2. Медицинская оценка подростка,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Под физическим развитием понимают совокупность признаков, характеризующих рост и развитие всего организма и отдельных его систем и органов в конкретный период времени. Физическое развитие — процесс непрерывный, хотя и неравномерный. Каждый этап возрастного развития характеризуется комплексом морфофункциональных свойств организма, определяющих длину и массу тела, его поверхность и форму, соотношение основных показателей физического развития, интенсивность нарастания всех размеров тела. В совокупности количественные и качественные проявления уровня физического развития отражают фазность развития и уровень зрелости, присущий каждому этапу онтогенеза.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Интенсивность изменения его показателей зависит от возраста и тем значительнее, чем младше ребенок. Максимальный рост всех параметров физического развития наиболее выражен во внутриутробный период и у ребенка первого года жизни. Скорость роста от рождения к зрелости неуклонно снижается, однако между 5–8 и 11–15 годами в разном возрасте у мальчиков и девочек проявляются ростовые скачки. Первый — между 5–8 годами, меньший по интенсивности, полуростовой скачок. Второй — между 11–15 годами — большой пубертатный скачок.
Показателям физического развития присущи и определенные половые различия. Так, например, многие морфологические и особенно функциональные показатели (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, сила мышц, выносливость к статическим напряжениям и к динамической работе) у девочек всех возрастов заметно ниже, чем у мальчиков. Лишь в период полового созревания девочек наблюдается сближение некоторых их функциональных показателей с таковыми у мальчиков.
Различия в показателях длины и массы тела у мальчиков и девочек до периода полового созревания выражены не слишком резко. Девочки, у которых длина и масса тела несколько ниже, чем у мальчиков, сравниваются с последними, а затем в связи с более ранним началом полового созревания (в 11–12 лет) обгоняют их. К 14–15 годам половое созревание девочек близко к своему завершению, поэтому увеличение длины и массы тела становится у них менее интенсивным, чем у мальчиков. В этом возрасте мальчики по длине и массе тела сравниваются с девочками, а затем и обгоняют их. В дальнейшем все показатели физического развития у юношей в среднем превышают показатели у девушек.
Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие в первую очередь зависит от социальных факторов. Многочисленные исследования показали, что как бы ни был велик генетический (наследственный) вклад в рост и развитие организма, он может в полной мере проявиться лишь в условиях благоприятного сочетания средовых факторов. При воздействиях неблагоприятных факторов внешней среды ухудшаются соматометрические и физиометрические показатели: формирование костной ткани, смена молочных зубов на постоянные, половое созревание, моторное развитие.
Отсюда следует, что целенаправленное воспитание и обучение, повышение двигательной активности в режиме дня, недели, рациональное питание, создание благоприятных внешнесредовых условий содействуют соматическому и функциональному совершенствованию: «незрелые» дошкольники быстрее достигают уровня школьной зрелости, у учащихся возрастают умственная и мышечная работоспособность, улучшается успеваемость, двигательная подготовленность, синхронизация функций в процессе учебной деятельности, легче протекает адаптация к учебной и физической нагрузкам.
Предлагаемая О. П. Храбровой, Н. П. Свинуховым, С. В. По-повым, Г. Н. Журавлевой оценка физического развития проводится на основе сопоставления индивидуальных данных со средними нормами для данной возрастно-половой и социально-этнической группы. Для получения местных стандартов проводят массовые обследования физического развития детей и полученные материалы подвергают статистической обработке.
Возрастная группировка для детей от 3 до 7 лет осуществляется с интервалом в 6 месяцев. Для детей школьного возраста и подростков от 14 до 18 лет возрастной интервал равняется одному году. Так, например, 7-летними детьми будут считаться дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней к моменту обследования.
Для оценки физического развития необходимо иметь сведения о состоянии развития следующих признаков:
1. Соматоскопические — состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, форма грудной клетки и позвоночника, степень полового созревания.
2. Физиометрические — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия (кистевая и становая), экскурсия грудной клетки, артериальное давление, пульс и т. д.
3. Соматометрические — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки.
Для оценки соматометрических показателей пользуются методом сигмальных отклонений или более совершенным методом с использованием коэффициента регрессии (по шкалам регрессии), который позволяет давать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков и их взаимной связи. Шкала регрессии составляется для каждой возрастно-половой группы. Ею фиксируется:
М — средняя арифметическая, являющаяся типичной величиной признака для данной возрастно-половой группы;
Rх — коэффициент регрессии, показывающий, насколько изменится масса тела при изменении роста на 1 см;
Ry — коэффициент регрессии, показывающий, насколько изменится окружность грудной клетки при изменении роста;
σr — сигма регрессии, которая служит для определения величины нормальных отклонений индивидуального признака, сопряженного с ростом.
В последние годы в практику оценки физического развития входит комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие уровня биологического развития календарному возрасту школьника. Принимают во внимание длину тела, размер его годовых приростов, смену молочных зубов на постоянные, а также степень полового созревания.
При этом особенное внимание обращается на гармоничность физического развития (соотношение между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом). Физическое развитие оценивают как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных (соответствующих данному росту по шкале регрессии) в пределах 1σ регрессии.
Физическое развитие считается дисгармоничным, когда масса тела и ОГК отстают от должных на 1–2σ регрессии либо превышают их в тех же пределах за счет избыточного жироотложения. Физическое развитие оценивают как резко дисгармоничное при отставании массы тела и ОГК более чем на 2σ регрессии или превышении их на ту же величину за счет избыточного жироотложения. Дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие характеризуется также низкими функциональными показателями.
Только у 60% детей развитие всех физиологических функций точно соответствует календарному возрасту: у 20% — опережает, у остальных 20% наблюдается временная задержка. Проблема школьной зрелости осложняется еще больше, когда к различиям в сроках созревания ряда физиологических функций у ребенка присоединяется еще фактор нездоровья, мешающий ему в его учебе. И первый, и второй фактор требуют совместной работы врача и педагога. Совершенствование незрелых функций, так же как коррекция функций, нарушенных болезнью, в одинаковой мере дело педагога и врача.
При оценке показателей физического развития подростка нужно прежде всего вычислить возраст обследуемого (см. табл. 2). Для этого из года обследования нужно вычесть год рождения и показатели месяцев со знаком (+) прибавить, а со знаком (–) вычесть из числа лет (приложение 2).
Таблица 2
Таблица для определения возраста
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4