолетними осужденными. Негативную роль могут играть некоторые непродуманные ограничения администрации.

Если в совокупности оценивать условия жизни в местах лишения свободы, то необходимо учесть, что эти условия сами по себе являются причиной высокой эмоциональной, межличностной и межгрупповой напряженности, тревожности, раздражительности несовершеннолетних осужденных.

Анализируя причины агрессивного поведения несовершеннолетних, В. Д. Смирнов отмечает значимость ценностных ориентаций и интересов молодежи.

Ценностные ориентации выступают как динамические элементы структуры личности, как элементы, которые сами, постоянно возникая и модифицируясь, формируют первичные поведенческие элементы структуры личности. По данным исследований криминологов, педагогов, социальных и юридических психологов, именно ценностные ориентации и интересы во многом определяют нормативность поведения. Негативные изменения этих ценностей у молодежи способствуют правонарушениям и преступности.

Антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей выступает причиной совершения многих конкретных преступлений. Неслучайно поэтому современную криминологию, юридическую психологию и педагогику особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации, равно как и индивидуально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.

В. Д. Смирновым было проведено исследование по изучению ценностных ориентаций и интересов у несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы, проявляющих наиболее часто агрессивное поведение к окружающим. Для этого использовались специально разработанная автором анкета и методика ценностных ориентаций М. Рокича. Полученные данные сравнивались с результатами обследования учащихся средней общеобразовательной школы аналогичного возраста (табл. 1).

Таблица 1