«Улицы Санкт-Петербурга»
«Дом милосердия»
|
| Филиал государственного учреждения «Городской центр по работе с детьми, подростками и молодежью» Служба уличной социальной работы |
|
«Институт подростка» |
|
| Отдел социальной работы |
|
|
|
| Информационно-методический отдел |
|
|
«Скорая помощь» |
| Административно-хозяйственный отдел |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Межрайонный центр социальной реабилитации детей и подростков |
|
|
|
| Социальная служба |
|
|
|
| Кризисная квартира |
|
|
|
| Юридическая служба |
|
|
|
| Психологическая служба |
|
|
|
| Медико-педагогическая служба |
|
|
|
| Социальная гостиница |
|
|
|
| Центр профессиональной подготовки подростков с проблемами |
|
|
|
| Школа восстановительного обучения |
|
|
|
| Территориальный комплекс социальной защиты детей и подростков |
|
|
Концепция развития государственного учреждения
«Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних и юных матерей
"Воспитательный дом"»
Санкт-Петербург
2000–2003 годы
Приоритетные проблемы и концептуальные положения
Инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, затронули практически все стороны жизни, особенно социальную сферу, утверждая веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности.
Нацеленность социальных программ на обновление через демократизацию системы управления, через гуманитаризацию содержания социальной работы с семьей, детьми и молодежью, через ее субъективно-личностную ориентацию (что нашло отражение в государственных актах) вошла в противоречие:
-
с существующей системой управления процессами, происходящими в социозащитных учреждениях для детей и молодежи;
-
с существованием потребности в социальной реабилитации значительного числа подростков и молодежи, отсутствием обоснованной организации социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи им;
-
с низким оснащением или отсутствием материальной базы, отвечающей охранным, лечебно-профилактическим, диагностическим, интегративно-реабилитационным, адаптивно-адаптирующим функциям социального предназначения реабилитационных центров;
-
с возрастанием гетерогенности состава молодежной среды и увеличением числа несовершеннолетних в широкой зоне между нормой и патологией;
-
с усилением напряженности в социальной среде подростков и молодежи за счет утери перспектив их жизненного и социального определения;
-
с недостаточностью нормативно-методического обеспечения по проблемам внедрения социально-методического комплекса и управления им в социозащитных учреждениях;
-
с необходимостью изменения стратегии и тактики социальной и педагогической профилактики, ее гуманизацией и ростом числа подростков и молодежи из «группы риска»;
-
с увеличением числа факторов риска — экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, инвалидность, отклонение в развитии, алкоголизм, наркозависимость), психологических (конфликтность, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотиваций) и т. д. — и отсутствием у разных ведомств, работающих с семьями и детьми из «группы риска», единого подхода в их преодолении;
-
слабое развитие сферы социальных услуг.
Все вышеизложенные факторы и определенный опыт работы с несовершеннолетними и их семьями позволил коллективу ГУ СРЦ для несовершеннолетних и юных матерей «Воспитательный дом» выработать следующие концептуальные положения, на основании которых и строится их деятельность:
-
признание личности развивающегося человека высшей социальной целостностью;
-
создание условий для формирования развитой личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей: семейные, профессионально-трудовые, гражданские и саморегулятивные функции;
-
приоритет семьи, где человек проходит первичную и главную социализацию;
-
ликвидация кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим.
-
развитие единого информационного пространства.
Центр для несовершеннолетних и юных матерей «Воспитательный дом» не подменяет работу школы, учреждений культуры или психологической службы, детских домов, школ-интернатов. Он их дополняет и по возможности заменяет вакуум взаимодействия несовершеннолетних с социальным окружением.
Одной из важных особенностей организации практической деятельности центра для несовершеннолетних и юных матерей «Воспитательный дом» является то, что весь спектр социальных услуг, оказываемых несовершеннолетним, а также их семьям и молодежи, проводится на бесплатной основе, что делает их доступными, прежде всего для малообеспеченных слоев населения.
Центр осуществляет свою работу с несовершеннолетними одновременно по следующим направлениям — превентивному и коррекционному.
Превентивные действия включают раннее выявление проблем и затруднений у подростка для создания оптимальных условий для его развития.
Коррекционные — направлены на выявление несовершеннолетних, имеющих трудности в социальной адаптации, оказание им и их семьям необходимой помощи (педагогической, психологической, социальной, правовой и т. д.).
Социальное и педагогическое предназначение центра для несовершеннолетних и юных матерей «Воспитательный дом» реализуется в таких функциях, как социальная, диагностическая, коррекционная, адаптивная, обучающая.
Структура Центра, уровень его развития позволяет решать проблемы социальной защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, молодежи. Иными словами, социальная работа Центра — это урегулирование правовых, экономических и психологических отношений несовершеннолетних с семьей и обществом и оказание им помощи в преодолении возникающих затруднений.
Последовательное формирование научно-методического, информаци-онно-аналитического программного обеспечения, а также системы подготовки кадров позволяет коллективу центра «Воспитательный дом» охватить достаточно большой комплекс проблем.
Система социальных гарантий и механизмы их реализации не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту в ситуациях социального риска.
В настоящее время деятельность Центра позволяет выбирать разные формы профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, а не только заниматься поддержкой и защитой тех, кто уже оказался в трудной жизненной ситуации.
В штате Центра работает 335 специалистов: это социальные педагоги, специалисты по социальной работе, воспитатели, медицинский персонал, психологи, юристы, вспомогательный персонал.
Основная деятельность учреждения осуществляется 263 специалистами, из них 8 человек имеют высшую квалификационную категорию, 13 — I квалификационную категорию, 27 — II квалификационную категорию. Специалистов с высшим образованием 81%, в том числе 68% имеют высшее образование по профилю.
Только за 1999 год курсы повышения квалификации закончили 21 человек, в настоящее время обучаются 34 человека.
Средний возраст работающих — 37,2 года, что в значительной мере повышает результативность их деятельности, так как снимает некоторые психологические и моральные барьеры, помогает создавать более доверительную атмосферу общения с несовершеннолетними и их семьями и молодежью.
Нормативно-правовую основу деятельности учреждения составляют три уровня правовой системы: международный, федеральный и муниципальный:
-
акты международного права: «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей»;
-
федеральный уровень — Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, «Об основах социального обслуживания населения РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-
муниципальный уровень — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в Санкт-Петербурге.
Особое внимание уделяется формированию нормативно-правовой базы Центра. Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность учреждения, позволила не только сделать ее более целенаправленной, ясной, понятной, но и заняться более серьезной разработкой системы отслеживания результатов деятельности.
Специфика целей, задач и статуса учреждения вызывает необходимость реализовывать дополнительные программы, расширяющие вариантную составляющую содержания деятельности Центра (программы «Семья», «Фестиваль неформальных объединений и групп «Пять углов», «Путиловские дети», «Отдых наших детей», «Преодоление», «Развитие»).
Организация работы учреждения регламентируется в соответствии с его Уставом и локальными актами.
-
Цели
-
Развитие и совершенствование системы социально-педагогиче-ского, медицинского, психологического, информационного и юридического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, через комплексную сеть социальных услуг.
-
Создание условий для выработки «устойчивого иммунитета» молодого поколения к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
-
Обеспечение связи несовершеннолетних и их семей с системами, которые снабжают их ресурсами, услугами и возможностями.
-
Оказание социально-педагогической, медицинской, психологической и юридической помощи несовершеннолетним и их семьям, попавшим в кризисную ситуацию.
-
Задачи
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
-
Отработка системы научно-методического обеспечения основных направлений деятельности Центра.
-
Создание и запуск единой информационной программы «Наш дом».
-
Вооружение специалистов комплекса современным, практическим, профессиональным «инструментарием», максимально адаптированным к современным условиям, технологиям и техникам социальной работы с несовершеннолетними.
-
Развитие социальных услуг для несовершеннолетних и их семей, молодежи.
-
Развитие и укрепление материально-технической базы учреждения.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4