1.1. Социальные факторы
Ряд исследователей, вслед за Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиаций. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе. В рамках теории аномии девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. п.), считаются нормальными или общество относится к ним достаточно лояльно. Согласно популярной в 60-х годах концепции стигматизации отклонение в поведении является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка «девиант» и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п. [87]. Подобное поведение общества по отношению к индивиду скорее усугубляет формирование девиантного поведения, но никак не является причиной его возникновения.
Изучая в течение двух лет группы подростков с девиантным поведением, William J. Chambliss [89] выявил закономерность между отношением общества к действиям подростков и устойчивым противоправным поведением. Он отмечает, что в зависимости от социального положения родителей подростков (средний и низший класс) действия последних определялись либо как детские шалости (что позволило впоследствии данной группе подростков быть успешными, и их поведение приобрело транзисторный характер), либо как серьезные нарушения против общества; эту группу детей изначально записали в злостные нарушители, что, по мнению автора, помогло прибрести их действиям характер устойчивого противоправного поведения. Таким образом, William J. Chambliss приходит к выводу, что на уровень и силу выраженности девиантного поведения, а также на формирование устойчивого делинквентного (противоправного) поведения влияет общество.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный и образовательный уровень родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Гармоничная семья является фундаментом, на основе которого строятся все взаимодействия с окружающими. Но только одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармоничной, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, если она изолирует себя от общества и даже противопоставляет себя ему. В данном случае она будет оказывать деструктивное воздействие на ребенка.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4