logo
компл

1.3. Психологические особенности

И. С. Кон [46] подразделяет девиантное поведение на две большие категории: поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, и антисоциальное поведение, нарушающее определенные социальные и культурные нормы, особенно правовые. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается. Авторы множества концепций отмечают эту особенность девиантного поведения.

В. В. Ковалев [43] отрицает наличие психических заболеваний у подростков с девиантным поведением, говоря о том, что совершение антиобщественных действий осуществляется под влиянием совокупности факторов, которые не могут рассматриваться в качестве симптома или синдрома психической болезни.

A. M. Johnson и S. A. Szurek отмечают, что антисоциальное поведение ребенка бессознательно культивируется родителями, которые удовлетворяют таким образом свои побуждения, противоречащие принятым нормам поведения. При этом родители получают удовлетворение вследствие своего враждебного отношения к ребенку, совершающему правонарушение. В результате у несовершеннолетних создается дефект совести, который, согласно психоаналитическим воззрениям, относится к области супер-эго.

Классический психоанализ рассматривает совершение преступлений и иных антиобщественных действий как результат бессознательного стремления подростка подвергнуться наказанию за противоречащие принятым нормам влечения и действия (сексуальное влечение к матери, онанизм и т. д.), таким образом подросток пытается отреагировать чувство вины. А. Фрейд [77] утверждает, что проблемы, возникающие в подростковом возрасте, обусловлены усилением Оно и ослаблением Я. Либидозная энергия плещется в организме подростка, отражаясь на его поведении, деятельности и характере взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Страх перед внешним миром, характерный для предыдущего возрастного периода, уступает страху тревоги Сверх-Я, тревоги сознания и чувству вины. В распоряжении Оно имеется большое количество либидо, которое насыщает либидозной энергией все доступные импульсы Оно. Агрессивность становится неуправляемой, а непослушание латентного периода превращается в подростковое криминальное поведение.

I. T. Broadwin утверждает, что корни противоправных действий находятся полностью в сфере бессознательного. Попытка убить другого человека расценивается как символический акт самоубийства (инстинкт смерти).

Фактором становления девиантного поведения могут быть особенности характера, заостряющиеся в подростковом возрасте, так называемые акцентуации характера. Акцентуация характера — это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко [54]. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний. Сочетание различных типов акцентуаций и психопатических и невротических тенденций может приводить к различным исходам. Например, сочетание акцентуированных и психопатических личностных черт в человеке не усиливает акцентуацию или психопатию, напротив, оно ведет к выравниванию характера, то есть к норме. Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший — при явной неустойчивой акцентуации.

Избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтными ей.

По мнению А. Е. Личко, акцентуированные характеры зависят не только от природно-биологических свойств, но и от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

В. Клайн [26] выделяет шесть психотипов подростков с учетом психофизиологических и социальных причин, побуждающих детей к правонарушениям:

Подростковый возраст — это становление самосознания и самоконтроля человека, то есть последний этап социализации.

Самоконтролю принадлежит основная роль в социализации индивида и установлении социально приемлемых отношений с окружающими людьми, считает А. Ю. Кржечковский [49]. Полученные исследователем результаты подтвердили, что отклонения в поведении подростков находятся в прямой зависимости от степени развития самосознания.

Кэплан связывал девиантное поведение и пониженное самоуважение. У подавляющего большинства подростков положительные оценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта тенденция усиливается. Самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышают самоуважение. Таким образом, низкое самоуважение положительно связано со всеми формами девиантного поведения. К такому же мнению приходит и Р. М. Грановская [22], отмечая влияние низкого самоуважения на формирование асоциального поведения.

Девиантное поведение является саморазрушающим, это антитеза личностному росту, для него характерна тенденция к регрессу, возникновение и фиксация механизмов психологической защиты, нарушение созревания когнитивных структур.

В основе отклоняющегося поведения у подростков лежит снижение социальной адаптации. Д. Дербенев и И. Жмакин [24] рассматривают социальную адаптацию как процесс приспособления к кризисным общественным условиям при помощи комплекса адаптирующих мер общесоциального, психологического, педагогического и медицинского характера, ориентированных и на самих подростков, и на социум.

Для качественного изучения факторов, снижающих социальную адаптацию, и разработки наиболее эффективных мер по ее повышению крайне важно обосновать систему критериев пониженной социальной адаптации подростков. В этом плане применимы общеизвестные классические критерии: наличие у индивидуума невроза, некомпенсированной психопатии, аутодеструктивного и делинквентного поведения. Кроме того, оправдано использование в том же качестве: 1) отдельных психопатологических симптомов при их значительной выраженности, 2) коммуникативных проблем, ведущих к возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов, 3) специфического комплекса социально-психологических проблем, выражающихся в снижении уровня оценки своих социальных возможностей и доверия к обществу как гаранту социальной защищенности индивидуума (синдром социального пессимизма).

Большое количество современной научной литературы посвящено изучению особенностей отклоняющегося поведения, выявлению психологических характеристик несовершеннолетних, особенностей их мотивационной сферы и ценностных ориентаций. Выявить тип акцентуации, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности, признаки, указывающие на риск формирования психопатии, депрессии и социальной дезадаптации и др.) у подростков 14–18 лет можно с помощью «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков», предложенного Н. Ивановым и А. Личко [35].

С помощью техники репертуарных решеток И. Кудрявцев и О. Семенова [50] исследовали смысловую сферу ценностей у несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные преступления. Авторы отмечают у испытуемых задержки смысловой среды, недостаточную нравственную зрелость несовершеннолетних правонарушителей.

В пособии «Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением» [17] раскрываются содержание и основы организации психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением. Предлагаемый материал базируется на комплексном подходе и передовом опыте отечественных педагогов. Пособие адресовано психологам, педагогам, руководителям образовательных учреждений, а также воспитателям специальных школ. Оно может быть полезно студентам вузов, готовящимся к воспитательно-профилактической работе с трудными детьми и подростками.