Психолого-педагогическая характеристика подростка
-
Общие сведения:
ФИО;
дата рождения;
общее физическое развитие (в том числе дефекты);
состояние здоровья;
внешний вид (опрятность, наличие татуировок, украшений);
состав семьи;
особенности воспитания.
Привычки: алкоголь, курение, наркотики (дозы приема, переносимость, поведение после приема, поведение при отсутствии вещества, минимальная доза, приводящая к ухудшению состояния).
2. Особенности личностного развития.
2.1. Направленность (интересы, потребности, увлечения, принадлежность к субкультуре).
2.2. Знания, умения, навыки.
2.3. Особенности познавательной сферы: внимание, память, мышление;
особенности эмоциональной сферы: преобладающее настроение, состояние;
особенности волевой регуляции (способность удерживать влечения, подчинять основному второстепенное, способность организовать свой распорядок дня и т. п.);
особенности речи.
2.4. Типологические свойства:
проявление темперамента;
проявление свойств нервной системы (сильная, слабая).
2.5. Особенности характера:
отношение к труду, к себе (самооценка), к вещам; к окружающим: взрослым, сверстникам, младшим; к окружающей среде;
сексуальное развитие и поведение;
поведение в конфликтной ситуации (в проблемной и чрезвычайной);
ситуации, вызывающие напряжения и срывы.
2.6. Уровень развития способностей.
3. Особенности развития (степень успешности) видов деятельности:
учебной;
профессиональной;
спортивной;
коммуникативной.
Характеристика пишется на основании наблюдений, бесед, тестирования и консультаций со смежными специалистами (воспитатель, психиатр, социальный работник и т. д.).
Экспресс-диагностика
уровня нервно-психического состояния детей,
его прогноз и исследование формальной
и неформальной структуры взаимоотношений детей
Уже шесть лет при Комитете по делам молодежи, семьи и детства администрации Санкт-Петербурга существует «Приют "Федор"». В круг практических задач социально-психологической реабилитации детей и подростков «Приюта "Федор"» входят экспресс-диагностика уровня нервно-психического состояния детей, его прогноз и исследование формальной и неформальной структуры социально-психологических отношений детей друг с другом.
Экспресс-диагностика уровня нервно-психического состояния детей по результатам тестирования позволила построить диаграммы уровней нервно-психического состояния детей в приюте по факторам СО (суммарного отклонения от аутогенной нормы), КТ (коэффициента тревожности) и ВК (коэффициента вегетативного тонуса) (см. табл. 3, 4).
О степени неблагополучия нервно-психического состояния мы судим по показателям СО, ВК и КТ. В частности, значение СО, равное 28,0, рассматривается нами как критическое. Ребенок, как правило, попадает в четвертую группу. Значение этого параметра действительно прогностично. Дети, имеющие опыт сексуального характера, «зашкаливают» по этому показателю.
В содержательном плане на верхних границах значений параметра ВК (больше или равно 0,7) выделяются дети, у которых преобладают трофотропные затраты энергии. Они ориентированы на покой, отдых, восстановление сил, у них преобладает неготовность к активной деятельности. Здесь выделяются, как мы их определяем, гиповозбудимые дети — определенный тип дезадаптированных детей (в нашем случае таких выявлено 14%). На нижних границах этого параметра, где ВК равен или больше 1,9, выделяются дети, у которых преобладают эрготрофные реакции. Для них характерны сильное возбуждение, активированность, суетливость, лихорадочность, зажатость. Здесь выделяются гипервозбудимые дети, также определенный тип дезадаптированных детей (в нашем исследовании таких выявлено 16%).
Третьим показателем уровня нервно-психического состояния является коэффициент тревожности (КТ). Его значение в части наличия внутриличностных конфликтов, тревог расположено в диапазоне от 0 до 12. По нашим эмпирическим данным, его значение проявляет себя на пятом уровне.
Очевидно, что неблагополучное нервно-психическое состояние, эмоционально-социальное положение ребят в структуре неформальных отношений в группе и в коллективе («отверженного», «изолированного», лидера с отрицательной направленностью и др.) осложняют процессы адаптации в детском коллективе и тормозят процесс реабилитации личности ребенка в целом (установлено в результате социометрического исследования).
Таким образом, были выявлены дети, которые нуждаются в коррекции нервно-психического состояния (см. табл. 4), и составлена таблица прогноза нервно-психического состояния детей приюта (см. табл. 5).
В настоящее время нами разработан «Лист коррекционной работы с воспитанниками приюта» (см. табл. 6), который предназначен для исполнителя-специалиста, осуществляющего коррекционную работу с учетом типа дезадаптации ребенка (с учетом проблемы ребенка). Это один из возможных способов технологически увязать работу разных специалистов по управлению и коррекции наиболее тонко организованного нервно-психического состояния детей и подростков — дезадаптантов в условиях приюта. Специалисту указывается лишь направление работы (проблема). Способы же ее решения целиком находятся в компетенции специалиста.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4