logo
ГПЗИП / Общ

§ 3. Заключение договора в обязательном порядке и заключение договора на торгах

1. Порядок заключения договора при наличии обязанности вступить в договор. Общий порядок заключения договоров установлен ГК исходя из принципа свободы договора: отсутствуют сроки направления оферты, оферта, как правило, может быть направлена любой из сторон договора, при этом выбор способа заключения договора также предоставлен сторонам. Акцепт с возражениями, в том числе и при оформлении возражений в виде протокола разногласий, рассматривается как новая оферта. Отсутствие акцепта этой оферты, недостижение соглашения по разногласиям равносильно отсутствию договора.

Такой порядок неприменим, когда ГК или иные федеральные законы в исключение из принципа свободы договора возлагают на одну из сторон обязанность заключить договор. Поэтому ГК определяет особые правила для таких случаев. Общей нормой является ст. 445 ГК.

Содержащимся в ней нормам о сроках придан диспозитивный характер, т.е. стороны могут согласовать другие сроки. Однако эти нормы не могут применяться при наличии специальных правил о порядке и сроках заключения государственного контракта (договора) на поставку товаров для государственных нужд (ст. 528, 529 ГК), на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 765 ГК).

Статья 445 ГК устанавливает два варианта заключения договора в обязательном порядке. При первом - оферентом выступает покупатель (заказчик), при втором - обязанная сторона.

Ни один из этих вариантов не предусматривает срока направления оферты (проекта договора). Судебно-арбитражная практика исходит из отсутствия оснований для понуждения обязанной стороны к заключению договора, если вторая сторона предварительно не обращалась к ней с предложением заключить договор*(711).

Поскольку оферта должна, как правило, исходить от потребителя (покупателя, заказчика) товара, работ, услуг, она может быть направлена в виде проекта договора - одного документа, подписываемого сторонами, либо иного письменного документа посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи. Вторая сторона (обязанная) должна возвратить подписанный проект договора (акцептовать оферту в иной форме, предусмотренной ст. 434 или 438 ГК) или известить другую строну об отказе от акцепта либо о принятии оферты на иных условиях. Эти действия должны быть совершены в 30-дневный срок, включая время, необходимое для доставки оференту проекта договора (извещения).

При втором варианте проект договора в виде одного документа, подписанного сторонами (оферту в иной форме), направляет обязанная сторона. Вторая сторона вправе в течение тридцати дней: а)возвратить подписанный проект договора (извещение о принятии оферты) без возражений; б) возвратить договор с протоколом разногласий; в) уведомить оферента об отказе от заключения договора.

Вторая сторона (потребитель) вправе, но не обязана заключить договор, однако для возвращения подписанного договора или уведомления обязанной стороны об акцепте оферты (принятии оферты) либо об отказе от акцепта установлен срок, который должен соблюдаться контрагентом обязанной стороны. Вместе с тем акцепт возможен и в форме конклюдентных действий, т.е. использовании или оплаты товара, услуг, предложенных обязанной стороной.

В ст. 445 ГК упоминается протокол разногласий как документ, в котором отражаются предложенные акцептантом иные, чем в проекте, условия договора или дополнения к нему. Согласно сложившейся практике протокол разногласий составляется в виде текста на листе, разделенном пополам. В левой части излагаются условия проекта договора, в правой - условия, предложенные другой стороной. Согласно деловым обыкновениям при наличии протокола разногласий об этом делается оговорка перед подписью на договоре. Возражения по условиям договора возможны и в иной форме.

Для рассмотрения разногласий предоставлен 30-дневный срок, который может быть использован каждой из сторон также для их согласования, нахождения компромисса путем личных встреч, переписки, переговоров по электронной связи и т.д.

При отклонении обязанной стороной предложенных ей условий, неурегулировании разногласий в 30-дневный срок либо неполучении в этот срок извещения о результатах их рассмотрения другая сторона - покупатель (заказчик) вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

При отказе стороны, обязанной заключить договор, от его заключения или при уклонении от заключения (невозвращении подписанного проекта в установленный 30-дневный срок, неизвещении о принятии договора в редакции стороны, направившей его проект) вторая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор. Обязанной стороне право на предъявление такого иска не предоставлено.

Неосновательный отказ или уклонение обязанной стороны от заключения договора может повлечь для нее ряд неблагоприятных последствий, в том числе: а) возмещение убытков, причиненных необоснованным отказом или уклонением от заключения договора; б) понуждение ее судом к заключению договора; в) уплату штрафа в предусмотренных законом случаях*(712).

2. Порядок заключения государственного контракта (договора) на поставку товаров и выполнение подрядных работ для государственных нужд отличается от порядка, предусмотренного ст. 445 ГК. Во-первых, правила ст. 528-529 ГК применяются независимо от того, существует ли обязанность заключить договор у одной или обеих сторон, в то время как ст. 445 ГК применяется лишь в случаях, когда обязанность существует у одной стороны. Во-вторых, ст. 528 обязанность разработать и направить проект договора возлагает на государственного заказчика, а ст. 529 - на поставщика, определенного государственным заказчиком. В-третьих, обе статьи предусматривают обязанность стороны, получившей проект договора с протоколом разногласий, принять активные меры по их согласованию с другой стороной либо уведомить вторую сторону в течение тридцати дней о принятии государственного контракта в ее редакции или об отклонении представленных разногласий. В-четвертых, сроки заключения договора установлены дифференцировано для случаев, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса и когда использовались иные способы размещения государственного заказа. В первом случае установлен двадцатидневный срок для заключения договора, исчисляемый с момента подписания протокола результатов торгов.

Как ст. 528 ГК, так и ст. 529 ГК предусматривают при уклонении обязанной стороны от заключения договора, возможность ее понуждения к заключению договора по решению суда. Кроме того, при наличии обязанности одной из сторон заключить договор, второй стороне предоставлено право передать неурегулированные разногласия на рассмотрение суда. Такой же порядок действует и при заключении государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

3. Заключение договора на торгах. С переходом к рыночным отношениям широко используется проведение торгов для заключения договоров на наиболее оптимальных условиях. Общие правила об организации проведения торгов содержатся в ГК. Проведение торгов регулируются также Законом об ипотеке, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"*(713), Положением о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 ноября 1998 г.*(714), и другими нормативными актами.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Если законами и иными правовыми актами не определена конкретная форма торгов, ее выбор принадлежит организатору торгов.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Отличие между ними состоит в том, что в открытом аукционе или конкурсе может участвовать любое лицо, а в закрытом участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

В зависимости от формы торгов основное значение для определения лица, выигравшего торги, имеет: на аукционе - предложенная этим лицом цена, на конкурсе - предложенные им лучшие условия.

Таким образом при проведении конкурса главным является не предложенная его участниками цена, а условия, признанные лучшими конкурсной комиссией. Такие условия позволяют определить победителя и включаются в договор. Их невыполнение служит основанием для требования о расторжении договора.

Статьи 447, 448 ГК устанавливают общие правила проведения торгов. Извещение об их проведении исходит от организатора, в качестве которого на торгах по продаже имущества обычно выступает собственник. В извещении о торгах организатор обязан сообщить сведения, перечисленные в п. 2 ст. 448 ГК, в том числе - о начальной цене. Законы и иные правовые акты о торгах по конкретным предметам отражают особенности содержания извещения.

Участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

Результаты проведения торгов подводит конкурсная комиссия, они отражаются в день проведения аукциона или конкурса в протоколе о результатах торгов. Протокол подписывается организатором торгов и лицом, выигравшим торги. В соответствии с п. 5 ст. 448 ГК протоколу, подписанному организатором торгов и лицом, выигравшим их, придано значение договора. Последующие акты о торгах содержат нормы, согласно которым протокол о результатах торгов трактуется лишь как основание для заключения договора.

В соответствии с Положением о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем конкурса не позднее 10 дней с даты утверждения протокола об итогах конкурса (п. 35). Иной срок установлен ст. 528 ГК. Если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещался по конкурсу, государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

Правила, установленные ст. 447 и 448 ГК для торгов, применяются и к публичным торгам. Публичные торги проводятся в порядке исполнения судебного решения. КТМ называет такие торги принудительными. Проводятся принудительные торги не собственником реализуемого имущества.

По Закону об исполнительном производстве организатором публичных торгов является судебный пристав-исполнитель. Он может поручить проведение публичных торгов специализированным организациям.

В соответствии с Законом об ипотеке из протокола о результатах торгов возникает право лица, объявленного победителем торгов, заключить договор покупки соответствующего имущества. Следовательно, протокол о результатах конкурса служит лишь основанием для заключения договора между организатором торгов и победителем конкурса. Договор заключается в течение пяти дней после внесения покупателем покупной цены. Основанием для государственной регистрации перехода права собственности на предмет торгов - недвижимое имущество служит как протокол о результатах торгов, так и заключенный на его основании договор.

Предметом торгов может быть только право на заключение договора (аренды здания, лесного участка и т.д.). В этом случае договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола о их результатах (п. 5 ст. 448 ГК).

Таким образом нормативные акты о торгах устанавливают различные порядок и сроки оформления договора.

Нарушение правил проведения торгов, установленных законом и иными нормативными актами, может привести к признанию судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица, что влечет за собой недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 ГК).

К нарушениям установленных правил судебная практика относит проведение торгов ранее предусмотренных сроков, отсутствие надлежащего оповещения о торгах и т.п.