§ 2. Право хозяйственного ведения
1. Понятие. Субъект и объект права хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения - это вещное право, которым наделяется государственное или муниципальное унитарное предприятие с целью осуществления собственной предпринимательской деятельности, но с использованием имущества собственника.
Субъектом этого права является государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое нужно отличать от государственного или муниципального унитарного предприятия, владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). В обоих случаях собственником переданного имущества остается государство (Российская Федерация или его субъект) либо муниципальное образование. Однако круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.
Государственное или муниципальное предприятие как субъект права хозяйственного ведения нужно отличать и от юридических лиц, которые наделены этим правом быть не могут. Так, оно не может принадлежать акционерному обществу, в том числе созданному в процессе приватизации*(530). Сказанное относится к предприятиям, созданным потребительскими обществами и их союзами, к предприятиям, созданным торгово-промышленными палатами, и др. К предприятиям такого рода, созданным до 8 декабря 1994 г., применяются правила п. 5 ст. 6 Вводного закона к части первой ГК, а именно: до 1 июля 1999 г. они подлежали преобразованию в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидации.
До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятиях), а собственниками их имущества признаются учредители.
Одно из преимуществ создания унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения заключается в возможности снять с собственника бремя расходов по содержанию имущества и, кроме того, получать от его использования прибыль. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам самостоятельно и не несет ответственности по долгам собственника (п. 5 ст. 113 ГК). Собственник также не несет ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда собственник или уполномоченный им орган давал обязательные указания, приведшие к банкротству предприятия, или иным образом определял его действия (п. 8 ст. 114, п. 3 ст. 56 ГК).
Недостатки этой формы коммерческой организации выявились в ходе ее применения. Суть их сводится к тому, что реально полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом унитарного предприятия нередко принадлежат одному лицу - его руководителю (директору). В итоге при недобросовестном подходе руководителя к своим обязанностям значительная часть средств, полагающихся и собственнику, и самому унитарному предприятию, может осесть в фирмах-спутниках, где директор имеет свою "долю"*(531). Поэтому Правительство РФ постановлением от 6 декабря 1999 г. "О федеральных государственных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения"*(532) значительно сузило круг оснований, по которым предприятие может быть создано либо продолжает существовать в качестве унитарного.
Объектом права хозяйственного ведения служит предприятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК), равно как и отдельные входящие в комплекс виды имущества (здания, сооружения, оборудование и т.п.) при их отчуждении по частям.
2. Содержание права хозяйственного ведения. Предприятие - обладатель права хозяйственного ведения может владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению, но в пределах, определяемых ГК. Эти пределы очерчены в основном ст. 49, 113, 294 и 295.
В ст. 294 и 295 ГК отсутствует содержавшееся ранее в п. 2 ст. 5 Закона о собственности в РСФСР указание на возможность заключения договора между собственником, с одной стороны, и предприятием- с другой, ограничивавшего право предприятия на распоряжение переданным ему имуществом. Следовательно, пределы осуществления права хозяйственного ведения могут быть очерчены только в соответствии с ГК, но не договором с собственником. Условия договоров, заключенных между собственником и предприятием, изменяющие характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п. 39 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
В частности, пределами осуществления права хозяйственного ведения, определенными непосредственно в законе, являются предмет и цели деятельности предприятия (п. 1 ст. 113 ГК). Так, специальный характер правоспособности унитарных предприятий по сравнению с другими коммерческими организациями подчеркивается в ст. 49 ГК. Это означает, что действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением имущества. Сделки по отчуждению имущества, совершенные за пределами этих ограничений, ничтожны (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8).
В п. 9 указанного постановления это требование еще более ужесточено. Здесь говорится о том, что сделки предприятия по отчуждению либо по передаче в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за ним имущества, даже получившие одобрение собственника, но приводящие к невозможности использовать его по целевому назначению, должны признаваться недействительными (ст. 168 ГК).
Другим пределом осуществления права хозяйственного ведения являются права собственника на имущество. Они перечислены в п. 1 ст. 295 ГК. За пределами этих прав собственник или управомоченный им орган не наделены правом изымать, передавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
В соответствии с п. 1 ст. 295 ГК собственник осуществляет свои права в соответствии с законом. Поскольку закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях до сих пор не принят, при анализе прав собственника на имущество унитарного предприятия необходимо руководствоваться иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.
Собственник вправе:
а) создавать и ликвидировать предприятие, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. (в редакции постановлений Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. и от 16 марта 2000 г.)*(533) решение о создании и ликвидации федеральных предприятий принимается Правительством РФ на основании совместного представления Министерства имущественных отношений РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), а в случаях, когда создание федерального предприятия финансируется за счет федерального бюджета, - и по представлению Министерства финансов РФ. Решения о создании и ликвидации унитарных предприятий субъектов РФ и муниципальных унитарных предприятий принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК.
В процессе создания предприятия собственник одновременно решает вопрос о предмете и целях его деятельности. Но после принятия собственником своего решения этот предел осуществления хозяйственного ведения приобретает уже то самостоятельное значение, о котором говорилось выше;
б) реорганизовывать предприятие. В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменение формы собственности, принимаются Министерством имущественных отношений РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В то же время в постановлении по одному из дел Президиум ВАС РФ указал, что Госкомимущество РФ осуществлять реорганизацию юридического лица не вправе, так как упомянутым постановлением Правительства РФ принятие решений о создании и ликвидации федеральных предприятий возложено на само Правительство РФ*(534).
Правомочия федеральных органов при преобразовании предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации унитарных предприятий субъектов РФ и муниципальных унитарных предприятий принимаются в соответствующем порядке;
в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных унитарных предприятий предоставлено федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Содержание контракта, а также сам порядок его заключения определяются постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"*(535) и распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 16 февраля 2000 г. N 189-р "Об утверждении Примерного контракта с руководителем государственного унитарного предприятия"*(536);
г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. Реализации собственником этого правомочия уделяется повышенное внимание. Принят целый ряд правовых актов, направленных на усиление контроля за деятельностью унитарного предприятия - постановления Правительства РФ: от 3 февраля 2000 г. "Об усилении контроля за деятельностью федеральных, государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" *(537), от 4 октября 1999 г. "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ" *(538), от 11 января 2000 г. "О реестре показателей эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности" *(539), от 29 января 2000 г. "Об аудиторских проверках государственных унитарных предприятий" *(540);
д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником еще в ст. 5 Закона о собственности в РСФСР, на практике собственник никогда им не пользовался. Лишь после того, как в Концепции в числе прочих результатов неэффективной деятельности унитарных предприятий было названо и это обстоятельство, постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (министерства и ведомства), была возложена обязанность по определению доли прибыли унитарных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет.
Появилось соответствующее положение об этом и в Примерном уставе федерального государственного унитарного предприятия, утвержденном распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 16 февраля 2000 г. N 188-р*(541). Однако до реального воплощения в жизнь этих положений еще достаточно далеко.
В п. 2 ст. 295 ГК содержится еще один предел осуществления предприятием права хозяйственного ведения. Оно не вправе распоряжаться недвижимым имуществом (сдавать в аренду, продавать, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и т.п.), не получив на это согласия собственника.
В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены Министерство имущественных отношений РФ и его территориальные органы (п. 38 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия). Они же дают согласие в случае создания федеральным предприятием дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК).
Собственник имущества субъекта РФ или муниципального образования наделяет указанными полномочиями соответствующие органы самостоятельно.
Остальным, т.е. движимым имуществом, предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законами или иными правовыми актами. Следовательно, иными правовыми актами может быть ограничено только право предприятия распоряжаться движимым имуществом, пределы же распоряжения недвижимостью очерчены для него непосредственно в законе*(542).
Право хозяйственного ведения возникает и прекращается с учетом правил, закрепленных в ст. 299 и 300 ГК. После 31 января 1998 г. - момента вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость - унитарное предприятие обязано зарегистрировать свое вещное право на предприятие как имущественный комплекс в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость (ст. 131 и 132 ГК, ст. 2 и 4 указанного Закона)*(543).
- Авторский коллектив:
- Предисловие
- Раздел. I Общие положения
- Глава 1. Предмет, основные начала и система гражданского права
- § 1. Предмет гражданского права
- § 2. Основные начала гражданского права
- § 3. Исторические корни современного гражданского права России
- § 4. Система гражданского права
- § 5. Гражданское право и смежные отрасли права
- Глава 2. История науки гражданского права России
- § 1. Становление науки гражданского права в России
- § 2. Наука гражданского права после октября 1917 г. (1918-1944 гг.)
- § 3. Наука гражданского права в послевоенный период (1946-1960 гг.)
- § 4. Наука гражданского права после кодификации гражданского законодательства в 1961-1964 гг. (1961-1990 гг.)
- § 5. Наука гражданского права после провозглашения суверенитета России (1991-2000 гг.)
- Глава 3. Источники российского гражданского права
- § 1. Понятие и виды источников гражданского права
- § 2. Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы
- § 3. Другие законодательные источники гражданского права
- § 4. Временное действие в Российской Федерации законодательных актов ссср
- § 5. Значение судебной и арбитражной практики
- § 6. Правовая сила и порядок применения норм гражданского законодательства
- § 7. Публикация актов гражданского законодательства и вступление их в силу
- Глава 4. Возникновение и осуществление гражданских прав и обязанностей. Защита гражданских прав
- § 1. Основания возникновения (изменения, прекращения) гражданских прав и обязанностей
- § 2. Осуществление гражданских прав
- § 3. Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом
- § 4. Способы защиты гражданских прав
- § 5. Судебная защита гражданских прав как гарантия их осуществления
- Глава 5. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- § 1. Гражданская правосубъектность
- § 2. Правоспособность граждан
- § 3. Право на имя и право на выбор места жительства
- § 4. Дееспособность гражданина
- § 5. Предпринимательская деятельность гражданина
- § 6. Имущественная ответственность гражданина. Признание гражданина несостоятельным (банкротом)
- § 7. Опека и попечительство
- § 8. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 9. Акты гражданского состояния
- Глава 6. Юридические лица
- § 1. Понятие, значение и признаки юридического лица
- § 2. Учредительные документы, правоспособность и дееспособность юридического лица. Его наименование, место нахождения, филиалы и представительства
- § 3. Виды юридических лиц
- § 4. Возникновение и прекращение юридических лиц
- § 5. Основные теории юридического лица и вопрос о его сущности
- Глава 7. Коммерческие юридические лица
- § 1. Хозяйственные товарищества и общества
- § 2. Полное товарищество
- § 3. Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
- § 4. Общество с ограниченной ответственностью
- § 5. Акционерное общество
- § 6. Дочерние и зависимые общества
- § 7. Производственные кооперативы
- § 8. Унитарные предприятия
- Глава 8. Некоммерческие юридические лица
- § 1. Общие положения
- § 2. Общественные и религиозные организации (объединения)
- § 3. Фонды
- § 4. Некоммерческие партнерства
- § 5. Учреждения
- § 6. Автономная некоммерческая организация
- § 7. Потребительские кооперативы
- § 8. Ассоциации и союзы юридических лиц
- Глава 9. Российская Федерация, субъекты рф и муниципальные образования
- Глава 10. Объекты гражданских прав
- § 1. Понятие и виды объектов гражданских прав
- § 2. Оборотоспособность объектов гражданских прав
- § 3. Виды вещей
- § 4. Деньги (валюта), валютные ценности
- § 5. Нематериальные блага и их защита
- Глава 11. Ценные бумаги
- § 1. Понятие и свойства ценных бумаг
- § 2. Основные виды ценных бумаг
- § 3. Акции и облигации
- § 4. Вексель
- § 5. Закладная
- § 6. Другие виды ценных бумаг
- Глава 12. Сделки
- § 1. Понятие и значение сделки
- § 2. Основные виды сделок
- § 3. Форма сделок
- § 4. Недействительность сделок и ее последствия
- § 5. Сроки давности по требованиям о недействительности сделок
- Глава 13. Представительство. Доверенность
- § 1. Понятие и виды представительства
- § 2. Доверенность
- § 3. Прекращение доверенности
- Глава 14. Исковая давность
- § 1. Понятие исковой давности
- § 2. Сроки исковой давности
- § 3. Приостановление, перерыв и восстановление исковой давности
- § 4. Последствия истечения срока исковой давности
- Раздел II. Право собственности и другие вещные права
- Глава 15. Право собственности и другие вещные права
- § 1. Вещные права и их значение
- § 2. Проблема владения
- § 3. Право собственности
- Глава 16. Право частной собственности
- § 1. Право частной собственности гражданина
- § 2. Право частной собственности юридических лиц
- § 3. Право собственности хозяйственных обществ и товариществ
- § 4. Право собственности потребительских и производственных кооперативов
- § 5. Право собственности некоммерческих организаций
- Глава 17. Право публичной собственности
- § 1. Право государственной собственности
- § 2. Право муниципальной собственности
- § 3. Приватизация государственного и муниципального имущества
- Глава 18. Способы возникновения права собственности
- § 1. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности
- § 2. Первоначальные способы возникновения права собственности
- § 3. Производные способы приобретения права собственности
- Глава 19. Прекращение права собственности
- § 1. Общие положения
- § 2. Прекращение права собственности по воле собственника
- § 3. Принудительное прекращение права собственности
- § 4. Прекращение права собственности в публично-правовых интересах при реквизиции, конфискации и национализации
- Глава 20. Общая собственность
- § 1. Понятие общей собственности
- § 2. Виды общей собственности
- § 3. Владение, пользование и распоряжение общей собственностью
- § 4. Прекращение права общей собственности
- Глава 21. Право собственности на природные ресурсы
- § 1. Общие положения
- § 2. Право собственности на землю
- § 3. Право собственности на недра
- Глава 22. Право собственности и другие вещные права на жилище
- § 1. Понятие жилища. Общие положения
- § 2. Объекты права собственности и других вещных прав на жилище
- § 3. Субъекты права собственности и других вещных прав на жилище. Кондоминиум. Товарищества собственников жилья
- Глава 23. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом
- § 1. Хозяйственное ведение и оперативное управление как ограниченные вещные права
- § 2. Право хозяйственного ведения
- § 3. Право оперативного управления
- Глава 24. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Способы гражданско-правовой защиты вещных прав
- 2. По содержанию составляющих их требований способы защиты права собственности и иных вещных прав могут быть поделены на несколько групп.
- § 2. Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
- § 3. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
- § 4. Защита прав владельца, не являющегося собственником. Иски о признании права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления
- Раздел III. Общие положения обязательственного права
- Глава 25. Общие положения об обязательстве
- § 1. Понятие и значение обязательства
- § 2. Стороны в обязательстве
- § 3. Основания возникновения обязательства
- Глава 26. Исполнение обязательств
- § 1. Понятие исполнения обязательств и его принципы
- § 2. Субъекты исполнения
- § 3. Срок исполнения
- § 4. Место исполнения
- § 5. Предмет и способ исполнения
- Глава 27. Обеспечение исполнения обязательств
- § 1. Понятие и значение способов обеспечения исполнения обязательств
- § 2. Неустойка
- § 3. Залог
- § 4. Удержание
- § 5. Поручительство
- § 6. Банковская гарантия
- § 7. Задаток
- Глава 28. Перемена лиц в обязательстве
- § 1. Общее понятие перемены лиц в обязательстве
- § 2. Переход прав кредитора к другому лицу
- § 3. Перевод долга
- Глава 29. Ответственность за нарушение обязательств
- § 1. Понятие и значение ответственности за нарушение обязательств
- § 2. Условия ответственности за нарушение обязательств
- § 3. Обстоятельства, исключающие ответственность должника
- § 4. Просрочка исполнения
- § 5. Виды ответственности
- § 6. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
- Глава 30. Прекращение обязательств
- § 1. Понятие прекращения обязательства. Основания прекращения обязательств
- § 2. Прекращение обязательства по воле его участников
- § 3. Прекращение обязательства по основаниям, не зависящим от воли его участников
- Глава 31. Понятие и содержание договора
- § 1. Значение, функции и сфера применения договора
- § 2. Виды договоров
- § 3. Условия договора и их толкование
- Глава 32. Заключение договора
- § 1. Форма договора и способы его заключения
- § 2. Общий порядок заключения договора
- § 3. Заключение договора в обязательном порядке и заключение договора на торгах
- § 4. Разрешение судом споров, возникающих при заключении договора
- Глава 33. Изменение и расторжение договора
- § 1. Обстоятельства, влияющие на исполнение договора
- § 2. Случаи изменения и расторжения договора
- § 3. Порядок изменения и расторжения договора
- § 4. Последствия изменения и расторжения договора
- Литература Ко всем главам книги
- Глава 1. Предмет, основные начала и система гражданского права
- Глава 7. Коммерческие юридические лица
- Глава 8. Некоммерческие юридические лица
- Глава 9. Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования
- Глава 10. Объекты гражданских прав
- Глава 11. Ценные бумаги
- Глава 18. Способы возникновения права собственности
- Глава 24. Защита права собственности и иных вещных прав
- Глава 25. Общие положения об обязательстве
- Глава 30. Прекращение обязательств