2.2. Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение — «пагубная привычка, пристрастие»; это не болезнь, а нарушение поведения, которое может привести к формированию физической зависимости.
В основе закрепления аддиктивного поведения Д. Н. Исаев [36] выделяет следующие модели:
-
Релаксационная (расслабиться, снять напряжение).
-
Коммуникативная. В ее основе — неудовлетворенность потребности в общении (такая модель характерна для психастенического, сенситивного и шизоидного типа).
-
Активизирующая. Внутренняя неуверенность преодолевается за счет принятия психоактивных веществ, появляются уверенность, бесстрашие, раскованность.
-
Гедонистическая. Цель — получить удовольствие (характерно для гипертимных и неустойчивых акцентуантов).
-
Конформная. Желание не отставать от группы, быть принятым в ее ряды (в основе лежит любопытство и стремление подражать).
-
Манипулятивная. Способ манипулировать другими, попытка изменить ситуацию в свою пользу, возможность покрасоваться перед сверстниками (истероидный тип акцентуации), овладеть ситуацией и подчинить себе группу (эпилептоидная акцентуация), завладеть инициативой и проявить лидерские способности (гипертимная акцентуация).
-
Компенсаторная модель (психастеники, сенситивы, астеноневротики).
Аддиктивное поведение можно рассматривать как псевдоадаптивный стереотип, направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия и приспособления к внешним условиям у подростков со стремлением к легкому и быстрому достижению удовольствия, с незрелостью механизмов копинг-поведения, низкой стрессоустойчивостью.
На первом месте среди мотивов употребления наркотиков стоят причины, связанные с повышенным интересом к чему-то новому, к необычным состояниям (75,6%). Далее следуют социальные причины — «друзья делают это», влияние средств массовой информации, ориентация общества (18,7%).
Особенности акцентуаций характера играют вспомогательную, иногда предрасполагающую роль в формировании аддиктивного поведения.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4