logo
компл

Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ

Жизненные

ценности и интересы

Агрессивные несовершеннолетние осужденные (n = 97)

Нормативные несовершеннолетние осужденные (n = 86)

Учащиеся средних школ (n = 111)

Ki

Rm

Ki

Rm

Ki

Rm

Материальное благополучие

0,841

1

0,832

1

0,719

3

Профессионально-образовательное развитие

0,643

4

0,622

3

0,820

1

Культурное развитие

0,541

6

0,433

6

0,773

2

Физическое развитие и здоровье

0,662

3

0,603

4

0,659

4

Любовь, семья, брак

0,601

5

0,541

5

0,561

5

Досуг, развлечения

0,723

2

0,761

2

0,503

6

Примечание: n — число исследуемых; Ki — коэффициент интенсивности; Rm — ранговое место.

Исследование показало значимые различия в направленности интересов и ценностных ориентаций 283 несовершеннолетних (97 осужденных с агрессивным типом поведения, 86 осужденных с нормативным типом поведения и 111 учащихся школ). Для воспитанников колонии важными являются материальное благополучие — первое ранговое место (Ki = от 0,84 до 0,83); досуг, развлечения как приятное и бесцельное времяпрепровождение занимают второе место (Ki = от 0,83 до 0,63); стремление к физическому развитию, как желание физического превосходства и подавления других, стоит на третьем месте (Ki = от 0,66 до 0,62). Для них мало что значит стремление получить профессию и образование — четвертое место (Ki = от 0,64 до 0,6), а культурное развитие имеет последнее, шестое, ранговое место (Ki = от 0,54 до 0,43) в структуре их жизненных ценностей.

У благополучных подростков жизненные ценности ориентированы прежде всего на получение профессионально-образовательного развития — первое ранговое место (Ki = 0,82) и культурного развития — второе место (Ki = 0,773), на третьем месте (Ki = 0,719) — материальное благополучие. Таким образом, ценностные ориентации и интересы подростков (учащихся средних школ) и несовершеннолетних осужденных имеют выраженные черты различия. Эти особенности направленности интересов и жизненных ценностей должны учитываться при планировании и проведении воспитательной работы по профилактике и коррекции агрессивного, а в целом девиантного поведения среди детей и подростков.

Агрессивность подростков нередко проявляется в совершении противоправных, делинквентных поступков.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание у них мелких карманных денег, угон с целью покататься велосипедов и мотоциклов, которые потом бросаются. Реже встречаются мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений. Делинквентность является наиболее ярким проявлением поведения неустойчивого типа психопатий и акцентуаций характера (А. Е. Личко).

Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть различными в зависимости от акцентуации характера. Кражи для неустойчивого подростка — прежде всего путь раздобыть средство для развлечений и удовольствий. При гипертимной акцентуации кража может носить престижный характер — хочется показать приятелям свою смелость, упрочиться в роли лидера. У шизоидов встречаются кражи во имя «восстановления справедливости», для того чтобы пополнить собираемую коллекцию, и т. п. Для эпилептоида само чувство риска («холодок») в момент совершения кражи может доставлять трудноописываемое наслаждение, хотя ценность похищаемого привлекает прежде всего.

Во время пубертатного криза девиантное поведение почти всегда содержит аутоагрессивный компонент в виде аддиктивного поведения (И. Е. Буторина и Е. Д. Дедков [11]).