logo search
ГПЗИП / Общ

§ 3. Право оперативного управления

1. Общие положения. Право оперативного управления - ограниченное вещное право, которым наделяется казенное предприятие или учреждение для осуществления собственной деятельности в пределах, очерченных требованиями закона, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами данного права являются федеральные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое или физическое лицо) является их собственниками. Содержание ст. 115 ГК не оставляет сомнений в том, что казенным по ГК может быть только федеральное предприятие.

Объектом права оперативного управления служит имущество казенного предприятия и учреждения.

Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Как явствует из определения, пределами осуществления этого права являются: требования закона; цель деятельности; задания собственника и назначение имущества (п. 1 ст. 296 ГК).

Соответственно значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у его собственника. Собственник либо орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распоряжаться им. Правда, в отличие от п. 3 ст. 5 Закона о собственности в РСФСР, это право собственника не носит безусловного характера. В том случае, если казенное предприятие или учреждение обратятся в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных органов об изъятии их имущества, эти органы обязаны доказать, что имущество действительно является излишним, неиспользуемым либо используется не по назначению (п. 41 постановления Пленумов ВС РФ и ВА СРФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Возникает и прекращается право оперативного управления по тем же правилам, что и право хозяйственного ведения (ст. 299 ГК). После 31 января 1998 г. - момента вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость- учреждения и казенные предприятия обязаны зарегистрировать свое право оперативного управления на недвижимость в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость, так как это право является вещным (ст. 131 ГК, ст. 2 и 4 указанного Закона).

Дополнительная особенность права оперативного управления состоит в том, что собственник несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам казенного предприятия и учреждения независимо от обстоятельств, закрепленных в п. 3 ст. 56 ГК. При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся по смете денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК), в то время"%0" как казенное предприятие - всем своим имуществом (п. 5 ст. 115 ГК).

2. Особенности права оперативного управления имуществом казенного предприятия. Казенное предприятие создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Впредь до принятия закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях перечень оснований, по которым принимается такое решение, содержится в п. 2 и 3 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий"*(544). Кроме того, помимо ст. 113, 115 и 297 ГК, правовое положение этих предприятий определяется постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994 г. "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" *(545) и от 6 октября 1994 г. "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)" *(546).

Казенное предприятие не вправе продавать, использовать в качестве залога, сдавать в аренду, передавать во временное пользование и распоряжаться иным способом переданным в его оперативное управление недвижимым и другим имуществом без согласия Правительства РФ или Министерства имущественных отношений РФ.

Деятельность казенного предприятия подразделяется на основную, определяемую в процессе создания, и дополнительную, разрешение на занятие которой дает соответствующее министерство или ведомство. Устав казенного предприятия утверждает Правительство РФ (см., например, постановление Правительства РФ от 2 апреля 1996 г. "Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем"*(547).

Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником имущества.

3. Особенности права оперативного управления имуществом учреждения. Учреждение не вправе распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) как имуществом, закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно лишь использует денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила существует ряд исключений, когда непосредственно законом учреждению предоставляется право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так, в соответствии с п. 11 ст. 39 Федерального закона от 15 января 1996 г. "Об образовании"*(548) и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(549) образовательное и высшее учебное заведения вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ними имущества без права выкупа последнего и по ценам не ниже тех, что сложились в регионе. Тем самым, как справедливо отмечено в литературе, для данных учреждений расширяются "...пределы осуществления их прав, определяемые законом"*(550).

Вместе с тем пределы осуществления права оперативного управления не могут простираться дальше границ существования самого права. Поэтому содержащиеся в п. 7 ст. 39 Закона об образовании и п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании положения о праве собственности образовательных и высших учебных заведений на вещи, полученные в качестве дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной хозяйственной деятельности, противоречат ст. 296 и 298 ГК и в силу ст. 3 ГК применению не подлежат.

ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. Как и передача имущества в хозяйственное ведение, такая передача должна проходить по правилам ст. 299 ГК. Попытки отдельных комитетов по управлению имуществом, предпринимаемые после вступления в силу ГК, навязать учреждениям заключение таких договоров являются незаконными*(551).

Несколько иной характер, чем право оперативного управления, имеет право учреждения на доходы, полученные от разрешенной собственником предпринимательской деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Согласно п. 2 ст. 298 ГК эти доходы и имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Они не могут быть изъяты у учреждений по решениям комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов даже тогда, когда используются не по целевому назначению (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8).

Особый режим такого имущества вызвал споры в литературе по поводу того, является ли право на него самостоятельным вещным правом*(552) либо это право хозяйственного ведения?*(553).

На наш взгляд, право учреждения распоряжаться имуществом и доходами от разрешенной собственником предпринимательской деятельности является самостоятельным вещным правом хотя бы потому, что субъектом права хозяйственного ведения по ГК может быть только унитарное предприятие (ст. 294 ГК). Однако по содержанию и степени своей защиты вещное право учреждения на полученные доходы весьма близко к праву хозяйственного ведения, что позволяет порой применять к нему нормы о праве хозяйственного ведения по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) и, в частности, переносить ответственность по долгам из такой деятельности на само учреждение, а не на собственника*(554).