§ 3. Право собственности на недра
Недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа и других специфических минеральных ресурсов.
Континентальный шельф РФ включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ*(490) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Российская Федерация осуществляет свои суверенные права в пределах исключительной экономической зоны, равной 200 морским милям от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов*(491).
Горные отношения урегулированы Законом о недрах, Законом о соглашениях о разделе продукции, Федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации" *(492), "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" *(493), "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" *(494) и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" *(495), а также международными договорами РФ и нормами международного права в той части, в какой устанавливается правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Недра в пределах государственной границы Российской Федерации составляют государственный фонд недр. При приватизации земли порядок использования недр осуществляется в соответствии с Законом о недрах, исключающим негосударственную собственность на недра. Распоряжение государственным фондом осуществляется централизованно, в основном в соответствии с федеральным законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ по каждому конкретному участку недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции либо по решению Правительства РФ, либо по совместному решению федерального органа управления недрами (его территориального органа) и органа исполнительной власти субъекта РФ, либо только субъекта РФ.
Утверждение государственной монополии на недра и строго централизованное распределение горных отводов продиктовано интересами экономической безопасности страны. Ограничение прав граждан и их объединений допустимо в силу нормы ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Интересы национальной безопасности и другие цели, названные в ст. 55 Конституции РФ, служат основанием для введения ограничений или запрещений в пользовании недрами или на приобретение права собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты. Монополия в этой сфере обусловливает подчинение горных правоотношений антимонопольному законодательству.
Права применительно к континентальному шельфу закон называет исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы, никто не может делать это без ее согласия, а также разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей, сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.
Регулирование рассматриваемых отношений и прежде всего отношений собственности и недропользования, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в особом централизованном порядке, а рынок продукции минерального сырья ограничен, поскольку в результате формируется Золотой запас государства, Алмазный фонд Российской Федерации*(496), другие государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней, а также государственный бюджет. Все это требует особого учета, отчетности, государственного контроля и ответственности за нарушение установленного порядка изучения, разведки и добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
В состав государственного фонда входит Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, формирующийся для регулирования объемов добычи и обеспечения в перспективе потребностей, состоящий из резервных месторождений.
Недра предоставляются в пользование для геологического поиска, разведки, добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей (строительство и эксплуатация подземных сооружений), либо для использования природных лечебных ресурсов курорта (питьевые воды и лечебные грязи). Объект пользования - в границах лицензионного участка в виде горного отвода. Для определения границ учитываются размеры участка недр, зоны подхода и эксплуатации горных выработок и другие факторы.
Пользователи недр - субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и иностранцы, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователям, т.е. получившие или переоформившие лицензию на пользование участками недр в установленном порядке (в отдельных случаях недропользователям, право которых досрочно прекращено, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр может быть предоставлено право краткосрочного (до одного года) пользования прежним участком недр с оформлением соответствующей лицензии).
Работы по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивного сырья и радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов разрешено вести исключительно юридическим лицам, имеющим лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти на эти цели. Лечебно-профилактическая деятельность с использованием природных лечебных ресурсов разрешена только санаторно-курортным организациям, имеющим статус лечебно-профилактических организаций, функционирующим на основании выданных лицензий.
Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно юридическими лицами. При этом закон предусматривает, что Российской Федерации, субъектам РФ, а также организациям, созданным без участия иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов. Разрешена старательская добыча как способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе артелями старателей, кроме добычи алмазов. Аффинаж драгоценных металлов (их очистка от примесей) могут осуществлять только организации по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Поскольку недропользователями могут быть иностранные физические и юридические лица, законом (ст. 23 Закона о соглашениях о разделе продукции) в соответствии со ст. 127 ГК предусмотрена возможность отказа государства в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими лицами, от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и(или) судебно-арбитражного решения.
Деятельность, связанная с пользованием недрами, лицензируется в установленном порядке*(497). Права и обязанности недропользователей возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу. В последнем случае не допускается передача участниками соглашений прав и обязанностей третьим лицам без согласия государства.
Орган, выдающий лицензию, принимает решение, проводить конкурс или аукцион на право пользования участками недр. Правительством РФ рекомендовано использовать преимущественно аукционную систему предоставления лицензий, предусматривать в условиях конкурсов (аукционов) требования, препятствующие участию в них юридических и физических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджеты разных уровней, принимать меры по досрочному прекращению права пользования недрами, если недропользователи, допускающие нерациональное использование ресурсов недр, отказываются от включения в лицензии и соглашения дополнительных условий, необходимых для выполнения требований законодательства по пользованию недрами.
Лицензия - это специальное разрешение, удостоверяющее право ее владельца на пользование участком недр в соответствии с указанными в ней целью и видом деятельности. Так, для целей геологического изучения и добычи подземных питьевых вод или вод промышленного использования наделение правом пользования осуществляется по совместному решению федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальным органом) и органом исполнительной власти субъекта РФ.
Таков же порядок принятия решений для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, а также для размещения промышленных и бытовых отходов.
Порядок получения права пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий) или участками недр местного значения, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусматривается органом представительной власти субъекта РФ. Как правило, выдача соответствующих разрешений поручается органам местного самоуправления.
Участки недр предоставляются на срок или без определенного срока. Для геологического изучения - на срок до пяти лет, добычи полезных ископаемых - на неопределенный срок (время отработки месторождения).
Драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые из недр, а равно другая продукция и доходы, правомерно полученные при добыче, являются собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями, договорами поставок (договорами поставок для федеральных нужд), заключенных с участием этих субъектов, а также международными договорами РФ. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является государство.
Аффинированные (очищенные от примесей) драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или регулированные (извлеченные из отработанных или выведенных из эксплуатации изделий технического назначения) драгоценные камни при продаже субъектами их добычи и производства предлагаются в приоритетном порядке:
1) для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней и Золотого запаса Российской Федерации;
2) субъектам РФ, на территории которых они были добыты, для пополнения их государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней.
Российская Федерация и ее субъекты наделены преимущественным правом на заключение договоров купли-продажи добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения указанных фондов. Эти ограничения не применяются при исполнении соглашений о разделе продукции относительно участников соглашений.
Соглашение о поиске, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции формируется только начиная со дня вступления в силу федерального закона о конкретном участке недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Проекты этих законов (изменений, дополнений) вносятся в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются ею при наличии заключений Правительства РФ и решений представительных органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.
На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более трети разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
Если участки недр находятся на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, требуется решение органа местного самоуправления, а решение субъекта РФ должно учитывать интересы этих народов.
Правительством РФ могут быть установлены случаи и порядок выплаты компенсаций коренным малочисленным народам, если не будут приняты меры по защите исконной среды их обитания и традиционного образа жизни в процессе выполнения работ по соглашению на объектах, расположенных на их территориях, и хозяйственной деятельности.
Переговоры и заключение соглашений об этом поручаются исключительно Правительству РФ и органу исполнительной власти субъекта РФ*(498). Субъект РФ законодательно регулирует свое участие в соглашениях.
В отдельных случаях перечни участков недр, право пользования которыми осуществляется на условиях раздела продукции, могут быть предоставлены на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти субъекта РФ, но только при определенных нормативах месторождений нефти, газа, золота и иных стратегических видов полезных ископаемых, установленных законом. В этих случаях инвестор является пользователем недр для разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных федеральным законодательством условиях, отличных от условий соглашения.
Правительство РФ обязано организовать конкурс или аукцион для выявления инвестора. Только по решению Государственной Думы Федерального Собрания РФ разрешается бесконкурсное предоставление участков недр. Условия конкурса или аукциона должны включать предусмотренные законом условия и порядок раздела продукции. В случае же заключения соглашения без проведения конкурса или аукциона порядок раздела продукции устанавливается решением Правительства РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ*(499).
Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах ее исключительной экономической зоны, также утверждаются отдельными федеральными законами.
Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также направляет доклад в Счетную палату РФ. Государственная Дума рассматривает доклад только по представлении заключения Счетной палаты РФ.
Предмет соглашения - поиск, разведка и добыча минерального сырья, раздел произведенной продукции, а также ее транспортировка, обработка, хранение, переработка, использование, реализация или распоряжение иным образом (кроме алмазов).
Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции установлены Законом о соглашениях о разделе продукции, правила которого имеют приоритет перед правилами, установленными иным законодательством, в том числе гражданским.
Права и обязанности сторон соглашения, имеющие гражданско-правовой характер, определяются и названным законом, и гражданским законодательством с учетом отмеченного выше соотношения.
Сторона, противостоящая по соглашению (договору) государству, субъект предпринимательской деятельности, именуемый в соглашении инвестором, обязуется осуществить за свой счет те действия, которые предусмотрены предметом договора.
Произведенная инвестором продукция подлежит разделу между государством и инвестором, как это обусловлено соглашением. Часть, остающаяся в собственности инвестора, состоит из так называемой компенсационной продукции (возмещающая инвестору его затраты на выполнение работ)*(500) и части прибыльной продукции, являющейся долей инвестора. Полученная государством другая часть прибыльной продукции в соответствии с соглашением подлежит распределению с субъектом РФ, на территории которого расположен предоставленный инвестору в пользование участок недр, уже на основе другого договора, заключенного между органами исполнительной власти РФ и ее субъекта.
Договор определяет условия и порядок поступления этой продукции или ее стоимостного эквивалента в согласованных пропорциях в федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Порядок использования федеральной собственности устанавливается Правительством РФ, выручка от ее реализации зачисляется в федеральный бюджет. Порядок использования части продукции, поступающей в собственность субъекта РФ, определяется его законодательством. Имущество инвестора, приобретенное для производства работ, является его собственностью, если иное не установлено соглашением. Право собственности на это имущество может перейти к государству, если стоимость этого имущества полностью возмещена.
Вся первичная геологическая, геофизическая и иная информация, производные данные, а также образцы горных пород, выявленных в результате работ по соглашению, принадлежит государству. Инвестор вправе безвозмездно пользоваться информацией на условиях конфиденциальности.
Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:
- разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата;
- ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр;
- регулярные платежи (роялти) в процентах от объема добычи минерального сырья между РФ и ее субъектом, территория которого используется для проведения работ по заключенному соглашению; распределение указанной продукции, полученной государством, осуществляется на основе отдельных договоров, заключаемых органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ.
Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а также сопровождающая иная продукция и доходы, правомерно полученные, становятся собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней. Иное может быть установлено лицензиями на их добычу или договорами поставок (в том числе для федеральных нужд). Те из них, которые оказались непригодными для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни подлежат продаже по договорной цене (не ниже мировых цен) субъектами их добычи, в приоритетном порядке сначала специально уполномоченному федерального органа исполнительной власти, а затем - субъекта РФ.
Правило о приоритетной продаже Государственным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и субъектам РФ не распространяется на исполнение соглашений о разделе продукции при осуществлении поиска, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме алмазов)*(501) в отношении участников соглашений.
Виновные в нарушении установленного порядка изучения, разведки и добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней привлекаются к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.
Не приобретенные в приоритетном порядке в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ самородки возвращаются субъектам их добычи или реализуются по их поручениям, в том числе с аукциона, равно как и другие драгоценные металлы и драгоценные камни, не выкупленные соответственно Государственными фондами РФ и субъектов РФ. Они реализуются субъектами их добычи и производства на свободном рынке любым физическим и юридическим лицам, в том числе через биржу драгоценных металлов и драгоценных камней, могут быть использованы также в собственном производстве либо в качестве залога, а также вывезены с территории страны для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном Президентом РФ.
Не востребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов используется их собственниками по своему усмотрению на внутреннем и внешнем рынках. Оплаченная, но не востребованная в течение 3 месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ на ответственное хранение: она может быть востребована по предъявлении прав собственника.
Отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ строго централизован: Правительство РФ утверждает ежегодный план их использования с указанием конкретных целей отпуска, а отпуск золота и сверх плана других ценностей для целей, не предусмотренных планом или сверх запланированного объема, производится только по представлению Председателя Правительства РФ и решению Президента РФ с внесением соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Пользователи недр не могут приобретать слитки у других субъектов и друг у друга, передавать полученное минеральное сырье его участникам (акционерам), а также не допускается его передача между участниками (акционерами) пользователями недр.
- Авторский коллектив:
- Предисловие
- Раздел. I Общие положения
- Глава 1. Предмет, основные начала и система гражданского права
- § 1. Предмет гражданского права
- § 2. Основные начала гражданского права
- § 3. Исторические корни современного гражданского права России
- § 4. Система гражданского права
- § 5. Гражданское право и смежные отрасли права
- Глава 2. История науки гражданского права России
- § 1. Становление науки гражданского права в России
- § 2. Наука гражданского права после октября 1917 г. (1918-1944 гг.)
- § 3. Наука гражданского права в послевоенный период (1946-1960 гг.)
- § 4. Наука гражданского права после кодификации гражданского законодательства в 1961-1964 гг. (1961-1990 гг.)
- § 5. Наука гражданского права после провозглашения суверенитета России (1991-2000 гг.)
- Глава 3. Источники российского гражданского права
- § 1. Понятие и виды источников гражданского права
- § 2. Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы
- § 3. Другие законодательные источники гражданского права
- § 4. Временное действие в Российской Федерации законодательных актов ссср
- § 5. Значение судебной и арбитражной практики
- § 6. Правовая сила и порядок применения норм гражданского законодательства
- § 7. Публикация актов гражданского законодательства и вступление их в силу
- Глава 4. Возникновение и осуществление гражданских прав и обязанностей. Защита гражданских прав
- § 1. Основания возникновения (изменения, прекращения) гражданских прав и обязанностей
- § 2. Осуществление гражданских прав
- § 3. Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом
- § 4. Способы защиты гражданских прав
- § 5. Судебная защита гражданских прав как гарантия их осуществления
- Глава 5. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- § 1. Гражданская правосубъектность
- § 2. Правоспособность граждан
- § 3. Право на имя и право на выбор места жительства
- § 4. Дееспособность гражданина
- § 5. Предпринимательская деятельность гражданина
- § 6. Имущественная ответственность гражданина. Признание гражданина несостоятельным (банкротом)
- § 7. Опека и попечительство
- § 8. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 9. Акты гражданского состояния
- Глава 6. Юридические лица
- § 1. Понятие, значение и признаки юридического лица
- § 2. Учредительные документы, правоспособность и дееспособность юридического лица. Его наименование, место нахождения, филиалы и представительства
- § 3. Виды юридических лиц
- § 4. Возникновение и прекращение юридических лиц
- § 5. Основные теории юридического лица и вопрос о его сущности
- Глава 7. Коммерческие юридические лица
- § 1. Хозяйственные товарищества и общества
- § 2. Полное товарищество
- § 3. Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
- § 4. Общество с ограниченной ответственностью
- § 5. Акционерное общество
- § 6. Дочерние и зависимые общества
- § 7. Производственные кооперативы
- § 8. Унитарные предприятия
- Глава 8. Некоммерческие юридические лица
- § 1. Общие положения
- § 2. Общественные и религиозные организации (объединения)
- § 3. Фонды
- § 4. Некоммерческие партнерства
- § 5. Учреждения
- § 6. Автономная некоммерческая организация
- § 7. Потребительские кооперативы
- § 8. Ассоциации и союзы юридических лиц
- Глава 9. Российская Федерация, субъекты рф и муниципальные образования
- Глава 10. Объекты гражданских прав
- § 1. Понятие и виды объектов гражданских прав
- § 2. Оборотоспособность объектов гражданских прав
- § 3. Виды вещей
- § 4. Деньги (валюта), валютные ценности
- § 5. Нематериальные блага и их защита
- Глава 11. Ценные бумаги
- § 1. Понятие и свойства ценных бумаг
- § 2. Основные виды ценных бумаг
- § 3. Акции и облигации
- § 4. Вексель
- § 5. Закладная
- § 6. Другие виды ценных бумаг
- Глава 12. Сделки
- § 1. Понятие и значение сделки
- § 2. Основные виды сделок
- § 3. Форма сделок
- § 4. Недействительность сделок и ее последствия
- § 5. Сроки давности по требованиям о недействительности сделок
- Глава 13. Представительство. Доверенность
- § 1. Понятие и виды представительства
- § 2. Доверенность
- § 3. Прекращение доверенности
- Глава 14. Исковая давность
- § 1. Понятие исковой давности
- § 2. Сроки исковой давности
- § 3. Приостановление, перерыв и восстановление исковой давности
- § 4. Последствия истечения срока исковой давности
- Раздел II. Право собственности и другие вещные права
- Глава 15. Право собственности и другие вещные права
- § 1. Вещные права и их значение
- § 2. Проблема владения
- § 3. Право собственности
- Глава 16. Право частной собственности
- § 1. Право частной собственности гражданина
- § 2. Право частной собственности юридических лиц
- § 3. Право собственности хозяйственных обществ и товариществ
- § 4. Право собственности потребительских и производственных кооперативов
- § 5. Право собственности некоммерческих организаций
- Глава 17. Право публичной собственности
- § 1. Право государственной собственности
- § 2. Право муниципальной собственности
- § 3. Приватизация государственного и муниципального имущества
- Глава 18. Способы возникновения права собственности
- § 1. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности
- § 2. Первоначальные способы возникновения права собственности
- § 3. Производные способы приобретения права собственности
- Глава 19. Прекращение права собственности
- § 1. Общие положения
- § 2. Прекращение права собственности по воле собственника
- § 3. Принудительное прекращение права собственности
- § 4. Прекращение права собственности в публично-правовых интересах при реквизиции, конфискации и национализации
- Глава 20. Общая собственность
- § 1. Понятие общей собственности
- § 2. Виды общей собственности
- § 3. Владение, пользование и распоряжение общей собственностью
- § 4. Прекращение права общей собственности
- Глава 21. Право собственности на природные ресурсы
- § 1. Общие положения
- § 2. Право собственности на землю
- § 3. Право собственности на недра
- Глава 22. Право собственности и другие вещные права на жилище
- § 1. Понятие жилища. Общие положения
- § 2. Объекты права собственности и других вещных прав на жилище
- § 3. Субъекты права собственности и других вещных прав на жилище. Кондоминиум. Товарищества собственников жилья
- Глава 23. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом
- § 1. Хозяйственное ведение и оперативное управление как ограниченные вещные права
- § 2. Право хозяйственного ведения
- § 3. Право оперативного управления
- Глава 24. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Способы гражданско-правовой защиты вещных прав
- 2. По содержанию составляющих их требований способы защиты права собственности и иных вещных прав могут быть поделены на несколько групп.
- § 2. Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
- § 3. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
- § 4. Защита прав владельца, не являющегося собственником. Иски о признании права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления
- Раздел III. Общие положения обязательственного права
- Глава 25. Общие положения об обязательстве
- § 1. Понятие и значение обязательства
- § 2. Стороны в обязательстве
- § 3. Основания возникновения обязательства
- Глава 26. Исполнение обязательств
- § 1. Понятие исполнения обязательств и его принципы
- § 2. Субъекты исполнения
- § 3. Срок исполнения
- § 4. Место исполнения
- § 5. Предмет и способ исполнения
- Глава 27. Обеспечение исполнения обязательств
- § 1. Понятие и значение способов обеспечения исполнения обязательств
- § 2. Неустойка
- § 3. Залог
- § 4. Удержание
- § 5. Поручительство
- § 6. Банковская гарантия
- § 7. Задаток
- Глава 28. Перемена лиц в обязательстве
- § 1. Общее понятие перемены лиц в обязательстве
- § 2. Переход прав кредитора к другому лицу
- § 3. Перевод долга
- Глава 29. Ответственность за нарушение обязательств
- § 1. Понятие и значение ответственности за нарушение обязательств
- § 2. Условия ответственности за нарушение обязательств
- § 3. Обстоятельства, исключающие ответственность должника
- § 4. Просрочка исполнения
- § 5. Виды ответственности
- § 6. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
- Глава 30. Прекращение обязательств
- § 1. Понятие прекращения обязательства. Основания прекращения обязательств
- § 2. Прекращение обязательства по воле его участников
- § 3. Прекращение обязательства по основаниям, не зависящим от воли его участников
- Глава 31. Понятие и содержание договора
- § 1. Значение, функции и сфера применения договора
- § 2. Виды договоров
- § 3. Условия договора и их толкование
- Глава 32. Заключение договора
- § 1. Форма договора и способы его заключения
- § 2. Общий порядок заключения договора
- § 3. Заключение договора в обязательном порядке и заключение договора на торгах
- § 4. Разрешение судом споров, возникающих при заключении договора
- Глава 33. Изменение и расторжение договора
- § 1. Обстоятельства, влияющие на исполнение договора
- § 2. Случаи изменения и расторжения договора
- § 3. Порядок изменения и расторжения договора
- § 4. Последствия изменения и расторжения договора
- Литература Ко всем главам книги
- Глава 1. Предмет, основные начала и система гражданского права
- Глава 7. Коммерческие юридические лица
- Глава 8. Некоммерческие юридические лица
- Глава 9. Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования
- Глава 10. Объекты гражданских прав
- Глава 11. Ценные бумаги
- Глава 18. Способы возникновения права собственности
- Глава 24. Защита права собственности и иных вещных прав
- Глава 25. Общие положения об обязательстве
- Глава 30. Прекращение обязательств