logo
компл

1.4. Детерминанта физического

и психического здоровья

В настоящее время существенно повысился уровень заболеваемости среди детей, это влияет и на школьную успеваемость, и на социальную адаптацию школьников. Частые заболевания отвлекают ребенка от учебного процесса, ему трудно догнать своих товарищей, он зачастую не справляется с учебным материалом самостоятельно, что приводит к негативному восприятию учебного процесса, прогулам школы и постепенному переходу в группу риска.

А. Валаговым, Н. Волобоевым, Л. Мальцевой [13] было выявлено, что за последние пять лет показатель детей, состоящих на учете в поликлиниках с хронической патологией, увеличился в 2,4 раза. Наиболее распространенными являются болезни нервной системы и органов чувств (32,4%); эндокринной системы (16,5%), в том числе более половины составляют заболевания щитовидной железы; органов дыхания (9,4%), среди которых преобладает хронический тонзиллит; костно-мышечной (8,1%), мочеполовой (6,5%), сердечно-сосудистой (6,0%), пищеварительной (5,8%) систем. За пять лет в 6,1 раза увеличилось число школьников, состоящих на диспансерном учете по поводу заболеваний нервной системы и органов чувств, в 2,2 раза — с эндокринными расстройствами.

Т. Колеснеченко и Е. Малинина [45] отмечают, что школьная дезадаптация учащихся начальных классов, обусловленная резидуально-органической церебральной недостаточностью, связана с повышенным риском девиантного поведения в более старшем возрасте.

Каждый возрастной этап растущего организма характеризуемся определенными морфологическими и функциональными особенностями. Г. Минаковой [59] были проведены исследования 60 детей из групп с задержкой психического развития в возрасте 6,5–7 лет. Кроме того, в группе детей с ЗПР обнаружены различные функциональные расстройства: энурез, заикание, хронические заболевания, хронические бронхиты, хронические тонзиллиты, болезни почек, аллергические состояния, заболевания кожи. Среди этих детей чаще распространены искривление осанки (сколиозы), плоскостопие, что порождает недостаточную двигательную активность, быструю утомляемость, снижение работоспособности.

Исследование В. Ишухина и Е. Ишухиной [37], посвященное уровню физической подготовленности школьников, показало, что он зависит от степени активности ребенка, занятий физическими упражнениями, но все же в значительной мере определяется наследственными факторами, размерами тела, особенностями морфологического строения тканей, генетическими функциональными особенностями работы органов и систем организма.

О. Панфилов, О. Долгина и С. Перов [63] описывают результаты наблюдения за школьниками 1–2 классов, имеющих разные объемы двигательной деятельности. Часть наблюдаемых школьников систематически занималась (3 раза в неделю) в секции художественной гимнастики. Физическая активность остальных детей ограничивалась школьной программой. Определялись тотальные антропометрические размеры, физическое состояние, нервно-психические функции, параметры кровообращения. К концу учебного года была установлена отрицательная динамика у всех наблюдавшихся детей по большинству исследованных функций. Вместе с тем выявлены различия между занимающимися (1 группа) и не занимающимися спортом (2 группа). У школьников 2 группы к окончанию учебного года снизился уровень физической работоспособности, низкий уровень гибкости остался без изменений, повысился исходный вегетативный тонус по параметрам и индекс вегетативного обеспечения при физической нагрузке. В этой же группе обнаружено увеличение количества учащихся с нарастанием скрытого умственного утомления. У школьников 1 группы улучшился уровень физической работоспособности, возросла гибкость, повысился процент детей с хроническим напряжением, повысилось напряжение вегетативной нервной системы, снизилась адекватность мироощущения и возрос психологический дискомфорт.

Таким образом, дополнительные трехразовые занятия в спортивных секциях наряду с положительным оказывают заметное и отрицательное влияние на психофизиологические функции, что связано, вероятно, с жестким общим и двигательным режимом, «смазывающим» эффект активного отдыха при напряженной учебной деятельности младших школьников.

Большинство специалистов в области медицины, физиологии и гигиены подходят к рассмотрению вопросов здоровья комплексно, так как оно определяется рядом показателей (уровнем физиологического развития, резервными возможностями организма и т. д.). Поэтому одной из задач является освоение принципов диагностики здоровья. Важным критерием оценки здоровья служит степень адаптации, которую на вегетативном уровне наиболее эффективно оценивать с помощью так называемого коэффициента здоровья (КЗ — переменная величина, зависящая от динамических факторов внешней среды и от внутренней среды организма). Данный показатель удобен в использовании, поскольку является условной количественной величиной, математически связанной с конкретными морфофункциональными показателями (рост и масса тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление), отражающими состояние различных адаптационных и гомеостатических механизмов (А. А. Айдара-лиев, Р. М. Баевский и др.).

Н. Лысова [57] пришла к выводу, что определение КЗ у школьников с различными конституционными типами показало, что он самый низкий у детей дигестивного типа обоего пола. Анализ индивидуальных показателей КЗ свидетельствует о разнонаправленных изменениях его в течение учебного года. Дети индивидуально реагируют на несоответствие их биоритмов и режима учебно-воспитательного процесса.

Проблемами прогнозирования заболеваний среди детей и взрослых занимаются многие современные отечественные и зарубежные специалисты. И. Климова установила, что самооценка здоровья студентов (юноши и девушки в возрасте 16–17 лет из обычных семей) идет вразрез с результатами углубленных комплексных исследований, что базируется на недооценке здоровья как доминирующей ценности в жизни. Студентам факультета физической культуры БГПУ был предложен ряд экспресс-методик, позволяющих оценить уровень своего здоровья. В качестве тестов использовали экспресс-систему Г. Л. Апанасенко с соавт. (1986), основанную на зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов и проявлениями экономизации функций кардиореспираторной системы, и экспресс-оценку уровня здоровья, по Белову (1992), оценивающую количественные показатели функционирования жизнеобеспечивающих систем.

И. Климова предлагает использование предложенных методик в практике работы со школьниками для выявления риска заболеваемости и своевременного применения профилактических мер.

В. Белов [7] предлагает методику прогнозирования заболеваемости у лиц с различным состоянием здоровья. Большая разрешающая способность предлагаемой методики оценки уровня здоровья позволяет прогнозировать как абсолютное здоровье и долголетие, так и зону болезней с высокой степенью вероятности. Разработанный 7-балльный метод оценки уровня здоровья позволяет более точно дифференцировать физическую нагрузку в оздоровительной тренировке и тем самым повышать ее эффективность при определении состояния здоровья школьников.

Результаты комплексных исследований различных слоев населения (школьники, студенты, взрослые, спортсмены), проведенных В. Вишневским [15], свидетельствуют о выраженной связи между физическим, психическим и социальным компонентами здоровья. Автор считает, что реализация комплексного подхода сегодня невозможна без использования современных информационных технологий. Для этих целей создано автоматизированное рабочее место валеолога. Программно-аппаратный комплекс позволяет изучить мотивационную сферу человека, оценить его физическое, психологическое и социальное благополучие, разработать индивидуальную оздоровительную программу.

В выборе средств оздоровления предпочтение отдается естественным факторам, которые выгодно отличаются от медикаментозных тем, что влияли на человека на протяжении многих поколений, реакции на них закреплены генетически, а постоянное воздействие на организм человека превращает их в необходимые раздражители. Однако, полагает автор, для человека, существа изначально социального, естественными и обязательными являются еще и мероприятия по нормализации психологического статуса, групповая психотерапия, стимулирующая механизмы саморегуляции.

В подростковом возрасте в контексте физического развития проявляется феномен акселерации и инфантилизма. Физическая акселерация, несомненно, сочетается с определенным ускорением психического развития, особенно в части интеллекта и способностей. Тем не менее взаимоотношения физической акселерации и развития личности очень непросты. У таких подростков нередко долго еще сохраняются некоторые детские черты, сочетающиеся с интересами взрослых, эмоциональная неустойчивость, податливость случайным влияниям. Чувство ответственности, долга оказывается недостаточно развитым.

Все эти диспропорции могут быть факторами, способствующими нарушениям поведения (А. Е Личко). Наиболее неблагоприятным является особый вариант акселерации — интенсификация (резкое ускорение темпа полового созревания), за два-три года половой метаморфоз полностью завершается, и к 14–15 годам физически подросток превращается во взрослого. Это может влиять на раннее начало половой жизни как у юношей, так и у девушек, что в свою очередь повышает риск не только незапланированных беременностей среди подростков, но и риск заболеваний, передающихся половым путем. В настоящее время статистика показывает высокий риск заболевания иммунодефицитом среди подростков, так как в настоящее время не существует адекватных методов работы с ними по предупреждению заболеваний, передающихся половым путем.

Инфантилизм остается достаточно распространенным и в эпоху акселерации. Инфантильные подростки в группе сверстников оказываются в сложном положении: они испытывают трудности в контактах, их отвергают, они чувствуют себя отщепенцами. Часть из них тянется к малышам, но часть встает на путь нарушений поведения, в основе которых нередко лежат еще детские реакции оппозиции, подражание старшим, развитым и ярким, с их точки зрения, подросткам, компенсации и гиперкомпенсации. Если при акселерации больше страдают девочки, то при инфантилизме — мальчики. Причины инфантилизма различны. Чаще всего он бывает конституциональным, но может быть вызван длительными соматическими заболеваниями, эндокринными нарушениями, а также изнеженным воспитанием.