1. Социально-правовая оценка подростка,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации
В последние годы в России ведется интенсивная работа по формированию правовых основ профилактической деятельности, социальной дезадаптации детей, подростков, работы учреждений социальной направленности.
В монографии представлены документы, которые отражают три уровня правовой системы — международный, федеральный и муниципальный, — имеющие отношение к сфере защиты прав семьи, детей (приложение 1).
Международный уровень — «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.
Федеральный уровень — Конституция (Основной Закон) РФ, Семейный кодекс РФ, закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Муниципальный уровень — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в Санкт-Петербурге.
Нормативно-правовые акты РФ направлены непосредственно на регулирование процессов в сфере социальной защиты прав семьи, детей и молодежи.
На федеральном уровне можно говорить о двух типах документов:
-
акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция РФ, федеральные законы и др.);
-
подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств, комитетов, ведомств и др.).
Правовые нормативные документы, принимаемые в Санкт-Петербурге, осуществляют локальное правовое регулирование, являются производными от федеральных законов и действуют только на территории Санкт-Петербурга.
Таким образом, содержание федеральных законов и подзаконных актов показывает, что в РФ происходит поэтапное становление правовой нормативной регламентации социальной защиты семьи и детей.
Этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования, системы управления центрами и приютами для детей, виды и формы социальных услуг. Регламентация основывается на совокупности нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семей и детей.
Документы, представленные в приложении, отражают процесс формирования нормативно-правовой базы профилактической и реабилитационной работы, ориентированной на детей группы риска и социально дезадаптированных несовершеннолетних.
В приложении представлены как широко известные документы, так и те, которые отражают инновационный опыт, ориентированный на решение проблем детской безнадзорности и беспризорности, защиту прав семьи, детей в разных кризисных ситуациях.
Приложение включает нормативно-правовые документы, действующие в сфере профилактического и реабилитационного поля, а также материалы практической деятельности экспериментального центра по социальной работе Государственного Комитета по молодежной политике ГУ СРЦ для несовершеннолетних и юных матерей «Воспитательный дом».
Сегодня, в сложный период перехода России к новым экономическим отношениям, реформирования всей правовой основы государства, особенно важен принцип приоритетности защиты детства при создании новых нормативных актов и структур социозащитных учреждений.
Представленный материал будет полезен не только работникам социальной сферы, но и другим организациям, учреждениям и специалистам, занимающимся проблемами оценки, реабилитации и адаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4