4. Социально-психологическая оценка подростка,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Важным моментом в комплексной диагностике подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, является его положение в группе. Кроме того, объектом оценки и воздействия должна являться непосредственно группа подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, как самостоятельная единица.
Мы предлагаем комплексную оценку группы, основанную на социометрии, осуществленной с помощью наблюдения.
Особенности поведения и взаимоотношений индивида складываются не только во внутреннем пространстве человека, но и в системе социального взаимодействия, субъектом которого он является как личность. Отсюда возникает острая практическая необходимость в нахождении информативных, удобных для наблюдения специалиста диагностических способов получения текущих данных о состоянии и динамике межличностных отношений.
Основная цель методики заключается в установлении значимых социально-психологических характеристик неформального сообщества подростков. К ним можно отнести социальную направленность группового поведения и особенности статусно-ролевой структуры малых групп, проявление внутри- и межгрупповой активности, устойчивость взаимоотношений и эмоциональную удовлетворенность атмосферой группы, лидерство и конфликтность и т. д. В практическом плане диагностика указанных переменных имеет особое значение для контроля за социальными процессами, выбора оптимальных способов коррекции и, что весьма важно, профилактики девиантного поведения конкретных подростков или малых неформальных групп. Общий подход к разработке методики вытекает из специфичности диагностических проблем неформальных подростковых объединений, а также нахождения релевантных социально-психологических характеристик, которые отвечают актуальным профессиональным требованиям. Наиболее характерными из них являются:
1. Диагностика системы неформальных взаимоотношений должна учитывать естественное для подростка нежелание раскрывать перед исследователями интимные стороны своего поведения.
2. Полученные сведения должны отражать мобильность состава подростков в уличном пространстве и времени, а также фиксировать устойчивые сети их неформального взаимодействия.
3. Использование методики должно позволять профессиональным работникам в сжатые сроки с максимальной степенью надежности оценивать и контролировать развитие системы неформальных отношений. Ее основная задача — ответить на конкретный вопрос, выявить причину психологического явления, проникнуть в мир общения.
4. Применяемые методы должны обладать не только диагностическим, но и коррекционным потенциалом, поскольку анализ взаимодействия может выявить и вовремя исключить деструктивные моменты в субкультуре.
Этим требованиям отвечает методика экспресс-диагностики межличностного взаимодействия, которая была разработана А. И. Мокрецовым и адаптирована нами к неформальным группам подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Процедура диагностики была ориентирована на конкретные требования и цели реабилитации. Сущность ее заключается в изучении личности подростка, оказавшегося в трудной ситуации и попавшего в неформальную группу. В этом контексте раскрытие существенных взаимосвязей и динамики межличностных отношений выступает в качестве значимого фактора успешной деятельности социального работника. Например, получение актуальной информации о напряженных эмоциональных отношениях, источниках конфликтных ситуаций или факторах, влияющих на поведение личности, предоставляет специалисту возможность для выбора адекватных мер социального контроля.
Прежде чем приступить к изложению конкретных методических процедур, следует определить круг операциональных понятий, которые, во-первых, помогут профессиональным работникам лучше сориентироваться в изучаемых явлениях; во-вторых, будут способствовать формированию психологической активности к использованию предлагаемых методических приемов в повседневной деятельности.
Личностное (психологическое) или групповое взаимодействие — взаимозависимость подростка А (группы X) и подростка Б (группы Y), проявляющаяся в систематических контактах (связях), необходимых для успешного решения задач, входящих в сферу взаимных интересов.
Личностное (групповое) взаимодействие является неформальным, если подростки или группы непосредственно устанавливают и поддерживают контакты, базируясь на принципах совместимости, согласия, общности взглядов, землячества и т. п. Как правило, оно осуществляется в скрытых (интимных) формах и регламентируется неписаными нормами (кодексом) поведения.
Взаимодействие является формальным, если отношения между подростками или малыми группами детерминируются условиями и характером совместной деятельности, опосредуются действующими нормативно-правовыми требованиями и реализуются в рамках специально сформированных структур.
Межличностная (межгрупповая) система взаимодействия — достаточно стабильная и плотная сеть непосредственных личностных (групповых) взаимосвязей, которая объективируется в поведенческих актах, способах взаимовлияния, особенностях внутри- и межгруппового общения.
Малая группа — относительно немногочисленная общность непосредственно взаимодействующих между собой подростков, которые, как правило, объединены на основании одного или нескольких социально-психологических признаков для достижения совместной цели. С точки зрения реабилитации группа может рассматриваться не только в качестве объекта, но и субъекта действия.
Группа является формальной, если она имеет фиксированный нормативно-правовой статус. Взаимодействие ее членов регламентируется официальными нормами и социально задаваемыми целями деятельности.
К типичным формальным образованиям относятся классы, ученические группы и др.
Неформальная группа — не имеющая юридического статуса общность подростков, характеризующихся чувством идентичности (сопринадлежности) и разделяющих единую систему взглядов, интересов, ценностных ориентаций.
Для таких групп свойственны жесткая дифференциация межличностных статусов и следование неписаному кодексу поведения.
Статус — положение личности (группы) в системе межличностных и межгрупповых отношений, определяющее права, обязанности и меру психологического влияния на других.
Межличностная роль, ролевое поведение — нормативно одобряемые способы действия, стандарты поведения, убеждения, социальные установки и ценностные ориентации личности, которая занимает определенную позицию в структуре группы.
Процесс диагностики исходит из того, что своевременная фиксация реальной сети активных межличностных и групповых контактов, определение их частоты и плотности позволяют построить, образно говоря, «портрет» неформального сообщества осужденных. При таком подходе постулируется, что межперсональная (непосредственная, «лицом к лицу») связь между подростками реализуется в форме контактов, встреч, необходимых для решения жизненных ситуаций и проблем, входящих в круг их личных интересов или целей совместной деятельности.
В свою очередь, развитие межличностных (в том числе диадических) взаимосвязей как форм значимого общения одного подростка с другим неизбежно приводит к образованию относительно автономных, различных по конфигурации, численности и характеру сплоченности неформальных групп. Таким образом, сплоченные общности будет отличать максимальное число связей, замкнутых на отдельных подростках или группах, а диффузные — поверхностные, неустойчивые диадические взаимосвязи с редкими межличностными и групповыми контактами.
В данном случае за минимальную степень зависимости условно принимается непосредственная личностная связь двух подростков одной группы с двумя подростками из другой. Если наблюдается единичная связь члена одной группы с подростками из другой, то такое взаимодействие относится к случайным или «фоновым».
При классификации неформальных групп в каждом конкретном случае желательно исходить из плотности внутригрупповых связей подростков, характера доминирующих интересов, общих ценностей, наличия неписаного кодекса поведения, длительности устойчивых взаимоконтактов и иных факторов, мотивирующих совместную деятельность и общение.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4