2.4. Сексуальные девиации
Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными признаками являются начало регулярных менструаций у девочек (менархе) и первое семяизвержение (эякулярхе) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 лет, а возраст эякулярхе — от 13,4 до 14 лет.
В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании. Сроки начала и завершения пубертата, равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. У юношей чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается; позднее начало созревания обычно характеризуется и более вялым его течением. Однако половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуально-эротических переживаний и привязанностей определяется воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития.
Чрезвычайно важно также субъективное, психологическое отношение подростка к пубертатным событиям (подготовлен ли он к ним, вызывают ли они испуг или радость). Это зависит как от социальных условий развития, включая половое просвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка. Обсуждение запретных вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие телесные переживания) со сверстниками позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти разрядить его смехом (с помощью эротических рассказов, анекдотов и пр.).
И. С. Кон [47] обращает внимание, что невозможность вербализировать свои сексуальные фантазии отрицательно влияет на сексуальную жизнь впоследствии, так как фантастические образы, формирующиеся у подростков, не находят выплеска и могут в конечном счете привести к сексуальным неврозам.
Психологические защиты, которые ставят подростки, борясь со своими сексуальными фантазиями, включают:
-
аскетизм — подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности, которая представляется подростку низменной и грязной;
-
интеллектуализм — интеллектуал находит чувственность «неинтересной».
Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности — ее «экспериментальный» характер.
Сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим формам. Причиной этого является недифференцированная сексуальность подростков. Половое возбуждение может вызываться множеством раздражителей, если это возбуждение достигает оргазма, то легко замыкается условнорефлекторная связь. Вследствие недостаточной дифференцированности и большой силы влечения легко возникают отклонения, которые являются транзисторными: онанизм, ранняя половая жизнь, петтинг, транзисторный подростковый гомосексуализм и др.
К сексуальным девиациям относятся отклонения от общепринятых форм полового поведения, не являющиеся патологическими, в подростковом возрасте они обычно являются эпизодическими и исчезают к началу нормальной половой жизни.
Кроме сексуальных девиаций, формирующееся половое влечение может проявляться опосредованно, через иные нарушения поведения, например, выражаться аффективными агрессивными реакциями в отношении соперников или лиц, унижающих подростка в глазах объекта влечения, демонстративными реакциями с целью привлечь к себе внимание этого объекта, аутоагрессивными реакциями на свой действительный, а чаще мнимый неуспех.
Сексуальная активность подростков сочетается с дефицитом знаний о профилактике венерических заболеваний и беременности, что приводит к абортам, воспалительным заболеваниям гениталий, нежелательным беременностям и родам, а в итоге — к серьезным нарушениям их репродуктивного здоровья.
Улучшения сексуального просвещения подростков и молодежи можно добиться путем разработки программ, ориентированных на реальные потребности молодежи, с учетом социальных, культурных и эмоциональных особенностей подростков. Конечной целью таких программ должно стать формирование у молодежи ответственного сексуального поведения. Занятия по сексуальному просвещению необходимо проводить среди подростков обоего пола.
Комплекс медико-социальных мероприятий с целенаправленным и методическим проведением программы полового воспитания обеспечит в перспективе снижение числа заболеваний и абортов несовершеннолетних и сохранит их здоровье и репродуктивную функцию.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4