2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
Девиантное поведение у подростков может возникать и на почве депрессивного расстройства. Оно проявляется во внезапно начавшемся и ранее не свойственном нарушении поведения. Подросток становится угрюмым и озлобленным, начинает грубить старшим, особенно родным и учителям, проявляет непослушание, действует всем наперекор, причем явно в ущерб себе, забрасывает занятия, прогуливает, слоняется без дела и, наконец, оказывается в уличной асоциальной компании. На всех поступках лежит печать отчаяния, настоящего удовольствия от похождений он не получает. Такие подростки могут участвовать в серьезных правонарушениях. Они проявляют интерес к алкоголю и наркотикам. Агрессия обращается на близких, воспитателей и особенно на благополучных сверстников, легко может смениться аутоагрессией с нанесением себе повреждений и суицидными попытками. Такие подростки нередко отрицают угнетенное состояние, наличие неприятностей, трудностей, мысли о собственной неполноценности, ненужности. Подросток ведет себя так, как будто ищет наказания. Затаенное в душе представление о себе как о плохом толкает подростка на делинквентные поступки, а содеянное убеждает в правоте своих мыслей, что еще больше усугубляет депрессию, усиливает чувство одиночества, оторванности, неприкаянности, что, в свою очередь, снова толкает на агрессивность.
При маниакальных состояниях делинквентное поведение проявляется во внезапно возникшем и безудержном желании поиска новых ощущений, развлечений, новых знакомств. Домашняя обстановка, привычный круг общения становится тесным и скучным, а систематический труд непереносим. Они устремляются на улицу, быстро оказываются в асоциальных компаниях, тянутся к выпивке, начинают половую жизнь, часто меняя сексуальных партнеров. Порою вообще уходят из дома и ведут бродяжнический образ жизни. Жажда деятельности, риска, приключений толкает их на правонарушения, которые совершаются группой. По прошествии нескольких недель поведение круто меняется — они возвращаются в семью, к учебе, становятся дисциплинированными, не могут объяснить толком прежних поступков, а иногда обнаруживают признаки депрессий.
Суицид представляет собой один из вариантов поведения в экстремальной ситуации, причем суицидальность ситуации определяется личностными особенностями человека, его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей.
У всех суицидентов обнаруживаются объективные и субъективные признаки социальной дезадаптации, считает А. Г. Амбрумова [2, 3, 4]. Объективная дезадаптация проявляется в изменении человека в среде ближайшего социального окружения ограничением возможности успешно справляться со своими социальными функциями или патологической трансформацией поведения. Субъективная дезадаптация — психоэмоциональные сдвиги от негативно окрашенных переживаний (психологических: тревога, горе, стыд, душевная боль, злоба, гнев и т. п.) до клинически выраженных психопатологических синдромов (астения, диссимия, депрессия и т. д.).
Для суицидентов характерно проявление депрессии; ее возникновение в сочетании с другими симптомами создает благоприятную почву для совершения самоубийства. Начало депрессии у многих подростков связано с какими-то драматическими жизненными событиями в семье или в школе. Еще важнее индивидуально-типологические факторы, особенно локус контроля — склонность индивида приписывать ответственность за важнейшие события жизни или самому себе (внутренний, интернальный локус), или внешним факторам — людям, объективным условиям (внешний, экстернальный локус). Подростки с внешним, экстернальным локусом, считающие, что их жизнь зависит от каких-либо внешних сил, больше склонны к депрессии и тяжело переживают ее. Развитию депрессии способствует также склонность винить во всех неприятностях и неудачах якобы неизменные свойства собственной личности. Последняя склонность формируется в детстве под влиянием семейной среды.
Суицидальное поведение является одной из распространенных форм нарушений при психопатиях и при непсихотических реактивных состояниях на фоне акцентуаций характера.
В выборе способов самоубийства немаловажную роль играет реакция имитации — подражание сверстникам, услышанному или увиденному, особенно в недалеком прошлом. У подростков обнаруживается определенная склонность к повторению суицидальных попыток и особенно суицидальных демонстраций.
В стимуляции всех видов суицидального поведения важную роль играют социально-психологические факторы:
-
семейная дезорганизация;
-
школьные проблемы, дезорганизация в учебе (у подростков с невысоким интеллектом и выраженной сенситивностью);
-
сексуальные проблемы бывают обычно дополнены другими, не менее важными факторами дезадаптации (эмоционально-лабильные подростки).
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4