logo
компл

Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»

Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга» разработана для обеспечения социальной защиты уличных детей и подростков и снижения степени маргинализации уличной детской, подростковой и молодежной среды, а также как основной элемент системы профилактики безнадзорности в Санкт-Петербурге.

Для реализации программы создаются структуры на городском и районном уровнях. Городской уровень представлен Службой уличной социальной работы, являющейся филиалом государственного учреждения «Городской центр по работе с детьми, подростками и молодежью» (ГУ «ГЦРДПМ»). Служба уличной социальной работы самостоятельна в подборе кадров, в выборе методов и объектов воздействия.

Основные функции Службы уличной социальной работы:

Для обеспечения реализации Программы на районном уровне создаются межрайонные центры социальной реабилитации уличных детей и подростков, по одному центру на два-три района.

Такой Центр включает социальную службу и кризисную квартиру для кратковременного пребывания уличных детей и подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Сеть центров создается как подразделение Службы уличной социальной работы. Целесообразно создание трех межрайонных центров в следующих районах:

По возможности для создания и функционирования аналогов межрайонных центров используются существующие учреждения — юридические лица:

В дальнейшем межрайонные центры преобразуются в территориальные комплексы социальной защиты детей и подростков путем присоединения к каждому следующих служб:

Основные функции межрайонных базовых структур:

При межрайонных комплексах организуются пункты социального питания, не являющиеся подразделениями базовых структур. В этих пунктах осуществляется бесплатное обслуживание уличных детей и подростков по жизненным показаниям (так называемое стационарное питание). Дети и подростки направляются в пункты: уличными социальными работниками, инспекторами ОППН, представителями какой-либо общественной организации, осуществляющей социальную защиту детей и подростков, участковыми милиционерами, директорами и социальными работниками школ по согласованию с классными руководителями. Стационарное питание осуществляется как минимум два раза в течение дня: в 12 часов и в 17 часов. Необходимость организации отдельных пунктов стационарного питания диктуется тем, что организация такового на базе существующих столовых путем заключения соответствующих договоров себя не оправдывает:

Помимо стационарного, программа бесплатного питания включает так называемое выездное питание. Оно заключается в том, что уличный социальный работник, выходящий на тусовки (особенно те, контакт с которыми еще не установлен), имеет при себе некоторые продукты в мелких упаковках (печенье, конфеты, чипсы и т. п.) и витамины. Это необходимо для «прикармливания» с целью скорейшего установления контакта с членами тусовки.

Кроме того, социальные работники должны получать некоторые суммы денег на кормление детей вне пунктов социального питания в экстренных случаях, на приобретение необходимых вещей для госпитализируемых детей (например, белья, мыла, зубной щетки, иных предметов личной гигиены).

В проекте не отражены такие обязательные в социальной работе функции, как привлечение средств спонсоров, работа со средствами массовой информации, выпуск методической литературы и иные, так как они являются само собой разумеющимися и в специальном упоминании не нуждаются.

Программа «Улицы Санкт-Петербурга», в силу максимальной приближенности к конкретным уличным детским и подростковым сообществам и возможности координировать усилия отдельных социозащитных и иных структур, позволяет не только создать эффективно действующую систему социальной защиты уличных детей и подростков, но и является важнейшим элементом системы профилактики безнадзорности детей и подростков в Санкт-Петербурге. Уличная работа — специфический вид социальной работы. Для достижения успеха в своей деятельности уличный социальный работник должен с максимальной терпимостью относиться к поведению и внешнему виду детей и подростков. В процессе взаимодействия с тусовками и с отдельно взятыми детьми и подростками постоянно возникают нестандартные ситуации, требующие столь же нестандартных ответных действий. Поэтому в деятельности уличных социальных работников невозможны жестко заданные стереотипы. Обстановка, складывающаяся в детской и подростковой уличной среде, постоянно меняется, возникают и распадаются различные группировки, направления.

В силу этого необходима структура, которая могла бы:

Благотворительный фонд «Институт подростка», накопивший немалый опыт как в разработке, так и в практической социальной работе, может обеспечить полноценное выполнение перечисленных выше функций.

Апробированные методики, оснащенные методологически, методически и документально, передаются для практической реализации в Службу уличной социальной работы и межрайонные (территориальные) структуры.

Помимо разработки, апробирования и методического сопровождения методик уличной социальной работы, периодически возникает необходимость в разработке экспериментальных подпрограмм, направленных на решение каких-либо отдельных проблем. Эти проблемы возникают в связи с переменами в уличной среде, например, появление молодежных групп неофашистского толка, активизация сектантов различных направлений, вспышки враждебности между приверженцами различных музыкальных стилей и др. Существование этих проблем ограничено во времени, затем их сменяют другие. Поэтому для их решения нет необходимости в создании постоянно действующих муниципальных структур либо подразделений в уже существующих структурах. Благотворительный фонд «Институт подростка» является достаточно мобильной структурой, способной оперативно реагировать на возникающие проблемы.

На 1998–1999 годы предлагается разработка и апробация следующих локальных подпрограмм:

К созданию новых социозащитных структур следует подходить крайне осторожно. Но основная задача состоит не в том, чтобы создать как можно больше муниципальных учреждений (приютов, социальных гостиниц и пр.), вложив в них много денежных средств и материально-технических ценностей. Гораздо более разумной представляется корректировка деятельности уже существующих учреждений социальной защиты детей и подростков, подведомственных Комитету по делам семьи, детства и молодежи.

Так, социально-реабилитационный центр «Дом милосердия» (ул. Жени Егоровой, 12/2) может быть использован как место пребывания детей и подростков-токсикоманов после лечения в подростковом отделении Городского наркологического диспансера.

В рамках программы «Ребенок в опасности» (ул. Решетникова, 9) может быть организован совместно с Кризисным центром объединения «Детская психиатрия» стационар для детей и подростков, подвергшихся насилию.

В рамках развития системы профилактики безнадзорности в Санкт-Петербурге необходимо создание круглосуточной дежурной телефонной службы, предназначенной для оперативного разрешения кризисных ситуаций с детьми и подростками — «Детская служба 911». В Санкт-Петербурге уже есть опыт функционирования различных «телефонов доверия», «телефонов экстренной психологической помощи» и т. д. Эти телефонные службы в силу своей специфики не в состоянии охватить весь круг проблем, связанных с детскими и подростковыми кризисными ситуациями, особенно касающимися уличных детей и подростков. Служба уличной социальной работы при соответствующей технической оснащенности может взять на себя организационно-диспетчерские функции, с тем чтобы координировать деятельность различных структур, которые способны оказать помощь детям и подросткам в кризисной ситуации.

Планируемые социальные мероприятия можно обобщить в виде следующих таблиц и схемы.

схема организации социальной работы по программе