logo
компл

1.1. Социальные факторы

Ряд исследователей, вслед за Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиаций. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе. В рамках теории аномии девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. п.), считаются нормальными или общество относится к ним достаточно лояльно. Согласно популярной в 60-х годах концепции стигматизации отклонение в поведении является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка «девиант» и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п. [87]. Подобное поведение общества по отношению к индивиду скорее усугубляет формирование девиантного поведения, но никак не является причиной его возникновения.

Изучая в течение двух лет группы подростков с девиантным поведением, William J. Chambliss [89] выявил закономерность между отношением общества к действиям подростков и устойчивым противоправным поведением. Он отмечает, что в зависимости от социального положения родителей подростков (средний и низший класс) действия последних определялись либо как детские шалости (что позволило впоследствии данной группе подростков быть успешными, и их поведение приобрело транзисторный характер), либо как серьезные нарушения против общества; эту группу детей изначально записали в злостные нарушители, что, по мнению автора, помогло прибрести их действиям характер устойчивого противоправного поведения. Таким образом, William J. Chambliss приходит к выводу, что на уровень и силу выраженности девиантного поведения, а также на формирование устойчивого делинквентного (противоправного) поведения влияет общество.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный и образовательный уровень родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Гармоничная семья является фундаментом, на основе которого строятся все взаимодействия с окружающими. Но только одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармоничной, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, если она изолирует себя от общества и даже противопоставляет себя ему. В данном случае она будет оказывать деструктивное воздействие на ребенка.