logo
компл

1. Феномен отклоняющегося поведения

в различных психологических концепциях

Девиантное поведение определяется как действие, не соответствующее ожиданиям общества. И. С. Кон определяет девиантное поведение «как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» [46]. Данная форма поведения наиболее характерна для подростков как способ выделения себя из мира детей, способ рассказать о себе миру; через негативизм и отрицание мира взрослых ребенок приходит к взрослой жизни и становится полноправным членом этого общества. Тем не менее на становление отклонений в поведении могут оказывать влияние особенности развития в ранних возрастных периодах, воспитание и взаимоотношения в семье, особенности личности, физическое и психическое здоровье ребенка.

Девиантное поведение, в свою очередь, разделяют на более частные понятия, это аддиктивное и делинквентное поведение. Аддиктивное поведение (пагубная привычка, пристрастие) — к такому поведению относится употребление наркотических веществ, алкоголя, беспорядочная половая жизнь, то есть все, что может нанести непосредственный вред организму. В аддиктивном поведении присутствует аутоагрессивный компонент, который способствует саморазрушению личности. Делинквентное поведение (противоправное) возникает, когда речь идет о нарушении прав и законов, существующих в обществе.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения, тем не менее можно выделить основные детерминанты, влияющие на формирование отклоняющегося поведения. Условно их можно разделить на четыре группы: