Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга» разработана для обеспечения социальной защиты уличных детей и подростков и снижения степени маргинализации уличной детской, подростковой и молодежной среды, а также как основной элемент системы профилактики безнадзорности в Санкт-Петербурге.
Для реализации программы создаются структуры на городском и районном уровнях. Городской уровень представлен Службой уличной социальной работы, являющейся филиалом государственного учреждения «Городской центр по работе с детьми, подростками и молодежью» (ГУ «ГЦРДПМ»). Служба уличной социальной работы самостоятельна в подборе кадров, в выборе методов и объектов воздействия.
Основные функции Службы уличной социальной работы:
-
первичная социальная работа в местах скопления уличных детей и подростков;
-
установление контактов со сторонними организациями с целью получения помощи в реализации программ Центра;
-
координация деятельности различных структур Центра, смежных организаций, кооперантов;
-
обучение и повышение квалификации уличных социальных работников;
-
формирование банка данных об уличных детях и подростках, неформальных уличных сообществах;
-
информационно-методическое обеспечение деятельности Центра;
-
методическая помощь смежным организациям, кооперантам, иным организациям и учреждениям в рамках их участия в программах Центра;
-
организация семинаров, конференций по обмену опытом.
Для обеспечения реализации Программы на районном уровне создаются межрайонные центры социальной реабилитации уличных детей и подростков, по одному центру на два-три района.
Такой Центр включает социальную службу и кризисную квартиру для кратковременного пребывания уличных детей и подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Сеть центров создается как подразделение Службы уличной социальной работы. Целесообразно создание трех межрайонных центров в следующих районах:
-
Калининском и Красногвардейском;
-
Кировском и Красносельском;
-
Фрунзенском, Московском и Адмиралтейском.
По возможности для создания и функционирования аналогов межрайонных центров используются существующие учреждения — юридические лица:
-
в Выборгском и Приморском районах «Дом мира и милосердия» (пр. Энгельса, 147) создает кризисную квартиру;
-
в Петроградском, Василеостровском и Центральном районах для этих целей используется пункт экстренной социальной помощи подросткам со стационаром на 20 мест.
В дальнейшем межрайонные центры преобразуются в территориальные комплексы социальной защиты детей и подростков путем присоединения к каждому следующих служб:
-
юридической службы;
-
медико-педагогической службы;
-
психологической службы;
-
социально-педагогической службы;
-
социальной гостиницы;
-
центра профессиональной подготовки подростков с проблемами;
-
школы восстановительного обучения.
Основные функции межрайонных базовых структур:
-
социальная работа на всех видах местных тусовок (подвалы, чердаки, люки, квартиры, иные места);
-
взаимодействие со Службой уличной социальной работы;
-
дежурство социальных работников в пунктах социального питания;
-
оказание помощи в практическом обучении кадров;
-
координация на районном уровне деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы;
-
социальное сопровождение семей уличных детей и подростков, попадающих на социальное обслуживание в Центр уличной социальной работы.
При межрайонных комплексах организуются пункты социального питания, не являющиеся подразделениями базовых структур. В этих пунктах осуществляется бесплатное обслуживание уличных детей и подростков по жизненным показаниям (так называемое стационарное питание). Дети и подростки направляются в пункты: уличными социальными работниками, инспекторами ОППН, представителями какой-либо общественной организации, осуществляющей социальную защиту детей и подростков, участковыми милиционерами, директорами и социальными работниками школ по согласованию с классными руководителями. Стационарное питание осуществляется как минимум два раза в течение дня: в 12 часов и в 17 часов. Необходимость организации отдельных пунктов стационарного питания диктуется тем, что организация такового на базе существующих столовых путем заключения соответствующих договоров себя не оправдывает:
-
случаи нарушения норм исходных продуктов при приготовлении пищи, ее низкое качество;
-
случаи отрицательного социально-педагогического воздействия, когда детей и подростков могут обругать, выставить на улицу, «наградить» затрещиной и т. д.;
-
отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий, а именно: одноразовой посуды, предметов личной гигиены (бумажных полотенец, одноразовых носовых платков и т. д.);
-
несогласованность режима работы столовых с нуждами межрайонных базовых структур.
Помимо стационарного, программа бесплатного питания включает так называемое выездное питание. Оно заключается в том, что уличный социальный работник, выходящий на тусовки (особенно те, контакт с которыми еще не установлен), имеет при себе некоторые продукты в мелких упаковках (печенье, конфеты, чипсы и т. п.) и витамины. Это необходимо для «прикармливания» с целью скорейшего установления контакта с членами тусовки.
Кроме того, социальные работники должны получать некоторые суммы денег на кормление детей вне пунктов социального питания в экстренных случаях, на приобретение необходимых вещей для госпитализируемых детей (например, белья, мыла, зубной щетки, иных предметов личной гигиены).
В проекте не отражены такие обязательные в социальной работе функции, как привлечение средств спонсоров, работа со средствами массовой информации, выпуск методической литературы и иные, так как они являются само собой разумеющимися и в специальном упоминании не нуждаются.
Программа «Улицы Санкт-Петербурга», в силу максимальной приближенности к конкретным уличным детским и подростковым сообществам и возможности координировать усилия отдельных социозащитных и иных структур, позволяет не только создать эффективно действующую систему социальной защиты уличных детей и подростков, но и является важнейшим элементом системы профилактики безнадзорности детей и подростков в Санкт-Петербурге. Уличная работа — специфический вид социальной работы. Для достижения успеха в своей деятельности уличный социальный работник должен с максимальной терпимостью относиться к поведению и внешнему виду детей и подростков. В процессе взаимодействия с тусовками и с отдельно взятыми детьми и подростками постоянно возникают нестандартные ситуации, требующие столь же нестандартных ответных действий. Поэтому в деятельности уличных социальных работников невозможны жестко заданные стереотипы. Обстановка, складывающаяся в детской и подростковой уличной среде, постоянно меняется, возникают и распадаются различные группировки, направления.
В силу этого необходима структура, которая могла бы:
-
оперативно разрабатывать программы, позволяющие решить конкретные проблемы, связанные с уличной детской и подростковой средой;
-
проводить экспериментальную «обкатку» разработанных программ, методов социальной работы с детьми и подростками;
-
осуществлять подбор, обучение и повышение квалификации кадров, организацию информационно-методических семинаров и конференций;
-
координировать деятельность учреждений и организаций, входящих в структуру программ.
Благотворительный фонд «Институт подростка», накопивший немалый опыт как в разработке, так и в практической социальной работе, может обеспечить полноценное выполнение перечисленных выше функций.
Апробированные методики, оснащенные методологически, методически и документально, передаются для практической реализации в Службу уличной социальной работы и межрайонные (территориальные) структуры.
Помимо разработки, апробирования и методического сопровождения методик уличной социальной работы, периодически возникает необходимость в разработке экспериментальных подпрограмм, направленных на решение каких-либо отдельных проблем. Эти проблемы возникают в связи с переменами в уличной среде, например, появление молодежных групп неофашистского толка, активизация сектантов различных направлений, вспышки враждебности между приверженцами различных музыкальных стилей и др. Существование этих проблем ограничено во времени, затем их сменяют другие. Поэтому для их решения нет необходимости в создании постоянно действующих муниципальных структур либо подразделений в уже существующих структурах. Благотворительный фонд «Институт подростка» является достаточно мобильной структурой, способной оперативно реагировать на возникающие проблемы.
На 1998–1999 годы предлагается разработка и апробация следующих локальных подпрограмм:
-
«Без насилия» и «Нейтральная зона» — обе программы направлены на снижение уровня агрессивности в уличной среде: первая — на работу с экстремистскими уличными сообществами, вторая — на коррекцию поведения фанатов различных музыкальных стилей и групп;
-
«Свободный выбор» — социальная защита несовершеннолетних, ставших жертвами сексуального насилия и порнографической коммерции;
-
«Арттерапия на улице» — реабилитация уличных детей и подростков через эстетическое воздействие;
-
«Антиклей» — реабилитация детей и подростков с токсикоманической зависимостью от клея «Момент».
К созданию новых социозащитных структур следует подходить крайне осторожно. Но основная задача состоит не в том, чтобы создать как можно больше муниципальных учреждений (приютов, социальных гостиниц и пр.), вложив в них много денежных средств и материально-технических ценностей. Гораздо более разумной представляется корректировка деятельности уже существующих учреждений социальной защиты детей и подростков, подведомственных Комитету по делам семьи, детства и молодежи.
Так, социально-реабилитационный центр «Дом милосердия» (ул. Жени Егоровой, 12/2) может быть использован как место пребывания детей и подростков-токсикоманов после лечения в подростковом отделении Городского наркологического диспансера.
В рамках программы «Ребенок в опасности» (ул. Решетникова, 9) может быть организован совместно с Кризисным центром объединения «Детская психиатрия» стационар для детей и подростков, подвергшихся насилию.
В рамках развития системы профилактики безнадзорности в Санкт-Петербурге необходимо создание круглосуточной дежурной телефонной службы, предназначенной для оперативного разрешения кризисных ситуаций с детьми и подростками — «Детская служба 911». В Санкт-Петербурге уже есть опыт функционирования различных «телефонов доверия», «телефонов экстренной психологической помощи» и т. д. Эти телефонные службы в силу своей специфики не в состоянии охватить весь круг проблем, связанных с детскими и подростковыми кризисными ситуациями, особенно касающимися уличных детей и подростков. Служба уличной социальной работы при соответствующей технической оснащенности может взять на себя организационно-диспетчерские функции, с тем чтобы координировать деятельность различных структур, которые способны оказать помощь детям и подросткам в кризисной ситуации.
Планируемые социальные мероприятия можно обобщить в виде следующих таблиц и схемы.
схема организации социальной работы по программе
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4