logo
ГПЗИП / Общ

§ 2. Право хозяйственного ведения

1. Понятие. Субъект и объект права хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения - это вещное право, которым наделяется государственное или муниципальное унитарное предприятие с целью осуществления собственной предпринимательской деятельности, но с использованием имущества собственника.

Субъектом этого права является государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое нужно отличать от государственного или муниципального унитарного предприятия, владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). В обоих случаях собственником переданного имущества остается государство (Российская Федерация или его субъект) либо муниципальное образование. Однако круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.

Государственное или муниципальное предприятие как субъект права хозяйственного ведения нужно отличать и от юридических лиц, которые наделены этим правом быть не могут. Так, оно не может принадлежать акционерному обществу, в том числе созданному в процессе приватизации*(530). Сказанное относится к предприятиям, созданным потребительскими обществами и их союзами, к предприятиям, созданным торгово-промышленными палатами, и др. К предприятиям такого рода, созданным до 8 декабря 1994 г., применяются правила п. 5 ст. 6 Вводного закона к части первой ГК, а именно: до 1 июля 1999 г. они подлежали преобразованию в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидации.

До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятиях), а собственниками их имущества признаются учредители.

Одно из преимуществ создания унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения заключается в возможности снять с собственника бремя расходов по содержанию имущества и, кроме того, получать от его использования прибыль. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам самостоятельно и не несет ответственности по долгам собственника (п. 5 ст. 113 ГК). Собственник также не несет ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда собственник или уполномоченный им орган давал обязательные указания, приведшие к банкротству предприятия, или иным образом определял его действия (п. 8 ст. 114, п. 3 ст. 56 ГК).

Недостатки этой формы коммерческой организации выявились в ходе ее применения. Суть их сводится к тому, что реально полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом унитарного предприятия нередко принадлежат одному лицу - его руководителю (директору). В итоге при недобросовестном подходе руководителя к своим обязанностям значительная часть средств, полагающихся и собственнику, и самому унитарному предприятию, может осесть в фирмах-спутниках, где директор имеет свою "долю"*(531). Поэтому Правительство РФ постановлением от 6 декабря 1999 г. "О федеральных государственных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения"*(532) значительно сузило круг оснований, по которым предприятие может быть создано либо продолжает существовать в качестве унитарного.

Объектом права хозяйственного ведения служит предприятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК), равно как и отдельные входящие в комплекс виды имущества (здания, сооружения, оборудование и т.п.) при их отчуждении по частям.

2. Содержание права хозяйственного ведения. Предприятие - обладатель права хозяйственного ведения может владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению, но в пределах, определяемых ГК. Эти пределы очерчены в основном ст. 49, 113, 294 и 295.

В ст. 294 и 295 ГК отсутствует содержавшееся ранее в п. 2 ст. 5 Закона о собственности в РСФСР указание на возможность заключения договора между собственником, с одной стороны, и предприятием- с другой, ограничивавшего право предприятия на распоряжение переданным ему имуществом. Следовательно, пределы осуществления права хозяйственного ведения могут быть очерчены только в соответствии с ГК, но не договором с собственником. Условия договоров, заключенных между собственником и предприятием, изменяющие характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п. 39 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

В частности, пределами осуществления права хозяйственного ведения, определенными непосредственно в законе, являются предмет и цели деятельности предприятия (п. 1 ст. 113 ГК). Так, специальный характер правоспособности унитарных предприятий по сравнению с другими коммерческими организациями подчеркивается в ст. 49 ГК. Это означает, что действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением имущества. Сделки по отчуждению имущества, совершенные за пределами этих ограничений, ничтожны (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8).

В п. 9 указанного постановления это требование еще более ужесточено. Здесь говорится о том, что сделки предприятия по отчуждению либо по передаче в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за ним имущества, даже получившие одобрение собственника, но приводящие к невозможности использовать его по целевому назначению, должны признаваться недействительными (ст. 168 ГК).

Другим пределом осуществления права хозяйственного ведения являются права собственника на имущество. Они перечислены в п. 1 ст. 295 ГК. За пределами этих прав собственник или управомоченный им орган не наделены правом изымать, передавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

В соответствии с п. 1 ст. 295 ГК собственник осуществляет свои права в соответствии с законом. Поскольку закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях до сих пор не принят, при анализе прав собственника на имущество унитарного предприятия необходимо руководствоваться иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.

Собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятие, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. (в редакции постановлений Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. и от 16 марта 2000 г.)*(533) решение о создании и ликвидации федеральных предприятий принимается Правительством РФ на основании совместного представления Министерства имущественных отношений РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), а в случаях, когда создание федерального предприятия финансируется за счет федерального бюджета, - и по представлению Министерства финансов РФ. Решения о создании и ликвидации унитарных предприятий субъектов РФ и муниципальных унитарных предприятий принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК.

В процессе создания предприятия собственник одновременно решает вопрос о предмете и целях его деятельности. Но после принятия собственником своего решения этот предел осуществления хозяйственного ведения приобретает уже то самостоятельное значение, о котором говорилось выше;

б) реорганизовывать предприятие. В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменение формы собственности, принимаются Министерством имущественных отношений РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В то же время в постановлении по одному из дел Президиум ВАС РФ указал, что Госкомимущество РФ осуществлять реорганизацию юридического лица не вправе, так как упомянутым постановлением Правительства РФ принятие решений о создании и ликвидации федеральных предприятий возложено на само Правительство РФ*(534).

Правомочия федеральных органов при преобразовании предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации унитарных предприятий субъектов РФ и муниципальных унитарных предприятий принимаются в соответствующем порядке;

в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных унитарных предприятий предоставлено федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Содержание контракта, а также сам порядок его заключения определяются постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"*(535) и распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 16 февраля 2000 г. N 189-р "Об утверждении Примерного контракта с руководителем государственного унитарного предприятия"*(536);

г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. Реализации собственником этого правомочия уделяется повышенное внимание. Принят целый ряд правовых актов, направленных на усиление контроля за деятельностью унитарного предприятия - постановления Правительства РФ: от 3 февраля 2000 г. "Об усилении контроля за деятельностью федеральных, государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" *(537), от 4 октября 1999 г. "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ" *(538), от 11 января 2000 г. "О реестре показателей эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности" *(539), от 29 января 2000 г. "Об аудиторских проверках государственных унитарных предприятий" *(540);

д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником еще в ст. 5 Закона о собственности в РСФСР, на практике собственник никогда им не пользовался. Лишь после того, как в Концепции в числе прочих результатов неэффективной деятельности унитарных предприятий было названо и это обстоятельство, постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (министерства и ведомства), была возложена обязанность по определению доли прибыли унитарных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет.

Появилось соответствующее положение об этом и в Примерном уставе федерального государственного унитарного предприятия, утвержденном распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 16 февраля 2000 г. N 188-р*(541). Однако до реального воплощения в жизнь этих положений еще достаточно далеко.

В п. 2 ст. 295 ГК содержится еще один предел осуществления предприятием права хозяйственного ведения. Оно не вправе распоряжаться недвижимым имуществом (сдавать в аренду, продавать, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и т.п.), не получив на это согласия собственника.

В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены Министерство имущественных отношений РФ и его территориальные органы (п. 38 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия). Они же дают согласие в случае создания федеральным предприятием дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК).

Собственник имущества субъекта РФ или муниципального образования наделяет указанными полномочиями соответствующие органы самостоятельно.

Остальным, т.е. движимым имуществом, предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законами или иными правовыми актами. Следовательно, иными правовыми актами может быть ограничено только право предприятия распоряжаться движимым имуществом, пределы же распоряжения недвижимостью очерчены для него непосредственно в законе*(542).

Право хозяйственного ведения возникает и прекращается с учетом правил, закрепленных в ст. 299 и 300 ГК. После 31 января 1998 г. - момента вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость - унитарное предприятие обязано зарегистрировать свое вещное право на предприятие как имущественный комплекс в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость (ст. 131 и 132 ГК, ст. 2 и 4 указанного Закона)*(543).