logo
ГПЗИП / Общ

§ 4. Прекращение права собственности в публично-правовых интересах при реквизиции, конфискации и национализации

1. Реквизицией является принудительный выкуп у собственника имущества в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (п. 1 ст. 242 ГК). Объектом реквизиции могут быть только материальные вещи и животные.

Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих немедленных действий, она проводится во внесудебном порядке на основании административных актов. Цель реквизиции - обеспечить безопасность граждан, спасти имущество, пресечь заражение опасными болезнями людей и животных. Порядок и условия реквизиции должны быть заранее определены законом, а оценка конкретного имущества устанавливается при его изъятии и может быть оспорена в суде. Реквизированное имущество передается в собственность государства. Однако согласно п. 3 ст. 242 ГК бывший собственник вправе после прекращения действия обстоятельств, вызывавших реквизицию, требовать возврата сохранившегося имущества. Хотя закон не регулирует порядок возврата, нужно полагать, что собственник в этом случае должен вернуть полученную за имущество компенсацию с учетом потерь от снижения ценности вещи при использовании ее во время реквизиции.

2. Конфискация является санкцией за преступление или иное правонарушение и применяется только в случаях, предусмотренных законом. Она представляет собой безвозмездное изъятие имущества в собственность государства (ст. 243 ГК).

В качестве уголовного наказания конфискация определяется судом за тяжкие и особо тяжкие преступления только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ.

В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена при определении последствий недействительных сделок (ст. 169, 179 ГК).

Хотя п. 2 ст. 243 ГК предусматривает возможность конфискации имущества в административном порядке в случаях, предусмотренных законом, это положение не соответствует ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой лишение имущества возможно только по решению суда. Этот вопрос неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в частности при оценке им правомерности ст. 266 ТК, предусматривающей возможность безвозмездного изъятия имущества у нарушителей таможенных правил. По конкретной жалобе на действия таможенных органов, конфисковавших промышленные товары и транспортные средства, на которых они перевозились, Конституционный Суд подтвердил свой вывод о том, что конфискация имущества как санкция за правонарушение может применяться только судом независимо от того, каким другим органам и каким нормативным актом предоставлено право назначать конфискацию. Из ст. 35 (ч. 3) и 46 (ч. 1) Конституции РФ вытекает, что органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны при наличии оснований для применения конфискации имущества обращаться в суд. Этим не затрагиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера (изъятие, арест, задержание). Поэтому Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ ч. 2 ст. 85 и ст. 22.2 КоАП, а также ст. 266 ТК, положения которых допускают в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения*(444).

Конфискацию как меру ответственности нужно отличать от принудительного изъятия имущества (ареста), в частности вещественных доказательств, что представляет собой процессуальную меру, обеспечивающую возможность правильного рассмотрения дела в суде и вынесения обоснованного решения. Такое изъятие не прекращает право собственности. Для передачи же имущества в доход государства требуется решение суда*(445).

Незаконная конфискация может быть обжалована в судебном порядке. При признании ее незаконной собственник вправе требовать, кроме возврата вещи, возмещения причиненных ему убытков.

3. Национализацией является обращение в собственность государства имущества граждан и юридических лиц. ГК не определяет оснований национализации. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества и направлены на приобретение в собственность государства определенных объектов, чаще всего независимо от того, кому они принадлежат. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков, так, как это предусмотрено ст. 35 Конституции, т.е. при условии предварительного и равноценного возмещения.

В юридической литературе советского периода национализацию, конфискацию и реквизицию имущества относили к первоначальным способам приобретения права собственности. Это мнение основывалось на безвозмездном характере приобретения имущества независимо от воли собственника и на отсутствии правопреемства*(446). Б.Б. Черепахин обосновал отнесение национализации, конфискации и реквизиции к производным способам по критерию правопреемства*(447). Новое регулирование этих отношений в ГК не оставляет сомнений в том, что они относятся к производным способам приобретения права собственности.