logo search
ГПЗИП / Общ

§ 1. Понятие жилища. Общие положения

1. Места жительства и пребывания. Понятие "жилище" введено Конституцией РФ (ст. 25, 40), хотя оно не получило в ней своего легального определения. Гражданское законодательство не использует этот термин при определении самостоятельных объектов гражданских прав, а употребляет в этом качестве лишь его конкретные разновидности - жилой дом, квартира, жилое помещение и др., составляющие в совокупности понятие жилища. То же самое следует сказать и о комплексном жилищном законодательстве, в состав которого входит его часть - нормы гражданского законодательства, что вряд ли правильно, поскольку отраслевое законодательство должно соответствовать конституционному. Очевидно, понятие надлежит раскрыть в разрабатываемом новом российском жилищном законодательстве.

Понятие "жилище" выражает функциональное объективное назначение его составляющих, присущее каждому из названных сооружений жилища, предназначенных прежде всего для постоянного проживания человека.

Жилище - это место жительства, избранное гражданином, и специальное сооружение, в той или иной мере отвечающее этому назначению. Место жительства гражданский закон определяет как место постоянного или преимущественного проживания граждан (ст. 20 ГК). Таким образом он, с одной стороны, указывает на его зависимость от волеизъявления проживающих, что косвенно и субъективно характеризует понятие жилища, и, с другой стороны, прямо определяет функциональное объективное назначение объектов жилища как сооружения. Вместе с тем жилище как сооружение в правовых отношениях собственности (гл. 18 ГК) и отдельных видах обязательств (гл. 35 ГК) характеризуется по-разному: один и тот же объект в отношениях собственности именуется как место "для проживания" (ст. 288 ГК), а в отношениях коммерческого найма*(502) (ст. 673 ГК) как место постоянного проживания. Жилище как искусственное, рукотворное сооружение - это категория не субъективного восприятия, а объективного целевого использования, заложенного на стадии проектного замысла еще до начала строительства или реконструкции жилого дома безотносительно к использованию жилища фактически.

К сожалению, новейшее российское гражданское законодательство не пришло к единому однозначному пониманию функционального объективного назначения жилища и к тому же без достаточных на то оснований отступило от единого для всех жилищных правоотношений уровня, достигнутого действовавшим до этого жилищным законодательством, относительно объективных характеристик целевого использования жилища.

Жилищный закон того времени (ст. 7 ЖК) избежал противоречий: назначение жилых домов и жилых помещений, независимо от того, являются ли они объектами отношений собственности или найма, определялось однозначно - "для постоянного проживания граждан", что задавало общий высокий уровень требований к жилищу как месту постоянного или преимущественного проживания. Исключение делалось для специальных помещений (служебные жилые помещения, общежития), в отношении которых допускалась возможность его снижения, поскольку это - место временного проживания.

Избранное ГК понятие "проживание" применительно к отношениям собственности на объекты жилища не отличается ничем от временного проживания в гостинице (кемпинге) или садовом домике в течение летнего сезона. Жилое помещение, предназначенное "для проживания граждан", становится не столько местом их жительства, сколько местом пребывания, что, как следствие, отражается на снижении санитарных и технических конструктивных требований к помещению.

Жилое помещение, предназначенное для постоянного или преимущественного проживания, является центром жизненных интересов проживающих, сосредоточением их личных и экономических интересов, что соответствует определению постоянного места жительства в международно-правовой практике Российской Федерации при заключении соглашений с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Такое понимание назначения жилого помещения выводит санитарные и технические конструктивные требования к помещению на более высокий - "достойный жизненный уровень" для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Понятие "жилище" можно формулировать с позиций всех отраслей законодательства в предельно широком смысле - сооружение, где живут люди и где они пребывают. В этом смысле оправданно употребление Уголовно-исполнительным кодексом РФ понятий "жилых помещений" (ст. 82), "норма жилой площади" (ст. 99) в расчете на одного осужденного в учреждениях уголовно-исполнительной системы (от 2 до 5 м2). Введение в 2001 г. примечания к ст. 139 УК*(503), поясняющего объект уголовно-правовой защиты конституционного права на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), расширило толкование понятия жилища не только как жилых помещений, пригодных к постоянному и временному проживанию, но и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и даже иных помещений или строений (например, дачи, гостиницы), не входящих в жилищный фонд, но предназначенных для временного проживания, а точнее сказать - пребывания.

Но в рассматриваемом нами случае речь идет о жилище в строго определенном, собственном смысле слова, не обремененном другими целями его использования (отдых, социальное обслуживание, исполнение наказания, садоводство и т.д.), жилище как месте постоянного или преимущественного проживания "в чистом виде", как материальной основы образа жизни с ведением семьей домашнего хозяйства по месту жительства.

Уровень, достигнутый ранее действовавшим жилищным законодательством, сохранен современным гражданским законом при регулировании договора найма жилого помещения (коммерческого найма) (ст. 673 ГК) и ипотеки жилых домов (квартир) (ст. 74 Закона об ипотеке) - характеристика функционального назначения жилища сводится здесь к необходимости "постоянного проживания", равно как и по договору социального найма жилого помещения, по-прежнему регулируемого еще советским жилищным законодательством, впредь до нового урегулирования (см. ст. 672 ГК).

Разница, образовавшаяся в результате установления повышенных требований в ЖК к жилищу как объекту коммерческого найма или ипотеки, с одной стороны, и пониженных требований к объекту права собственности на жилище, - с другой, должна быть ликвидирована не за счет ущербности функционального назначения, которое должно быть единым во всех разновидностях правоотношений, а за счет повышения уровня стандартных санитарных и технических потребительских качеств жилища, т.е. иными средствами, путем выделения его отдельных стимулирующих потребительских свойств: уровня видов благоустройства, стенового материала, местоположения и т.п. Потребительские качества производны от функционального назначения жилища и образуют динамичное состояние пригодности для постоянного проживания.

Только в регулирующем частные случаи Законе об ипотеке дан всесторонний контур понятия жилища и его принципиальное отличие от смежных сооружений (садовые домики, дачи), которые также могут использоваться для проживания, но исходя из их целевого назначения, не постоянно, не преимущественно. В иных актах постсоветского гражданского законодательства цельность ранее установленных требований к назначению жилища оказалась сниженной (см., например, Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). Тем самым регулирование гражданским законодательством функциональных качеств недвижимости оказалось в этом отношении непоследовательным, внутренне противоречивым.

В уяснении функционального назначения жилища, а следовательно, и замкнутого перечня его объектов важно его отграничение, проводимое Конституцией РФ (ст. 27) и Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(504), от смежного понятия "место пребывания граждан".

Названный Закон выстраивает отдельный ряд объектов временного пребывания граждан - здания (строения) гостиниц, мотелей, кемпингов, турбаз, пансионатов, домов отдыха и санаториев, предназначенных для временного проживания.

Необходимость временного пребывания людей в зависимости от характера преследуемых целей обусловливает возведение сооружений с таким набором потребительских свойств, характеристик, которые имеют широкий диапазон вариантов - от капитальных зданий до некапитальных строений и сборно-разборных конструкций, не относящихся к категории недвижимости.

2. Назначение и потребительские свойства жилища. Удовлетворение потребности в длительном проживании предопределяет обособленный тип жилища с присущими только ему потребительскими свойствами, характеризующими жилую площадь этого пространства в качестве объекта, пригодного для постоянного или преимущественного проживания с ведением семьей домашнего хозяйства.

Жилище должно отвечать таким типовым потребительским качествам, как постоянство и всепогодность сооружения, его недвижимость, фундаментальный характер, условия для ведения проживающими в нем домашнего хозяйства, а также обязательный предъявляемый к жилому дому минимальный стандарт (с учетом местных условий) санитарных и технических требований, создающих состояние пригодности сооружения к проживанию в течение длительного времени (срок службы в эксплуатации). Именно поэтому жилище заселяется на постоянной основе, его жилая площадь пригодна для указанных целей.

Отдельные потребительские свойства объектов недвижимости того и другого ряда (место жительство и место пребывания) близки, что зачастую служит основанием для использования площади гостиниц, пансионатов, домов отдыха в условиях чрезвычайных обстоятельств или военного времени по иному целевому назначению (расселения пострадавших, временных переселенцев, эвакуированных, беженцев и т.п.) без изменения в установленном порядке титульной принадлежности этих объектов.

В то же время близость потребительских характеристик жилых домов и названных объектов недвижимости служит основанием для использования жилища в качестве места временного пребывания. Это зависит от субъективных намерений лица. Его нахождение в жилом помещении, не являющемся для него местом постоянного жительства, в качестве собственника дачи (садового домика), временного жильца, нанимателя по краткосрочному договору найма, арендатора на дачный сезон и т.п. с точки зрения права оценивается как положение временно пребывающего, регистрируемого по правилам мест пребывания, а не места жительства. Таким сроком первоначально считался срок в 3 месяца, затем он был увеличен до 6 месяцев с возможностью его дальнейшей пролонгации*(505).

Возможность временного проживания в помещении отдельных лиц не влияет на изначальное объективное функциональное назначение жилища как места постоянного жительства других лиц, использующих жилище в целом по своему назначению.

Вместе с тем текущее российское законодательство оказалось непоследовательным, признавая возводимые на садовых, огородных и дачных земельных участках строения капитального или некапитального типа "жилыми", если это строительство ведется членами садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан (ст. 1, п. 4 ст. 19 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).

В советский период на садовых, огородных и дачных земельных участках, располагаемых на зонированных территориях с четко определенной целевой направленностью их использования, никогда не допускалось ни нормативно, ни на практике возведение строений, не соответствующих характеру использования земли. На садовых участках разрешалось строить садовые домики, на дачных - дачи, на огородных - только постройки для хранения инвентаря.

Возведение именно жилых строений на целевых землях, в рамках целевого объединения граждан, да еще с дифференциацией по признаку капитальности либо некапитальности постройки нарушает земельное законодательство, природу, характер застройки, требующей сбалансированности использования земельного участка с использованием типа строения, с целями пребывания на земельном участке соответственно садовода, огородника, дачника, не имеющих общего с целями постоянного проживания на такого рода земельных участках.

Закону о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, называющему строения по месту пребывания граждан жилыми, предшествовал Закон об основах федеральной жилищной политики, который еще раньше назвал строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках, также жилыми (ст. 9), что усугубляет ошибки в оценке титула строений, не являющихся жилищем в строго функциональном смысле этого понятия, поскольку эти строения, как правило, не являются местом жительства.

Жилым домом как особым типом жилища эти строения становятся лишь тогда, когда по Закону об основах федеральной жилищной политики они отвечают "требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям". В этом случае собственники вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (ст. 9).

Необходимые критерии такого перехода установил Госстрой РФ: это - возможность круглогодичного проживания, обеспеченная наличием транспортной доступности, постоянного электроснабжения и водообеспечения, отопления, гарантирующего поддержание нормативной температуры жилых помещений, а также устройств для населения и окружающей среды. Кроме того, естественно, конструктивные и технические решения дома, обеспечивающие устойчивость и безопасность здания, его соответствие санитарным и противопожарным требованиям.

Таким образом, необходимо выполнение значительного числа существенных условий для достижения такого технического и санитарного состояния строения, при котором оно могло бы быть признано пригодным к постоянному или преимущественному проживанию, т.е. признанию его жилым домом независимо от того, будет ли оно фактически использоваться в таком качестве.

Понимая двусмысленность решения, закрепленного в Законе о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, объявляющего садово-огородно-дачное строение жилым, законодатель, с его точки зрения, нашел "выход", установив зависимость владельца строения от статуса проживания или пребывания в нем, "с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений" на садовом земельном участке; "с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории" на огородном земельном участке; "с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений" на дачном земельном участке.

Очевидно, что подобные юридические конструкции базировались на предельно широком понимании жилища, как сооружения, где живут и пребывают люди. Однако полагаем, что понимание жилища должно складываться прежде всего из его ограниченного назначения "в чистом виде" и производных от назначения типовых потребительских качеств - санитарных и технических нормативов, характеристик, предъявляющих повышенные требования к замкнутому пространству, каким является жилище, в отличие от места пребывания, что дает основание вычленить именно жилой дом из смежных с ним объектов, где проживание или пребывание подчинено иным социальным целям.

Советское законодательство ввело в гражданский оборот понятия "садовый домик", "дача", определяемые также функционально, с определенными, присущими именно им потребительскими свойствами; эти понятия следует сохранить, не трансформируя их в двусмысленное в этом случае понятие "жилое строение". Понятие дачи используется российским законодательством (Закон РФ от 23 декабря 1992 г. "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства"*(506), а также, например, п. 4 ст. 218 ГК). При этом вне рамок дачного объединения гражданин вправе вести индивидуальное дачное строительство, не будучи связанным исключительно членством в дачном объединении.

В данном контексте Закон об ипотеке вводит в качестве необходимой разграничительной линии такие понятия, как "садовые домики", "дачи" и другие строения и помещения, не отвечающие целям постоянного или преимущественного проживания. Именно на них не распространяются особенности ипотеки жилых домов и квартир (ст. 74), они могут быть предметом ипотеки только на общих основаниях. С указанными нормами вступил в противоречие Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, назвавший эти строения жилыми. Следовательно, на садовые домики и дачи должны распространяться правила об ипотеке жилых домов, отличающиеся от общих правил, и соответственно не должны распространяться ни нормы гл. 18 ГК о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения, ни нормы актов жилищного законодательства.

Таким образом, объектом конституционно провозглашенного права граждан на жилище является не жилище в широком смысле, а в собственном смысле слова - как место постоянного или преимущественного проживания граждан, в состав которого входит ограниченное число объектов, т.е. включающем не все объекты, в которых могут проживать или пребывать люди. Жилище в собственном смысле этого слова охватывается таким обобщающим понятием, как жилищный фонд, интегрирующим те его разновидности (см. § 2), которые только и являются объектами гражданских прав.

Находящиеся на территории страны жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (которыми могут быть нежилые строения) образуют жилищный фонд независимо от форм собственности (ст. 1 Закона об основах федеральной жилищной политики).

Жилой дом безотносительно к числу квартир в нем является первичной жилой ячейкой, обеспечивающей здоровые жилищные условия для постоянного проживания именно своей цельностью, системностью инженерного решения проблем жизнеобеспечения замкнутого пространства, каким является жилое помещение.

Жилым домом считается здание (строение) капитальной застройки постоянного типа, предназначенное и пригодное для постоянного проживания, принятое в эксплуатацию в установленном порядке, правоустанавливающие документы на которое признаются государством, заселяемое на постоянной основе.

Законодатель необоснованно включил в состав жилищного фонда гостиницы-приюты (ст. 1 Закона об основах федеральной жилищной политики). К специализированным домам этого же типа относятся и социальные гостиницы, центры социальной адаптации, создаваемые органами социальной защиты населения и образовательными учреждениями для оказания социальной помощи лицам, оказавшимся в экстремальных условиях (несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей) без определенного места жительства и занятий. Норма о гостинице-приюте вошла в противоречие с более поздним актом, включившим гостиницы в ряд объектов места пребывания граждан (ст. 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Из круга объектов, охватываемых широким понятием "жилище", как его формулирует законодатель, подлежат исключению также те, которые расходятся с его характеристиками как недвижимости. В их числе - жилище нетрадиционного типа (кочевых народностей), передвижные единицы (вагон, фургон, прицеп, баржа), а также самовольно построенные дома (строения), здания (строения), построенные для постоянного проживания, но не принятые в эксплуатацию в установленном порядке.

По данным Европейской экономической комиссии ООН, жилище представляет собой предназначенное для жилья здание постоянного типа, его обособленные структуры с соответствующими принадлежностями (комната, ряд комнат) для ведения домашнего хозяйства, которое построено, перестроено, приспособлено и т.п., имеющее общие сообщения с внешней средой (выход на улицу, во двор, земельный участок) и сообщения во внутреннем пространстве здания (коридоры, лестницы, террасы)*(507).

Международный стандарт исключает из состава жилищного фонда примитивные (полупостоянные) и импровизированные строения (бараки и избы). В СССР статистика относила к баракам строения временного типа, рассчитанные на короткий срок службы и предназначенные обычно для общежития. Однако бараки использовались не только как общежития, но и как основной фонд заселения на общих основаниях, подлежащий в последующем освобождению от проживающих. Избы вообще представляют широко распространенную форму застройки. Как в СССР, так и в Российской Федерации и бараки, и избы входили и входят в состав жилищного фонда.

Подчиненное задачам статистики определение не содержит таких не менее важных других социальных критериев пригодности жилой площади к постоянному проживанию, как то: отвечает ли она минимальному социальному стандарту проживания, признается ли государством в качестве жилья, поскольку жилая площадь по своему назначению должна обеспечивать здоровые условия постоянного проживания граждан.

Назначение жилища и других строений фиксируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Его изменение осуществляется в том же порядке, как и устанавливается. Использование жилища не по назначению ведет к негативным последствиям для его собственника (ст. 293 ГК), что оценивается законом как бесхозяйственное содержание жилого дома (жилого помещения), ведущее к его разрушению. Если собственник не изменит своего поведения после предупреждения органом местного самоуправления о необходимости устранить нарушения и к тому же если дом (жилое помещение) разрушается, то после истечения назначенного соразмерного срока для ремонтных работ дом (жилое помещение) по судебному решению может быть продан с публичных торгов. Виновному собственнику лишь выплатят вырученные от продажи средства*(508).