logo
компл

Послесловие 98

Список используемой литературы 101

Приложения 106

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные российские подростки находятся в положении «двойного» кризиса, когда на присущие этому возрасту физиологические, психические и социальные сложности накладывается глубокий экономический, социально-политический и идейно-нравственный кризис практически всех основных сфер общества и государства. Это усиливает социальную дезадаптацию детей и подростков и увеличивает долю лиц, ведущих нездоровый образ жизни. Выработка оптимальных методических подходов к решению такой значимой социальной проблемы, как социальная адаптация, и правильное удовлетворение основных потребностей детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, требуют детального научного осмысления, определения сущности и способов оценки в настоящей кризисной ситуации.

Цель монографии — разработка системного комплекса методов проведения оценки данных о потребностях ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, оставшегося без попечения родителей, и возможных способов удовлетворения этих потребностей в целях первоочередного обеспечения прав и законных интересов ребенка. Достигается эта цель путем анализа зарубежного и российского опыта по созданию системы оценки развития, условий жизни и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также с помощью разработки обоснованной интегративной модели комплексной оценки уровня развития, условий жизни и воспитания этих детей.

В ходе исследования проведен анализ российского и зарубежного опыта по созданию системы оценки развития, условий жизни и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Результаты анализа дадут возможность разработки обоснованной интегративной модели комплексной оценки уровня развития, условий жизни и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей.

Материалы, полученные в результате начатых исследований, послужат основанием для создания пакета методических материалов по практическому применению стандартизированной системы оценки внедрения новых методов в практическую деятельность органов опеки и попечительства и других уполномоченных служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Глава

первая

Анализ российского

и зарубежного опыта по оценке уровня развития, условий жизни

и воспитания детей, оказавшихся

в трудной жизненной ситуации

К категории несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы относим детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оставшихся без определенного места жительства вследствие утраты жилья родителями или побегов из дома и социального учреждения, детей и подростков, проявляющих различные формы аддиктивного и девиантного поведения.