logo
компл

1.2. Социально-психологические факторы

А. Е. Личко среди причин делинквентного поведения называл недостатки воспитания: неполная семья, наличие отчима или мачехи, гипопротекция, лишение семейной опеки [54, 55]. Л. К. Хохлов, В. Н. Ильина и В. И. Горохов пришли к выводу, что в девиации поведения обычно находят отражение особенности отрицательных микровоздействий [80].

Влияние семьи на формирование личности

Психологические исследования в области развития ребенка показывают, что факторы, влияющие не становление детской психологии, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей, могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему человека, позитивный взгляд на мир и самого себя; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефициту общения со сверстниками и т. п.

Проблемой влияния семейного воспитания на развитие личности занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. В отечественной науке проблемам воспитания уделяется огромное значение. Практически все авторы, занимающиеся психологией развития, отмечают огромное влияние патогенного воспитания в семье на становление девиантного поведения. На основе семейных отношений выстраиваются психологические особенности, поведенческие модели, занимающие огромное место в процессе формирования личности подростка.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

В семье удовлетворяется часть потребностей подростка, в том числе материально-бытовые и потребности в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Если эти потребности не удовлетворяются, это, естественно, порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу.

Велика роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением ребенка. Неспособность семьи выполнить функцию контроля ведет как к нарушениям поведения, так и к нарушениям в развитии личности.

По данным Э. К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью втрое выше, чем в группе семей, где образование родителей ниже семи классов. Ухудшение отношений между родителями очень часто приводит к торможению интеллектуального развития ребенка. Недостаток общения в семье приводит к нарушению навыков продуктивного поведения. Накапливая опыт неудач, ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Исследования Р. М. Грановской [22] выявили, что на формирование личности ребенка влияют частые переезды (дети военных), они становятся излишне недоверчивыми, у них возрастает отчужденность. Влияние на личность и ее развитие оказывает и наличие в семье других детей. Первенцы взрослеют быстрее. Родители ставят перед ними более высокие цели, налагают большие обязательства, что, с одной стороны, делает их более целеустремленными, а с другой (при наложении слишком больших обязанностей) — провоцирует к отклонению в развитии личности или поведения.

Лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, ребенок имеет меньше шансов на формирование высокого самоуважения, на создание теплых, дружественных отношений с другими людьми и устойчивого положительного образа «я». Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей, которая может проявляться как явно, так и скрытно.

Сильно влияет на судьбу подростка состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами — неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых «трудных» подростков. Т. М. Мишина [60] выделяет три основных типа дисгармоничных супружеских отношений, при которых возникает большая вероятность развития трудных подростков:

  1. Соперничество, при котором отношения носят противоречивый характер.

  2. Псевдосотрудничество, при котором с внешней стороны отношения супругов выглядят ровными.

  3. Изоляция, при которой в совместной деятельности супруги остаются эмоционально обособленными.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями. Подростки, не удовлетворенные своими отношениями с родителями, не удовлетворенные образом родителей, стараются найти противоположный путь развития, строят свои отношения с окружающими на основании противопоставления взаимоотношениям, которые превалировали в родительской семье.

Семьи различаются по своему структурному составу и функциональным особенностям. Различают по составу семью полную (наличие отца и матери в семье подростка), неполную (отсутствие одного из них), расширенную (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе семьи), искаженную, или деформированную (в семье отчим или мачеха).

Б. Н. Алмазов [1] выделил четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:

  1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. Это разрушенные и неполные семьи. Семьи с низким уровнем развития родителей, которые не могут помочь детям в учебе. Семьи с низким материальным уровнем. Непосредственно это не формирует «трудных» детей, но создает неблагоприятный фон.

  2. Конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить свои недостатки, нетерпимы друг другу. Дети в этих случаях держатся оппозиционно, конфликтно-демонстративно, что может перерасти в аттитюд.

  3. Нравственно неблагополучные семьи.

  4. Педагогически некомпетентные семьи, в которых бытуют надуманные или устаревшие представления о воспитании ребенка.

Негармоничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, И. С. Кон и др.). Все типы негармоничных семей являются главной причиной неправильного воспитания, которое способствует возникновению патохарактерологических реакций, неврозов, способствует формированию психопатического развития личности.

На формирование отклоняющегося поведения у детей и развитие неврозов в детском возрасте, по мнению А. И. Захарова [32], влияет не только своеобразие психического развития, но также воспитание ребенка и отношения в семье. В своей монографии «Неврозы у детей» автор выделяет общие особенности клинических форм неврозов как психогенного заболевания, формирующегося в семье на протяжении жизни трех поколений; раскрывает личностные и клинические особенности родителей, предшествующие появлению невроза у детей.

В монографии «Неврозы у детей и их лечение» В. Гарбузов, А. Захаров и Д. Исаев [18] пришли к выводу, что решающим фактором, формирующим личностные черты, способствующие возникновению отклонений у детей, является неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа такого воспитания:

  1. отвергающее, суть которого — подсознательное или сознательное отвержение ребенка;

  2. гиперсоциализирующее, которое возникает из-за тревожной мнительности родителей;

  3. эгоцентрическое — в семьях с низким уровнем ответственности.

А. Е. Личко [54] выделяет четыре типа ситуаций, способствующих появлению трудных детей:

Пять типов дисгармоничного воспитания, выделенные в работе Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого [87], соответствуют ситуациям, обозначенным А. Е. Личко:

  1. Потворствующая гиперпротекция.

  2. Доминирующая гиперпротекция.

  3. Эмоциональное отвержение.

  4. Повышенная моральная ответственность.

  5. Гипопротекция.

Дисгармоничному воспитанию соответствуют психологические отклонения родителей, влияющих на формирование того или другого типа.

Э. Г. Эйдемиллер [86, 87] разработал ряд диагностических опросников, позволяющих определить тип воспитания, способствующий развитию трудного подростка, причины патогенного воспитания, значимость причин патогенного воспитания в системе семьи.

Психологическая методика «Подростки о родителях» [14] (составители Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына) позволяет изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как его видят их дети в подростковом возрасте. В результате применения опросника проявляется как объективный фактор (действительные отношения и воспитательная практика родителей), так и субъективный фактор (образ, который создал ребенок об этих отношениях и воспитательной практике родителей под влиянием сознаваемых или неосознаваемых факторов).

Н. Червякова [82], сравнивая сиротскую политику большинства цивилизованных стран с российской социальной политикой по отношению к неблагополучным семьям, отмечает, что Россия идет по более короткому и жестокому пути: ребенок из неблагополучной семьи изымается, родители лишаются на него прав. Итогом такой политики стало неуклонное увеличение как социальных сирот, так и детских социальных учреждений.

Л. Жедунова [31] предлагает программу психолого-педагогического сопровождения детей группы риска, базирующуюся на актуализации личностных ресурсов ребенка, оставшегося без попечения родителей. Рассматривая ситуацию сиротства как кризисную, автор предполагает, что наряду с защитными механизмами оно потенциально может включать и механизмы совладания. Психологическая поддержка, основывающаяся на включении механизмов совладания, метафорически может быть обозначена как обеспечение ребенку самостояния. Автор полагает, что это возможно при наличии у ребенка следующих способностей:

Влияние референтной группы на развитие личности

Для подросткового возраста характерна смена основного вида деятельности с учебы на общение. Большую значимость в этот период развития приобретают отношения со сверстниками. По отношению к родителям и взрослым отмечается снижение показателей доверительных отношений. У подростков проявляется потребность в самостоятельности, уважении к собственному мнению, стремление высвободиться из-под опеки, контроля взрослых, так называемая реакция эмансипации. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности. А. Е. Личко [54] считает возможным наличие биологических корней у данной реакции, обосновывая это наблюдениями за высшими млекопитающими соответствующего возраста. У мальчиков реакция эмансипации бывает более выражена, чем у девочек. Она развертывается под воздействием социопсихологических факторов. Важнейшим из них является чрезмерная ласка, постоянный контроль, лишение подростка самостоятельности, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям.

Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками, которое, возможно, имеет филогенетические корни.

И. С. Кон [46] увидел сущность спонтанных подростковых групп в первую очередь в «нерегламентированном общении». В своей группе подросток удовлетворяет потребность в коммуникации. В группе сверстников подростки «отрабатывают» навыки поведения и взаимодействия с окружающими, придумывают правила, по которым существует эта группа, и строго подчиняются им, что одинаково может способствовать как скорейшей социализации подростков, так и формированию антисоциального поведения (в зависимости от направленности группы).

В социальной психологии подростковые группы разделяют на просоциальные (поощряемые старшим поколением, быстро формируются), асоциальные (стоящие в стороне от господствующих в обществе идеалов, пренебрегающие общепринятыми нормами поведения) и антисоциальные (активно выступающие против установленных правил и законов, духовных ценностей). Уровень развития группы играет большую роль в оказании давления на своих членов: чем выше уровень развития — тем больше степень воздействия сообщества на входящих в него людей.

С. В. Ковалев [43] выделяет следующие уровни развития групп:

Подростковые группы можно разделить на два основных типа: одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена группы. Нередко такая группа обладает «своей» территорией. Состав группы довольно стабилен, обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму. Роль «вожака» обычно выполняют подростки возбудимого типа, «адъютант лидера» — это физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, «антилидер» — мечтающий занять место лидера. Жизнь группы протекает в борьбе за «свою» территорию. Другой тип группы отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера, разнополым и нестабильным составом. Жизнь группы минимально регламентирована.

В закрытых учреждениях, а также при педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка. Включенность подростка в жестко регламентированную группу создает барьеры для его социализации, так как ребенок не имеет возможности видеть другие способы контактов (кроме своей группы). Это может стать фактором дальнейшей социальной дезадаптации.

По экспертным оценкам 2000–2003 годов в Санкт-Петербурге насчитывалось 30–40 тыс. подростков, относящих себя к различным протестным подростковым движениям, группам и формированиям. Во многие формирования входили как подростки, так и лица старше 18 лет.

Среди наиболее крупных движений В. А. Гущин [26, 27] выделяет следующие:

Самое крупное молодежное движение в городе — «Движение ролевых игр» стало в последнее время генератором новых экстремистских формирований: сатано-ролевики, движение ультра-неоконсерваторов, «зеленые террористы» — именно так позиционировала себя группировка «Грибные эльфы».

В большинстве своем члены протестных подростковых формирований относятся к категории уличных (то есть беспризорных и безнадзорных) подростков. Для постоянного пребывания на улице подростки должны решить вопрос, на какие средства они могут там существовать. Пребывание подростка в каком-либо молодежном формировании обходится недешево. Помимо различной специфической для формирования символики и атрибутики, существуют еще нормы поведения, куда часто включена питейная практика, курение и, нередко, хождение по дискотекам. Кроме того, стоимость питания на улице в несколько раз дороже, чем аналогичное питание в домашних условиях. При этом длительное пребывание подростков на улице, даже не относящихся к беспризорникам, резко изменяет их ценности.

Из практики уличной работы с подростками известны следующие варианты зарабатывания ими денег:

Наиболее существенной проблемой при работе с неформальными группировками оказалось полное несоответствие культур взрослого поколения и подростков. Причем речь идет не столько о сленге и внешней атрибутике, которые принципиально различаются через каждые 5–7 лет, сколько о нормах поведения, о соотношении различных ценностей. Поэтому при описании подростково-молодежных субкультур, помимо привычного описания внешних признаков движений, необходимо выяснять ценности и нормы поведения подростков.

Существует две формы официальной работы с протестными группировками:

  1. Не меняя структуру и ведущую деятельность объединения, трансформировать его в клуб, любительское объединение или в другую институциализированную общность.

  2. Полностью реорганизовать объединение и создать институциализированную общность, лишь сохраняя прежнее представительство.

В работе А. Файна [74] отражены подробные пути трансформации протестных группировок в институциализированные общности.

За основу классификации уличных подростковых формирований В. А. Гущин [26, 27] принимает агрессивность и интеллектуализированность. Он рассматривает классификационную шкалу, где на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, а на противоположном — агрессивные малоинтеллектуализированные панки. В. А. Гущин разрабатывает критерии диагностики каждого из формирований, определяет структуру молодежных движений, динамику их развития, описывает подростковые формирования, включая их субкультуру, фольклор, рассматривает формы и методы работы с подростковыми формированиями.

Анализ групповых отношений дает возможность описать внутригрупповой статус каждого члена группы. Низкий статус в привлекательной для подростка группе может еще больше понизить заниженную самооценку, высокий же — привести к ее неоправданному завышению.

С. Беличева [6] разделила негативное влияние, которое испытывает со стороны ближайшего окружения подросток, на прямое и косвенное десоциализирующее влияние. Прямое влияние идет со стороны ближайшего окружения, напрямую демонстрируя модель девиантного поведения, а также предъявляя деструктивные нормы и ценности, — поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности деструктивного типа. Косвенные десоциализирующие влияния социальной среды обусловлены различными факторами социально-психологического, психолого-педагогического и социально-педагогического характера. Автор приходит к выводу, что для предупреждения десоциализации подростка необходимо, кроме нейтрализации прямых десоциализирующих влияний среды, разрабатывать воспитывающую среду в различных коллективах.

Костанзо (1970) в своих исследованиях выявил, что подростки, склонные к самоунижению, обладающие невысоким статусом в группе сверстников и низкой самооценкой, в значительно большей степени приспосабливаются к сверстникам.

Разлад во взаимоотношениях со сверстниками ведет к самым различным формам эмоциональной и социальной неприспособленности. Поэтому, чтобы избежать нежелательного влияния группы подростков и не остаться изгоем, желательно участие подростка в разных группах сверстников, так как это, с одной стороны, дает ему больший опыт во взаимоотношениях, а с другой стороны, снижает тревожность и страх одиночества, присущий данному возрасту. У подростка появляется выбор между группами и нет страха остаться одному. В то же время удовлетворяется собственная для этого возраста потребность в общении со сверстниками.

Существует множество подходов к работе с детьми, относящимися к группе риска. Основное психолого-педагогическое воздействие следует оказывать в социальном и социально-психологическом контекстах, куда может включаться, в частности, профилактика отклоняющегося поведения через средства массовой информации.

К. Родионова и П. Сидоров [68] предлагают систему работы с детьми группы риска. Они выделяют несколько подходов в работе в зависимости от особенностей поведения ребенка и уровня его здоровья:

Я. Гилинский и В. Афанасьев [19] определили восемь компонентов, образующих систему социального контроля за поведением детей и подростков:

  1. Индивидуальные действия, которые проявляются при активном взаимодействии человека с социальной средой.

  2. Зависимость реакции среды на индивидуальное действие от объективно существующей социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей социальной группы.

  3. Категоризация индивидуального акта.

  4. Зависимость категоризации действия от характера общественного самосознания.

  5. Зависимость характера и содержания социальных действий от состояния общественного самосознания.

  6. Зависимость реакции индивида на социальное действие от индивидуальной шкалы оценок, производной от системы ценностей человека.

  7. Результатом функционирования индивидуальной системы оценок является сама категория.

  8. Самокатегоризация человека, индивидуальное принятие роли.

Отождествление с определенной категорией лиц зависит от самооценки человека, его индивидуального самосознания и индивидуальной оценки ситуации.

Программа «Дети группы риска» обеспечивает научный и практический инструментарий для создания инновационных моделей социальной работы и подготовки социальных работников для оказания социальной помощи детям группы риска. В одноименной статье Я. Хазекамп [79] можно получить информацию об истории, содержании, состоянии дел, проблемах и перспективах программы. Т. И. Шульга [85] определил содержание и разработал методику оказания помощи и поддержки детям группы риска, находящихся в социально-педагогических учреждениях. В статье подробно описаны шесть этапов прохождения ребенком через учреждения социально-педагогической помощи и поддержки.

Дэвид Бэйд [29] освещает проект по совершенствованию работы с детьми группы риска, которая осуществляется в трех направлениях: превентивные меры, реабилитация, профессиональная подготовка. Автор раскрывает основные принципы работы с детьми группы риска, лежащие в основе проекта:

Н. Владинска и Н. Петрова [16] предложили коррекционно-воспитательный подход к работе с детьми с девиантными формами поведения. Это поведение вызвано социальными нарушениями, которые базируются на трех видах взаимодействия:

Авторы раскрывают взаимодействие между асоциальным поведением и коррекционной деятельностью на разных его этапах. Формы асоциального поведения определяются следующими признаками: