Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
Жизненные ценности и интересы | Агрессивные несовершеннолетние осужденные (n = 97) | Нормативные несовершеннолетние осужденные (n = 86) | Учащиеся средних школ (n = 111) | |||
Ki | Rm | Ki | Rm | Ki | Rm | |
Материальное благополучие |
0,841 |
1 |
0,832 |
1 |
0,719 |
3 |
Профессионально-образовательное развитие |
0,643 |
4 |
0,622 |
3 |
0,820 |
1 |
Культурное развитие | 0,541 | 6 | 0,433 | 6 | 0,773 | 2 |
Физическое развитие и здоровье |
0,662 |
3 |
0,603 |
4 |
0,659 |
4 |
Любовь, семья, брак | 0,601 | 5 | 0,541 | 5 | 0,561 | 5 |
Досуг, развлечения | 0,723 | 2 | 0,761 | 2 | 0,503 | 6 |
Примечание: n — число исследуемых; Ki — коэффициент интенсивности; Rm — ранговое место.
Исследование показало значимые различия в направленности интересов и ценностных ориентаций 283 несовершеннолетних (97 осужденных с агрессивным типом поведения, 86 осужденных с нормативным типом поведения и 111 учащихся школ). Для воспитанников колонии важными являются материальное благополучие — первое ранговое место (Ki = от 0,84 до 0,83); досуг, развлечения как приятное и бесцельное времяпрепровождение занимают второе место (Ki = от 0,83 до 0,63); стремление к физическому развитию, как желание физического превосходства и подавления других, стоит на третьем месте (Ki = от 0,66 до 0,62). Для них мало что значит стремление получить профессию и образование — четвертое место (Ki = от 0,64 до 0,6), а культурное развитие имеет последнее, шестое, ранговое место (Ki = от 0,54 до 0,43) в структуре их жизненных ценностей.
У благополучных подростков жизненные ценности ориентированы прежде всего на получение профессионально-образовательного развития — первое ранговое место (Ki = 0,82) и культурного развития — второе место (Ki = 0,773), на третьем месте (Ki = 0,719) — материальное благополучие. Таким образом, ценностные ориентации и интересы подростков (учащихся средних школ) и несовершеннолетних осужденных имеют выраженные черты различия. Эти особенности направленности интересов и жизненных ценностей должны учитываться при планировании и проведении воспитательной работы по профилактике и коррекции агрессивного, а в целом девиантного поведения среди детей и подростков.
Агрессивность подростков нередко проявляется в совершении противоправных, делинквентных поступков.
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание у них мелких карманных денег, угон с целью покататься велосипедов и мотоциклов, которые потом бросаются. Реже встречаются мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений. Делинквентность является наиболее ярким проявлением поведения неустойчивого типа психопатий и акцентуаций характера (А. Е. Личко).
Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть различными в зависимости от акцентуации характера. Кражи для неустойчивого подростка — прежде всего путь раздобыть средство для развлечений и удовольствий. При гипертимной акцентуации кража может носить престижный характер — хочется показать приятелям свою смелость, упрочиться в роли лидера. У шизоидов встречаются кражи во имя «восстановления справедливости», для того чтобы пополнить собираемую коллекцию, и т. п. Для эпилептоида само чувство риска («холодок») в момент совершения кражи может доставлять трудноописываемое наслаждение, хотя ценность похищаемого привлекает прежде всего.
Во время пубертатного криза девиантное поведение почти всегда содержит аутоагрессивный компонент в виде аддиктивного поведения (И. Е. Буторина и Е. Д. Дедков [11]).
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4