logo
компл

Диагностика неформальных взаимоотношений подростков

Образование сети устойчивого взаимодействия подростков происходит непрерывно, динамично и осуществляется в форме скрытых контактов. Таким образом, следует найти адекватные способы получения исходных данных. Кроме того, необходимо выбрать наглядные и в то же время удобные для восприятия и понимания профессиональными работниками способы отображения первичной информации в целях ее дальнейшего использования.

Ниже приводится социографический метод диагностики состояния межличностного (неформального) взаимодействия подростков и определения положения личности в группе. В его основе лежит определенная последовательность процедур:

а) целенаправленное интенсивное (на одних этапах постоянное, а на других — выборочное, эпизодическое) наблюдение за реальными контактами подростков, включенных в различные виды совместной жизнедеятельности, или наблюдение за их поведением в значимых ситуациях (например, конфликтных);

б) фиксированное отображение единиц наблюдения (частоты, продолжительности и плотности контактов, реального «языка» общения) на специальной социографической матрице;

в) построение структуры (конфигурации) сетей неформального взаимодействия с помощью графической техники (социограммы или коммуникограммы);

г) определение малых групп по плотности, выраженности межличностных контактов с последующим причинно-целевым анализом состояния взаимоотношений.

Процесс диагностирования неформального взаимодействия состоит из четырех взаимосвязанных этапов.

На первом, подготовительном, этапе основное внимание уделяется построению социографической матрицы. В ней каждый подросток представлен как в вертикальном, так и горизонтальном ряду.

Заполнение матрицы начинается со списка подростков, включенных в формально организованные группы, например, классы или группы в условиях приюта или интерната. Для удобства обращения с первичной информацией каждому члену группы может присваиваться порядковый номер. В течение всего обследования он фигурирует под ним. Если объектом наблюдения является класс, то нумерация подростков производится в алфавитном порядке.

Одновременно с этим на матрице отмечается характеристика конкретного подростка. В зависимости от задач исследования в соответствующие графы заносится информация об индивидуальных, социально-демографических, уголовно-правовых параметрах подростка.

Ими могут быть: возраст, образование, национальность, вид дезадаптации и т. п. Для наглядности и удобства работы перечисленные характеристики желательно кодировать определенными цветами или символами.

Следующий шаг заключается в выявлении и регистрации межличностного взаимодействия подростков, а также первичной классификации их поведения. Заполнение матрицы на этом этапе лучше всего начать с неформальных групп, членство подростков в которых хорошо известно. Их фиксирование на матрице производится закрашиванием клеток цветами, символизирующими характеристику тех или иных членов групп.

После завершения этого этапа, основное внимание должно быть сосредоточено на регистрации постоянных сетей взаимодействий подростков. Успешность данного этапа зависит от качества наблюдения, психологической проницательности наблюдателей и правильного выбора ими единиц регистрации поведения, отражающих характер межличностных контактов. Вследствие указанных факторов целесообразно планировать конкретные программы наблюдения с учетом поставленных задач, особенностей объекта и специфики условий, в которых он находится.

В ходе наблюдения обязательной фиксации подлежат социально-ориентированные реакции типа «кто, к кому и каким способом обращается», а также возможные ответные действия, в том числе стремление адресата избегать ситуации общения.

Важной характеристикой, позволяющей оценить степень влияния личности и ее положение в групповой структуре, является степень интенсивности, с которой тот или иной субъект общается с окружающими в своей персональной сети взаимодействия. На основе результатов наблюдения в соответствующие ячейки матрицы могут вноситься численные значения переменных, отражающих личностные и групповые сети взаимодействия. Например, единичные, так называемые «фоновые», поверхностные, случайные контакты могут изображаться точками, а постоянные, устойчивые взаимосвязи — цифрами, символизирующими число или плотность контактов. Последние, в свою очередь, служат косвенными показателями степени эмоциональной сплоченности и устойчивости неформальных групп.

Нижняя левая часть матрицы предназначена для фиксирования происходящих межличностных конфликтов. В их число могут входить не только разнообразные физические действия, сопряженные с открытой агрессией, но и вербальные межлич-ностные реакции — взаимные оскорбления, угрозы и т. п.

В графах социоматрицы, обозначенных как «внешние контакты» и «внешние конфликты», предусмотрена возможность фиксации взаимосвязей подростков из различных групп.

Социографическое изображение выявленных сетей личностных и групповых взаимосвязей составляет содержание третьего процедурного элемента методики. В этих целях используется прием так называемого «остановленного кадра». Он позволяет через определенные интервалы времени достаточно точно фиксировать динамику неформальных взаимоотношений осужденных.

Способы построения сети неформальных связей напоминают традиционные социограммы. Они имеют вид графов с числом вершин, соответствующих числу подростков, образующих своего рода «связанное социально-психологическое ядро». Конфигурация взаимосвязей и расположение таких «ядер» дает возможность наглядно представить структуры коммуникаций.

Графическое построение системы неформального взаимодействия базируется на информации, имеющейся в социоматрице, причем выбор объекта в каждом конкретном случае диктуется задачами исследования. Каждая вершина графа будет символизировать конкретного человека, а векторы, соединяющие (замыкающие) их, — постоянные межличностные контакты.

Для удобства последующего анализа можно изображать линии различными цветами. Например, более сильные, устойчивые взаимодействия обозначить красным цветом, а слабые связи — желтым и т. д.

Аналогичную символику желательно использовать и для обозначения пенитенциарной характеристики подростков, образующих ту или иную неформальную группу.

Конфликтные взаимоотношения между отдельными подростками или группами отмечаются соединением соответствующих графов или же «социальных ядер» (межгрупповой конфликт) волнистой линией. Выбор символики или способов кодирования для изображения взаимосвязей подростков произволен.

Распределение устойчивых узлов связей обычно начинается с поиска наиболее популярных (по числу контактов) членов групп, а затем выявления постоянных двойных, тройных и т. д. взаимоконтактов. Такого рода «узлы сжатия» выполняют роль эмоционально-психологических ядер общения и свидетельствуют о наличии сплоченных неформальных групп. При анализе интегративных социограмм выделяют следующие типичные подструктуры: двойная связь (диады); триады — общности, состоящие из трех человек; «цепочки» — ситуативные, диффузные образования; «звезды» — сплоченные неформальные группы с явно выраженными лидерами (табл. 7).

Таблица 7

п/п

Ф.И.О.

Комплексная характе-ристика

Асоциальная характе-ристика

1

2

3

n

Контакты,

всего

Внешние контакты

Внешние конф-ликты

1

Иванов

2

Петров

3

Сидоров

4

5

n

Изучение и последующее сравнение социограмм в зависимости от периодов обследования позволяет эффективно контролировать развитие неформальной сферы общения подростков. На основе суммарного социографического изображения сетей личностных и межгрупповых связей представляется возможным формализовать типичные модели взаимодействия.

Вполне естественно, что надежность результатов будет зависеть от характера наблюдения и подготовленности лиц, включенных в процесс сбора информации. Чем большее число элементов взаимодействия становится единицами наблюдения и чем оно проводится качественнее, тем выше вероятность получения реальной картины взаимоотношений. Практика показывает, что степень надежности и глубина проникновения в сущность явления повышается, если наряду с указанной методикой применяются дополнительные источники информации.

Причинно-целевой анализ системы взаимодействий подростков является завершающим, четвертым, этапом диагностики. Принципиальное отличие заключается в проникновении исследователя в содержательную социально-психологическую природу внутригрупповых и межгрупповых отношений.

В основе данного этапа лежат эмпирические параметры и факторы, влияющие на активность субъектов общения, психологическую атмосферу, а также функционирование неформальных групп. К ним относятся привлекательность тех или иных социальных общностей и удовлетворенность эмоциональных потребностей личности, случаи группового давления, принуждения и психологического контроля, причины конфликтов и их последствия, мотивация и способы влияния на индивидуальное поведение.

Обращение к указанным детерминантам позволяет психологам: оценить качество межличностных отношений; осуществить дифференциацию групп в рамках субкультуры; выявить иерархию статусов и ориентацию членов групп; установить личностные и групповые особенности участников взаимодействия. Знание этих характеристик имеет важное значение с реабилитационной точки зрения, поскольку при дефиците информации о процессах общения вряд ли возможно принять обоснованное решение по изменению микросоциальной ситуации в желаемом направлении.

Изучение перечисленных феноменов — непростое дело. Оно требует значительных усилий по отбору, систематизации и обобщению наиболее информативных показателей. На этом этапе рекомендуется применять различные методики, набор которых будет зависеть от конкретных условий, компетенции специалистов, стоящих перед ними задач.

Для более точной оценки состояния межличностных отношений и анализа характерологических черт подростков целесообразно применение тестовых методик для решения задач психокоррекционной работы.

Практика показывает, что в число предпочтительных желательно включать: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко, цветовой тест отношений М. Люшера, отдельные проективные методы исследования субъективного отражения взаимоотношений, например, тест Розенцвейга, ТАТ, тест Зонди, Hand-тест, опросник Баса—Дарки, личностный опросник Г. Айзенка и др. Широкое применение указанных диагностических приемов будет являться перспективным направлением для более точного понимания механизмов межличностного поведения и измерения индивидуально-психологических свойств, влияющих на процесс общения.

В практической работе специальному анализу подлежат формы установления межличностных контактов, в которых отражаются эмоциональные переживания, чувства и потребности подростков. Известно, что в условиях трудной ситуации неписаные и жесткие правила заставляют подростка воздерживаться от открытого выражения намерений и публичной демонстрации чувств.

Он предпочитает общаться таким образом, чтобы в случае опасности иметь возможность легко и безболезненно отказаться от своих высказываний. Отсутствие взаимного доверия также приводит к маскировке ситуаций контактов и содержания общения. Подростки избегают говорить то, о чем думают и что в действительности хотят получить от других.

Вполне естественно, что сокрытие или сдерживание чувств затрудняет адекватное восприятие и анализ межличностного взаимодействия. Для преодоления этих барьеров желательно применять так называемые оценочные шкалы отношений. Они могут включать перечень опосредованных личностных реакций, которые являются довольно типичными и не имеют, на первый взгляд, явно выраженной связи с характеристиками субкультуры.

В качестве иллюстрации приведем возможность использования шкалы для косвенной оценки межличностных отношений. В ее основе лежит идея о взаимосвязи внешних действий с внутренними состояниями и побуждениями личности. Данная шкала позволяет выявить доминирующие эмоциональные отношения и психологический климат в субкультуре с опорой на экспрессивные формы поведения подростков (табл. 8).

Таблица 8

Характеристика взаимоотношений

Формы экспрессивных проявлений взаимоотношений

Положительная эмоциональная ситуация. Полюс привлекательности, удовлетворенность и интеграция взаимодействия

1. Открытый, прямой взгляд, доброжелательная улыбка.

1.1. Демонстрирует дружеские толчки, легкие касания, похлопывания по плечу.

1.2. Стремится к сокращению физической дистанции в ситуации общения, например, пожимает руку при встрече.

2. Помогает советом, дает нужную информацию.

2.1. Выражает согласие только со справедливыми требованиями.

2.2. Уважает независимость других.

2.3. Высказывает конструктивные соображения.

2.4. Повышает статус другого.

2.5. Избегает категоричности в оценках.

2.6. Использует похвалы и поощрения.

2.7. Открыто выражает свои переживания.

2.8. Проявляет солидарность с позицией другого.

2.9. Просит совета и поддержки у окружающих.

Отрицательная эмоциональная ситуация. Полюс неудовлетворенности и дезинтеграция отношений

3. Смотрит вызывающе, пристально.

3.1. Держится напряженно, принимает «закрытые» позы, стремится занять как можно меньше места в социальном пространстве.

3.2. Открыто высказывает оскорбления, угрозы в адрес окружающих.

4. Демонстрирует равнодушие к партнерам по общению. Обманывает, симулирует.

4.1. Проявляет неуважение к собеседнику. Отказывает в помощи.

4.2. Предъявляет необоснованные претензии, ведет себя грубо и агрессивно. Демонстрирует силу, превосходство или нетерпимость к чужому мнению.

4.3. Приписывает окружающим мнимые отрицательные черты.

4.4. Предпочитает резкий тон, часто употребляет нецензурные выражения, ругань и проклятия в адрес других.

4.5. Старается ограничить или контролировать действия окружающих. Приказывает и запрещает.

4.6. Всячески избегает общения, стремится держаться в одиночестве

Использование данной классификационной схемы позволяет более детально охарактеризовать конкретные ситуации взаимодействия. Кроме того, с ее помощью можно определить систему социальных установок подростков. По выраженности тех или иных реакций нетрудно сделать вывод о готовности к сближению, интеграции с окружающими, или напротив — конфликтам с ними, подчинению, доминированию над другими, самоизоляции и т. д.

Логика диагностики предполагает выявление функционально-ролевых характеристик каждого члена неформальной группы. В этой связи важно найти ответы на следующие вопросы: кто в наблюдаемом сообществе влияет на сплоченность в процессе принятия решений? Какими качествами (достоинствами и недостатками) обладает лидер группы? С кем он предпочитает общаться? Имеются ли у него «исполнители» и прикрытие? Какой тип структуры сформирован вокруг него? Какие способы использует лидер для оказания давления на окружающих?

Чтобы определить, насколько полно удовлетворены эмоциональные потребности и оценить степень привлекательности группы для индивида, желательно выяснить, какие чувства и переживания испытывают подростки интенсивно, а какие — нет; насколько члены группы открыты для сотрудничества, оказывают ли они взаимопомощь; к чему стремятся члены группы и какое ощущение они испытывают от принадлежности к ней.

В этом контексте желательно сделать анализ неформальной нормативно-ценностной системы, поскольку в каждой группе складываются устойчивые представления о желательном стиле поведения и ответственности.

Существенная роль должна отводиться поиску причин конфликтов и выяснению мотивационных факторов, определяющих внутригрупповую жизнь. Желательно установить: как распределяются в группе дефицитные материальные и нематериальные ресурсы; имеются ли в ней подростки, чувствительные и податливые к внешнему влиянию; насколько сильно в эмоциональном плане они связаны с группой; что стремится получить тот или иной подросток от членства в ней; где кроются источники конфликта; каким способом разрешаются конфликтные ситуации; каковы отношения между группами в случае конфликта; какие изменения происходят во взаимоотношениях после конфликта; кто и как реагирует на конфликтное взаимодействие.

В целях диагностики чувства принадлежности к неформальной группе и определения степени групповой ассимиляции можно выделить:

Для выявления и фиксации индивидуальных переменных, отражающих картину взаимоотношений в группе, можно применять специальную карточку наблюдения за поведением.

При анализе особенностей неформальных групп необходимо учитывать: социально-демографические характеристики участников взаимодействия; их прошлый социальный опыт, в том числе мотивацию и источники асоциального поведения; уголовно-правовые параметры; взаимосвязи с семьей и т. д.

Ниже приводится описание структурно-логической схемы, позволяющей создать социально-психологический портрет группы.

Структурно-логическая схема описания

социально-психологической характеристики групп подростков

1. Количество членов группы.

2. Половозрастной состав.

3. Социальный (субкультурный) состав.

4. Национальный состав.

5. Количество лидеров (характер социальной направленности, стиль руководства группой, взаимоотношения между лидерами).

6. Приближенные к лидеру.

7. Изолированные и отвергнутые — отношение к ним со стороны группы.

8. Наличие подгрупп — их взаимоотношения друг с другом и со всей группой.

9. Характер активности группы.

10. Сплоченность группы.

11. Удовлетворенность общением (конфликтность).

12. Взаимоотношения группы с внешним окружением.

13. Интенсивность общения в группе (экспансивность).

14. Наиболее эффективные способы взаимодействия с группой.

Характеристика пишется на основании наблюдений, бесед, социометрии.

Подводя итог вышеизложенным подходам к оценке подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы предлагаем программу их комплексной оценки и реабилитации.

Ниже приводится форма документа, в котором отражен весь ход диагностического и реабилитационного процесса, действия специалистов, участвующих в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Данный документ отражает реальный путь, или алгоритм действий, специалистов на вывод несовершеннолетних из трудной жизненной ситуации и позволяет своевременно вносить изменения в систему действий всех его участников. Его заполнение требует кропотливости, внимательности и краткости изложения выводов за конкретный период. Особенностью документа является его индивидуально открытая схема действия, передающаяся по пути дальнейшего движения несовершеннолетнего для облегчения его реабилитации.